18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность

Культурный центр Elohovskiy Gallery. Фото: Центр Elohovskiy Gallery
Культурный центр Elohovskiy Gallery.
Фото: Центр Elohovskiy Gallery

По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве

Галерея на Елоховском расположилась в историческом особняке XVII–XIX веков, объекте культурного наследия федерального значения «Дом П.П. Кувшинникова». Это двухэтажное здание в стиле позднего классицизма современный архитектурный облик обрело в XIX веке, хотя его цокольный уровень с каменными сводами восходит к более раннему периоду. Строго говоря, выставочные залы галереи занимают как раз цоколь, а также новообразованное пространство между двумя особняками — домом Кувшинникова и зданием, известным как Сарептское подворье (принадлежавшее религиозной организации гернгутеров, последователей чешских и немецких гуситов). За архитектурную концепцию Elohovskiy Gallery отвечало бюро Марианны Петренко, по совместительству куратора и идейного вдохновителя проекта. Работы по реставрации и приспособлению здания длились больше трех лет. Пространство между двумя особняками было перекрыто и превращено в стильную входную зону и следующий за ней зал, где представлены произведения современного искусства. Ярко-красная лестница уводит вниз, в цоколь, где разместятся камерные экспозиции букинистики, графики и архивных документов. Внизу также располагается небольшая аудитория для проведения презентаций, лекций и аукционов.

Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery. Фото: Центр Elohovskiy Gallery
Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery.
Фото: Центр Elohovskiy Gallery

«Входную зону мы символично разделили цветом на три главы, — рассказывает Марианна Петренко. — Темно-серый олицетворяет прошлое, красный — настоящее, белый — будущее. Например, белая часть плавно переходит в зал современного искусства. Темно-серый цвет уходит в историческую ограду и фасад. А красный перетекает в лестницу, которая символизирует дорогу, приглашающую гостей в историческую подземную часть галереи».

Были скрупулезно восстановлены кирпичные своды, отреставрирован известковый камень внизу. Несомненным успехом можно также назвать восстановление исторической ограды XIX века, которую было решено взять в остекление и превратить в фасад здания. С улицы видна именно стильная витая ограда, изнутри открывается эффектный вид на Елоховский собор.

Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery. Фото: Центр Elohovskiy Gallery
Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery.
Фото: Центр Elohovskiy Gallery

Основатель и инвестор проекта — предприниматель, меценат и коллекционер Андрей Северилов, у которого на Елоховском уже сложился настоящий культурный кластер: помимо его юридической фирмы, здесь находятся аукционный дом «Книжная полка», издательство «Арт. Собрание», специализирующееся на книгах по истории искусства и букинистике, редакция журнала «Собрание». Удачным дополнением стала галерея, основателями которой вместе с Андреем Севериловым являются Марианна Петренко и директор аукционного дома «Книжная полка» Андрей Яковлев.

Особое внимание планируется уделять старинным книгам, давнему и серьезному увлечению Андрея Северилова и области, на которой специализируется его аукционный дом. В выставочном зале в цокольном этаже будут проходить показы старинной книги из собрания основателя и его соратников, коллекционеров-букинистов. В ближайшее время состоится открытие выставки принадлежащих Северилову антикварных изданий имажинистов. Также совсем скоро обещают анонсировать образовательную программу: лекции и мастер-классы по истории искусства, науке и современным технологиям, встречи с известными художниками и экспертами. Букинистическое направление курирует заведующая отделом истории книжной культуры Государственной публичной исторической библиотеки Людмила Ларионова.

Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery. Фото: Центр Elohovskiy Gallery
Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery.
Фото: Центр Elohovskiy Gallery

Согласно пресс-релизу, основная цель, которую ставит перед собой команда культурного центра, — это «выстраивание связей между разными направлениями и медиумами в искусстве». Классическое и инновационное, ретроспективное и перспективное — «все это является полем исследования и репрезентации. Культурный центр, где чувствуется синтез просвещенного XVIII века и функциональность XIX века, станет лабораторией, где теории искусства будут проверяться на практике».

Что касается современного блока выставочной программы, то он был представлен уже к открытию Elohovskiy Gallery, которое состоялось 27 октября. Гости вернисажа могли не только первыми увидеть новое выставочное пространство, а также попробовать алкогольные коктейли от Siberian Express и различные виды икры, но и оценить экспозицию, объединившую скульптуры Андрея Ковальчука и панно из текстиля, дополненные пластиком и неоном, Григория Масленникова. На открытии при поддержке галереи ArtVisioner также был показан документальный фильм о том, как создавался проект Василия Кононова-Гредина «Русская смерть».

Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery. Фото: Центр Elohovskiy Gallery
Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery.
Фото: Центр Elohovskiy Gallery

Андрей Ковальчук продолжает в современной российской скульптуре академическую линию. Он автор памятников Федору Тютчеву в Мюнхене и Александру Пушкину в Астане, московского мемориала в честь жертв чернобыльской трагедии и монумента к 1000-летию Ярославля. На открытии Elohovskiy Gallery были показаны его небольшие по формату произведения (чуть больше стандартного размера кабинетной скульптуры): фигура знаменитой балерины Анны Павловой и серия скульптурных изображений резвящихся лошадей.

Работы Андрея Ковальчука на выставке в Elohovskiy Gallery. Фото: Центр Elohovskiy Gallery
Работы Андрея Ковальчука на выставке в Elohovskiy Gallery.
Фото: Центр Elohovskiy Gallery

Светский художник Григорий Масленников (Gregory Emvy) показал серию работ «Полотна жизни», созданных специально для галереи на Елоховском. Это восемь произведений в смешанной технике. Отталкиваясь от традиций русского художественного текстиля, в частности народных промыслов, в том числе оренбургских платков, Масленников дополняет их современными материалами: пластиком, неоном и другими. Таким образом, совмещая традиции и современность, материалы натуральные и искусственные, художник рассуждает о природе русской идентичности, о том, что является нашим достоянием.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+