18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Рынок русского искусства вернулся к формату 1980-х годов

Владимир Янкилевский. Из серии «Город».  Фото: Вonhams
Владимир Янкилевский. Из серии «Город».
Фото: Вonhams

На смену регулярным торгам русского искусства, которые на протяжении трех десятилетий проходили в Лондоне дважды в год, приходят тематические стринги и отдельные работы на международных аукционах

В конце ноября — начале декабря русских торгов в Лондоне опять не будет. Отмену майских, летних торгов западные аукционные дома сопровождали специальным заявлением — сейчас их просто нет в календарях. На запрос нашей газеты в аукционном доме Christie’s ответили: «Мы можем подтвердить, что аукционы русского искусства приостановлены. В будущем мы продолжим следить за этим направлением бизнеса».

Однако если присмотреться, станет понятно, что «отменили» не русское искусство, а, скорее, русских покупателей (которые сейчас практически лишены возможности платить за какое-либо искусство). Русская живопись XIX–XX веков, предметы фирмы Фаберже и прикладное искусство можно найти у Sotheby’s и Christie’s, которые всегда были лидерами рынка, в составе других, интернациональных торгов. То есть ситуация вернулась к состоянию (а во многом и ценам) 1970–1980-х годов, когда специализированных русских торгов, а тем более «русской недели» в Лондоне, еще не было.

Например, на завершающемся 8 ноября онлайн-аукционе мебели, серебра, керамики и часов Sotheby’s среди топ-лотов — массивная серебряная с эмалями шкатулка фирмы Хлебникова (1908–1917) с эстимейтом £40–60 тыс. Здесь же маленькая стальная коробочка для рукоделия с фигуркой ласточки, сделанная в Туле в начале XIX века (£4–6 тыс.).

На гораздо более солидном, вечернем аукционе Sotheby’s «Искусство ХХ века», который пройдет 14 ноября в Нью-Йорке, вместе с полотнами Клода Моне, Альберто Джакометти и Рене Магритта в каталог включена «Композиция в красном» Марка Шагала (оценена в $2,5–3,5 млн); еще один Шагал, более поздний, есть в составе дневных торгов на ту же тему. В календарь аукционного дома также внесены онлайн-торги «Фаберже, табакерки и объекты роскоши» (окончание 15 ноября), которые готовит отдел Sotheby’s в Женеве.

Марк Шагал станет главным героем торгов «Цвет жизни: работы из наследия художника», которые Christie’s проведет в Гонконге. В небольшом превью к аукциону указана только связь художника с Парижем. На «живом» аукционе Christie’s в Нью-Йорке 9 ноября будет распродаваться первая часть коллекции Пола Аллена, сооснователя корпорации Microsoft, которая в целом оценивается в рекордные $1 млрд. Среди шедевров ХХ века в первой части — полотно Василия Кандинского «Темно-коричневый» (1924). В обширной статье к нему слово «Россия» (и однокоренные) употреблено один раз. Впрочем, картина действительно создана художником в период преподавания в Баухаусе. Ее эстимейт составляет $10–15 млн.

Оскар Рабин. «Букет в пейзаже в Лианозово». 1957. Фото: Вonhams
Оскар Рабин. «Букет в пейзаже в Лианозово». 1957.
Фото: Вonhams

Самый заметный вклад в оборот русского искусства сейчас вносит Bonhams: 7–15 ноября дом проводит интернет-торги «Парижская школа», в составе которых полотна «Букет мимозы» 1930-х годов и «Ветка боярышника» 1948 года Роберта Фалька (£80–100 тыс. и £120–150 тыс.), «Три подсолнуха» Николая Тархова (£3–5 тыс.). Вопрос, как аттестовать художников, вызывает у специалистов такие же затруднения, как и у всех прочих людей искусства в мире. Сейчас рядом с именами Фалька и Тархова стоит «Россия», Мане Каца — «Украина», Пинхуса Кременя — «Белоруссия», Сержа Фера — «Франция» (настоящее имя художника — Сергей Ястребцов, он родился в Москве, учился в Киеве).

С заголовком «Мятежный дух» 8 ноября Bonhams будет продавать в Париже работы «нонконформистов из важных европейских коллекций»; преамбула к торгам передает краткую историю советского андерграунда. На торги выставлено около 70 работ Оскара Рабина («Букет в пейзаже Лианозово», 1957, €50–70 тыс.), Василия Ситникова («Монастырь», €60–80 тыс.), Владимира Вейсберга, Ильи Кабакова, Олега Целкова, Эдуарда Штейнберга, Владимира Янкилевского. Глава торгов Дарья Христова сказала: «Работы нонконформистов выставлены во многих музеях мира, например в Центре Жоржа Помпиду, у них много поклонников в Париже. Настало время привлечь внимание к этим художникам, которые на протяжении стольких лет боролись против власти и заслужили, чтобы их голос был услышан». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+