18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Женский век от Гончаровой до Турновой

Ирина Петракова. Без названия. 2022. Фото: Alina Pinsky Gallery
Ирина Петракова. Без названия. 2022.
Фото: Alina Pinsky Gallery
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц

Alina Pinsky Gallery декларирует, что не «присягала феминизму». Тем не менее выставка исследует такие проклятые вопросы современности, как: что такое женская эстетика, что есть сугубо женское в художественном творчестве, транслируют ли художницы традиционно мужской взгляд на искусство или ищут свою достоверность — создают ли свою красоту? Отсюда и название, позаимствованное у французской феминистки и философа Люс Иригарей.

Сколько художницы ни отстаивали свои права, социум не всегда воспринимал их серьезно. Так и тут: с одной стороны, все представленные на выставке авторы уже вошли в историю искусства, но с другой — примерно половина из них упоминается в связи с их спутниками — мужьями или соратниками — и, часто, на вторых позициях, в роли помощниц и вдохновительниц.

Миф о женщине-музе оказался невероятно живуч. «Почему бы нам не считать Ларионова „музой“ Гончаровой, а Жегина или Чекрыгина „музами“ Веры Пестель?» — провокационно вопрошает пресс-релиз.

Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). «Женский портрет (Марика)». 1930. Фото: Alina Pinsky Gallery
Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). «Женский портрет (Марика)». 1930.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Экспозиция охватывает около 100 лет — с 1930 года до нынешних дней. Каждая из 18 участниц — самобытный мастер и заслуживает отдельного разговора.

Нам предстоит встреча с превосходными живописцами, чьи произведения — услада для глаз, даже если зритель не готов погружаться в феминистскую повестку.

Наталия Гончарова (1881–1962) представлена акварельным эскизом декораций к балету (1940-е), Вера Пестель (1887–1952) — «Обнаженной» (1935). Мы увидим несколько идиллических работ 1930-х годов Маревны (1892–1984) и «Абстракцию» (1959) активной участницы Лианозовского кружка Ольги Потаповой (1892–1971), чьим «музом» и мужем был художник Евгений Кропивницкий.

Организаторам удалось найти абстракции 1950-х Анны Старицкой (1908–1981), уроженки Полтавы, большую часть жизни прожившей в Париже, и Риммы Заневской (1930–2021), звезды советского кинетизма 1960-х — ее первым мужем и вдохновителем был поэт Генрих Сапгир.

Наталия Турнова. Из серии «Диагноз». Фото: Alina Pinsky Gallery
Наталия Турнова. Из серии «Диагноз».
Фото: Alina Pinsky Gallery

Одна из лидеров советского нонконформизма Лидия Мастеркова (1927–2008) представлена двумя «Композициями» (конец 1950-х — начало 1960-х). Алена Кирцова, у которой в качестве support team выступает супруг, архитектор Юрий Аввакумов, покажет абстракции середины 1980-х: «Вид на набережную с Москворецкого моста…» и масштабные «Интерьер коридора с зеркалом» и «Окно с занавесками».

Традиционно многофигурная Натта Конышева (1935–2022) — для тех, кто любит погружаться в живописный хаос, рассматривать детали — мельтешение фигур на холсте («Презентация книги Лаврина „Хроники Харона“», 1993). И по контрасту — произведения Натальи Турновой — окошки в воображаемый мир великанов: такого эффекта художница добивается за счет того, что задает масштаб изображения больше, чем может уместить холст, и в результате мы видим портреты гигантов.

Вика Бегальская. «Летчица». 2008. Фото: Alina Pinsky Gallery
Вика Бегальская. «Летчица». 2008.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Также свое восприятие красоты и ее интерпретацию продемонстрируют такие разные художницы, как Мария Серебрякова (р. 1965), Вика Бегальская (р. 1975), Александра Паперно (р. 1978), Ирина Петракова (р. 1980), Мария Кошенкова (р. 1981), Федора Акимова (р. 1987), Дуня Захарова (р. 1987) и Света Холлис (р. 1995).

Статью в каталог написала Людмила Бредихина. Женский вариант русского искусства XX — начала XXI века для частной галереи выглядит вполне убедительно. 

Alina Pinsky Gallery
«И как нам создавать свою красоту?»
До 30 января 2023

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+