18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Рынок русского искусства вернулся к формату 1980-х годов

Владимир Янкилевский. Из серии «Город».  Фото: Вonhams
Владимир Янкилевский. Из серии «Город».
Фото: Вonhams

На смену регулярным торгам русского искусства, которые на протяжении трех десятилетий проходили в Лондоне дважды в год, приходят тематические стринги и отдельные работы на международных аукционах

В конце ноября — начале декабря русских торгов в Лондоне опять не будет. Отмену майских, летних торгов западные аукционные дома сопровождали специальным заявлением — сейчас их просто нет в календарях. На запрос нашей газеты в аукционном доме Christie’s ответили: «Мы можем подтвердить, что аукционы русского искусства приостановлены. В будущем мы продолжим следить за этим направлением бизнеса».

Однако если присмотреться, станет понятно, что «отменили» не русское искусство, а, скорее, русских покупателей (которые сейчас практически лишены возможности платить за какое-либо искусство). Русская живопись XIX–XX веков, предметы фирмы Фаберже и прикладное искусство можно найти у Sotheby’s и Christie’s, которые всегда были лидерами рынка, в составе других, интернациональных торгов. То есть ситуация вернулась к состоянию (а во многом и ценам) 1970–1980-х годов, когда специализированных русских торгов, а тем более «русской недели» в Лондоне, еще не было.

Например, на завершающемся 8 ноября онлайн-аукционе мебели, серебра, керамики и часов Sotheby’s среди топ-лотов — массивная серебряная с эмалями шкатулка фирмы Хлебникова (1908–1917) с эстимейтом £40–60 тыс. Здесь же маленькая стальная коробочка для рукоделия с фигуркой ласточки, сделанная в Туле в начале XIX века (£4–6 тыс.).

На гораздо более солидном, вечернем аукционе Sotheby’s «Искусство ХХ века», который пройдет 14 ноября в Нью-Йорке, вместе с полотнами Клода Моне, Альберто Джакометти и Рене Магритта в каталог включена «Композиция в красном» Марка Шагала (оценена в $2,5–3,5 млн); еще один Шагал, более поздний, есть в составе дневных торгов на ту же тему. В календарь аукционного дома также внесены онлайн-торги «Фаберже, табакерки и объекты роскоши» (окончание 15 ноября), которые готовит отдел Sotheby’s в Женеве.

Марк Шагал станет главным героем торгов «Цвет жизни: работы из наследия художника», которые Christie’s проведет в Гонконге. В небольшом превью к аукциону указана только связь художника с Парижем. На «живом» аукционе Christie’s в Нью-Йорке 9 ноября будет распродаваться первая часть коллекции Пола Аллена, сооснователя корпорации Microsoft, которая в целом оценивается в рекордные $1 млрд. Среди шедевров ХХ века в первой части — полотно Василия Кандинского «Темно-коричневый» (1924). В обширной статье к нему слово «Россия» (и однокоренные) употреблено один раз. Впрочем, картина действительно создана художником в период преподавания в Баухаусе. Ее эстимейт составляет $10–15 млн.

Оскар Рабин. «Букет в пейзаже в Лианозово». 1957. Фото: Вonhams
Оскар Рабин. «Букет в пейзаже в Лианозово». 1957.
Фото: Вonhams

Самый заметный вклад в оборот русского искусства сейчас вносит Bonhams: 7–15 ноября дом проводит интернет-торги «Парижская школа», в составе которых полотна «Букет мимозы» 1930-х годов и «Ветка боярышника» 1948 года Роберта Фалька (£80–100 тыс. и £120–150 тыс.), «Три подсолнуха» Николая Тархова (£3–5 тыс.). Вопрос, как аттестовать художников, вызывает у специалистов такие же затруднения, как и у всех прочих людей искусства в мире. Сейчас рядом с именами Фалька и Тархова стоит «Россия», Мане Каца — «Украина», Пинхуса Кременя — «Белоруссия», Сержа Фера — «Франция» (настоящее имя художника — Сергей Ястребцов, он родился в Москве, учился в Киеве).

С заголовком «Мятежный дух» 8 ноября Bonhams будет продавать в Париже работы «нонконформистов из важных европейских коллекций»; преамбула к торгам передает краткую историю советского андерграунда. На торги выставлено около 70 работ Оскара Рабина («Букет в пейзаже Лианозово», 1957, €50–70 тыс.), Василия Ситникова («Монастырь», €60–80 тыс.), Владимира Вейсберга, Ильи Кабакова, Олега Целкова, Эдуарда Штейнберга, Владимира Янкилевского. Глава торгов Дарья Христова сказала: «Работы нонконформистов выставлены во многих музеях мира, например в Центре Жоржа Помпиду, у них много поклонников в Париже. Настало время привлечь внимание к этим художникам, которые на протяжении стольких лет боролись против власти и заслужили, чтобы их голос был услышан». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+