18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Рынок русского искусства вернулся к формату 1980-х годов

Владимир Янкилевский. Из серии «Город».  Фото: Вonhams
Владимир Янкилевский. Из серии «Город».
Фото: Вonhams

На смену регулярным торгам русского искусства, которые на протяжении трех десятилетий проходили в Лондоне дважды в год, приходят тематические стринги и отдельные работы на международных аукционах

В конце ноября — начале декабря русских торгов в Лондоне опять не будет. Отмену майских, летних торгов западные аукционные дома сопровождали специальным заявлением — сейчас их просто нет в календарях. На запрос нашей газеты в аукционном доме Christie’s ответили: «Мы можем подтвердить, что аукционы русского искусства приостановлены. В будущем мы продолжим следить за этим направлением бизнеса».

Однако если присмотреться, станет понятно, что «отменили» не русское искусство, а, скорее, русских покупателей (которые сейчас практически лишены возможности платить за какое-либо искусство). Русская живопись XIX–XX веков, предметы фирмы Фаберже и прикладное искусство можно найти у Sotheby’s и Christie’s, которые всегда были лидерами рынка, в составе других, интернациональных торгов. То есть ситуация вернулась к состоянию (а во многом и ценам) 1970–1980-х годов, когда специализированных русских торгов, а тем более «русской недели» в Лондоне, еще не было.

Например, на завершающемся 8 ноября онлайн-аукционе мебели, серебра, керамики и часов Sotheby’s среди топ-лотов — массивная серебряная с эмалями шкатулка фирмы Хлебникова (1908–1917) с эстимейтом £40–60 тыс. Здесь же маленькая стальная коробочка для рукоделия с фигуркой ласточки, сделанная в Туле в начале XIX века (£4–6 тыс.).

На гораздо более солидном, вечернем аукционе Sotheby’s «Искусство ХХ века», который пройдет 14 ноября в Нью-Йорке, вместе с полотнами Клода Моне, Альберто Джакометти и Рене Магритта в каталог включена «Композиция в красном» Марка Шагала (оценена в $2,5–3,5 млн); еще один Шагал, более поздний, есть в составе дневных торгов на ту же тему. В календарь аукционного дома также внесены онлайн-торги «Фаберже, табакерки и объекты роскоши» (окончание 15 ноября), которые готовит отдел Sotheby’s в Женеве.

Марк Шагал станет главным героем торгов «Цвет жизни: работы из наследия художника», которые Christie’s проведет в Гонконге. В небольшом превью к аукциону указана только связь художника с Парижем. На «живом» аукционе Christie’s в Нью-Йорке 9 ноября будет распродаваться первая часть коллекции Пола Аллена, сооснователя корпорации Microsoft, которая в целом оценивается в рекордные $1 млрд. Среди шедевров ХХ века в первой части — полотно Василия Кандинского «Темно-коричневый» (1924). В обширной статье к нему слово «Россия» (и однокоренные) употреблено один раз. Впрочем, картина действительно создана художником в период преподавания в Баухаусе. Ее эстимейт составляет $10–15 млн.

Оскар Рабин. «Букет в пейзаже в Лианозово». 1957. Фото: Вonhams
Оскар Рабин. «Букет в пейзаже в Лианозово». 1957.
Фото: Вonhams

Самый заметный вклад в оборот русского искусства сейчас вносит Bonhams: 7–15 ноября дом проводит интернет-торги «Парижская школа», в составе которых полотна «Букет мимозы» 1930-х годов и «Ветка боярышника» 1948 года Роберта Фалька (£80–100 тыс. и £120–150 тыс.), «Три подсолнуха» Николая Тархова (£3–5 тыс.). Вопрос, как аттестовать художников, вызывает у специалистов такие же затруднения, как и у всех прочих людей искусства в мире. Сейчас рядом с именами Фалька и Тархова стоит «Россия», Мане Каца — «Украина», Пинхуса Кременя — «Белоруссия», Сержа Фера — «Франция» (настоящее имя художника — Сергей Ястребцов, он родился в Москве, учился в Киеве).

С заголовком «Мятежный дух» 8 ноября Bonhams будет продавать в Париже работы «нонконформистов из важных европейских коллекций»; преамбула к торгам передает краткую историю советского андерграунда. На торги выставлено около 70 работ Оскара Рабина («Букет в пейзаже Лианозово», 1957, €50–70 тыс.), Василия Ситникова («Монастырь», €60–80 тыс.), Владимира Вейсберга, Ильи Кабакова, Олега Целкова, Эдуарда Штейнберга, Владимира Янкилевского. Глава торгов Дарья Христова сказала: «Работы нонконформистов выставлены во многих музеях мира, например в Центре Жоржа Помпиду, у них много поклонников в Париже. Настало время привлечь внимание к этим художникам, которые на протяжении стольких лет боролись против власти и заслужили, чтобы их голос был услышан». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+