18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра

«Султан Санджар и старуха». Иллюстрация к поэме Низами Гянджеви «Сокровищница тайн». Фрагмент. 1546. Отдел манускриптов Национальной библиотеки Франции. Фото: Национальная библиотека Франции
«Султан Санджар и старуха». Иллюстрация к поэме Низами Гянджеви «Сокровищница тайн». Фрагмент. 1546. Отдел манускриптов Национальной библиотеки Франции.
Фото: Национальная библиотека Франции
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона

В ближайшие годы в западных музеях шедевров из России не увидеть, зато можно ожидать проекты из бывших советских республик, особенно интересные иностранному зрителю в связи с модным сейчас переосмыслением колониального дискурса. Отдельное внимание следует обратить на проекты, создаваемые Узбекистаном под эгидой местного Фонда развития культуры и искусства при кабинете министров. Этот фонд развил энергичную деятельность по популяризации местной культуры — как в области современного искусства (например, он отвечает за павильон на Венецианской биеннале), так и в отношении более традиционных жанров.

Панно в виде звезды, украшенной стилизованным растительным орнаментом. Керамическая мозаика. Центральная Азия. XIV в. Фото: Musée du Louvre
Панно в виде звезды, украшенной стилизованным растительным орнаментом. Керамическая мозаика. Центральная Азия. XIV в.
Фото: Musée du Louvre

В ноябре фонд приво­зит в Париж сразу два проекта об узбекской истории и искусстве. Первый, названный «Дорога в Самарканд, чудеса шелка и золота» и посвященный узбекскому текстилю и национальному костюму, пройдет в Институте арабского мира с 23 ноября по 4 июня. Более крупный и яркий проект, «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей», развернется в луврском крыле Ришелье, во дворе отдела исламского искусства.

Несмотря на то что в заглавие вынесено имя страны, образованной только в 1991 году, рассказывать экспозиция будет, разумеется, о более далеких временах, обо всех тех государствах, которые располагались на этих территориях — кто краешком, кто целиком: Бактрийское царство, Западный Тюркский каганат, империя Саманидов, Хивинское ханство и так далее. Причем это памятники не только исламского искусства, но и других религий, царивших в регионе, в первую очередь буддизма и зороастризма, что делает проект еще более разносторонним.

Фреска Красного зала дворца Варахши. Бухарский оазис. VIII в. Фото: Андрей Аракелян/Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан
Фреска Красного зала дворца Варахши. Бухарский оазис. VIII в.
Фото: Андрей Аракелян/Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан

Красной линией саги, рассказываемой кураторами, станет Великий шелковый путь — сеть караванных дорог сквозь Евразию, крайне важная для экономики ойкумены в течение полутора тысяч лет. Проект даже собирались назвать «Перекресток Шелкового пути», но затем передумали. Заметный кусок этого маршрута пролегал по современной узбекской территории, а местные города, такие как Самарканд и Бухара, были его важнейшими пунктами. Недавно, в начале июля, в Лувре завершилась выставка «Издалека. Миграции сырья и предметов», повествовавшая о том, как ценности попадали в Европу, — теперь фокус сместился и стал более глобальным.

Как рассказала глава исламского отдела Лувра Янник Линц, мысль об организации подобной выставки возникла еще в 2009 году, когда французы вели археологические раскопки в Бухаре. После того как она возглавила этот отдел, идея стала более конкретной, поскольку ей хотелось показать результаты этих исследований. За последние годы было организовано несколько совместных французско-узбекских археологических экспедиций, главные находки которых будут показаны в Париже. По словам Линц, выставка призвана опровергнуть самые распространенные стереотипы о культуре Средней Азии как исключительно исламской, показать богатство и разнообразие ее традиций.

Голова кушанского принца. Дальверзин-тепе. I-II вв.  Фото: Андрей Аракелян/Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан
Голова кушанского принца. Дальверзин-тепе. I-II вв.
Фото: Андрей Аракелян/Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан

Работа над выставкой началась в 2018 году, но, разу­меется, замедлилась из-за ковида. Французские кураторы, прибывшие в Узбекистан, проехав по 13 музеям страны, отобрали для показа 137 произведений, созданных на протяжении многих веков, начиная с доисламского периода, с эпохи эллинизма и ранее (кстати, жена Александра Македонского Роксана была местной царевной), и заканчивая временем Тимуридов. Еще 30 уникальных экспонатов предоставят Лувр, Британский музей, Музей Виктории и Альберта и другие знаменитые музеи. Впервые границы Узбекистана покинут монументальные настенные росписи из Посольского зала в Самарканде, фрески из царского дворца, которые потребовалось специально консервировать. В витринах будут выставлены серебро, шелк, керамика, миниатюры бухарской школы XVI века.

Бронзовый подсвечник с именем Тамерлана из мавзолея Ходжи Ахмета Яссави. Туркестан. 799 г. Фото: Musée du Louvre
Бронзовый подсвечник с именем Тамерлана из мавзолея Ходжи Ахмета Яссави. Туркестан. 799 г.
Фото: Musée du Louvre

При этом во время подготовки проекта возникли и сложности. Многие из отобранных вещей были в плохом состоянии и оказались непригодными для перевозки и экспонирования. Последняя большая реставрация музейных экспонатов Узбекистана проводилась еще в советское время. Чтобы решить эту проблему, Лувр в течение нескольких месяцев отправлял в Узбекистан своих реставраторов, специализирующихся на самых разных техниках, от терракоты до шелка, и те на месте занимались приведением в порядок экспонатов, а также проводили мастер-классы для местных реставраторов. По результатам этого сотрудничества Фонд развития культуры и искусства Узбекистана придумал себе еще одну задачу: в Ташкенте при участии консультантов из Лувра создается профессиональный центр реставрации, куда будут приглашать иностранных специалистов и где будут растить местные кадры. Также в Самарканде немецким архитектурным бюро Atelier Brookner проектируется Музей Великого шелкового пути, для которого луврская выставка станет своего рода репетицией.

Украшенная росписью керамическая чаша. Самарканд. ХI в. Фото: Андрей Аракелян/Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан[
Украшенная росписью керамическая чаша. Самарканд. ХI в.
Фото: Андрей Аракелян/Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан[

В числе отреставрированных французами предметов — Катталангарский Коран VIII века, один из древнейших в мире (в Париже показывают две страницы из него), обугленное деревянное панно VI–VII веков из самаркандского городища Кафыр-кала, статуя Будды «Гирляндоносец» из необож­женной глины (I век до н.э. — I век н.э.). Как рассказал нашему изданию один из французских реставраторов, особенный интерес у сотрудников Лувра вызвало то невероятное смешение разных стилей, эпох и культур, которое можно увидеть в Узбекистане, — для европейских специалистов этот перекресток цивилизаций оказался своего рода терра инкогнита.

Лувр
«Сокровища оазисов Узбекистана»
23 ноября – 6 марта 2023

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+