18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Женский век от Гончаровой до Турновой

Ирина Петракова. Без названия. 2022. Фото: Alina Pinsky Gallery
Ирина Петракова. Без названия. 2022.
Фото: Alina Pinsky Gallery
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц

Alina Pinsky Gallery декларирует, что не «присягала феминизму». Тем не менее выставка исследует такие проклятые вопросы современности, как: что такое женская эстетика, что есть сугубо женское в художественном творчестве, транслируют ли художницы традиционно мужской взгляд на искусство или ищут свою достоверность — создают ли свою красоту? Отсюда и название, позаимствованное у французской феминистки и философа Люс Иригарей.

Сколько художницы ни отстаивали свои права, социум не всегда воспринимал их серьезно. Так и тут: с одной стороны, все представленные на выставке авторы уже вошли в историю искусства, но с другой — примерно половина из них упоминается в связи с их спутниками — мужьями или соратниками — и, часто, на вторых позициях, в роли помощниц и вдохновительниц.

Миф о женщине-музе оказался невероятно живуч. «Почему бы нам не считать Ларионова „музой“ Гончаровой, а Жегина или Чекрыгина „музами“ Веры Пестель?» — провокационно вопрошает пресс-релиз.

Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). «Женский портрет (Марика)». 1930. Фото: Alina Pinsky Gallery
Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). «Женский портрет (Марика)». 1930.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Экспозиция охватывает около 100 лет — с 1930 года до нынешних дней. Каждая из 18 участниц — самобытный мастер и заслуживает отдельного разговора.

Нам предстоит встреча с превосходными живописцами, чьи произведения — услада для глаз, даже если зритель не готов погружаться в феминистскую повестку.

Наталия Гончарова (1881–1962) представлена акварельным эскизом декораций к балету (1940-е), Вера Пестель (1887–1952) — «Обнаженной» (1935). Мы увидим несколько идиллических работ 1930-х годов Маревны (1892–1984) и «Абстракцию» (1959) активной участницы Лианозовского кружка Ольги Потаповой (1892–1971), чьим «музом» и мужем был художник Евгений Кропивницкий.

Организаторам удалось найти абстракции 1950-х Анны Старицкой (1908–1981), уроженки Полтавы, большую часть жизни прожившей в Париже, и Риммы Заневской (1930–2021), звезды советского кинетизма 1960-х — ее первым мужем и вдохновителем был поэт Генрих Сапгир.

Наталия Турнова. Из серии «Диагноз». Фото: Alina Pinsky Gallery
Наталия Турнова. Из серии «Диагноз».
Фото: Alina Pinsky Gallery

Одна из лидеров советского нонконформизма Лидия Мастеркова (1927–2008) представлена двумя «Композициями» (конец 1950-х — начало 1960-х). Алена Кирцова, у которой в качестве support team выступает супруг, архитектор Юрий Аввакумов, покажет абстракции середины 1980-х: «Вид на набережную с Москворецкого моста…» и масштабные «Интерьер коридора с зеркалом» и «Окно с занавесками».

Традиционно многофигурная Натта Конышева (1935–2022) — для тех, кто любит погружаться в живописный хаос, рассматривать детали — мельтешение фигур на холсте («Презентация книги Лаврина „Хроники Харона“», 1993). И по контрасту — произведения Натальи Турновой — окошки в воображаемый мир великанов: такого эффекта художница добивается за счет того, что задает масштаб изображения больше, чем может уместить холст, и в результате мы видим портреты гигантов.

Вика Бегальская. «Летчица». 2008. Фото: Alina Pinsky Gallery
Вика Бегальская. «Летчица». 2008.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Также свое восприятие красоты и ее интерпретацию продемонстрируют такие разные художницы, как Мария Серебрякова (р. 1965), Вика Бегальская (р. 1975), Александра Паперно (р. 1978), Ирина Петракова (р. 1980), Мария Кошенкова (р. 1981), Федора Акимова (р. 1987), Дуня Захарова (р. 1987) и Света Холлис (р. 1995).

Статью в каталог написала Людмила Бредихина. Женский вариант русского искусства XX — начала XXI века для частной галереи выглядит вполне убедительно. 

Alina Pinsky Gallery
«И как нам создавать свою красоту?»
До 30 января 2023

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+