18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Леонид Талочкин и все-все-все: когда андерграунд еще не был рыночным товаром

Игорь Пальмин. Леонид Талочкин в Высоко-Петровском монастыре. Москва, 1970. Фото: Игорь Пальмин/Russian Art Archive Network
Игорь Пальмин. Леонид Талочкин в Высоко-Петровском монастыре. Москва, 1970.
Фото: Игорь Пальмин/Russian Art Archive Network
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Третьяковская галерея выпустила полный научный каталог коллекции знаменитого собирателя неофициального искусства. Коллекционерский путь Талочкина был уникальным — и в то же время весьма характерным для его эпохи

Коллекционера и архивиста советского андерграунда Леонида Талочкина (1936–2002) художник Константин Звездочетов однажды назвал «человеком-айсбергом», вспоминая, как «белая вершина его по-патриарши седовласой головы гордо реяла среди голов художников-нонконформистов». Для них, для всего артистического подполья, Талочкин — фигура знаменательная: он принимал деятельное участие в подготовке важнейших выставок неофициального искусства и сыграл весомую роль в его институционализации. И все же до сих пор мы видели лишь верхушку этого айсберга, причем вне зависимости от того, заходила ли речь о человеке или о его собрании. Чтобы сделать видимой и подводную часть этой глыбы, Государственная Третьяковская галерея вместе с Музеем современного искусства «Гараж» запустила издательский проект, первая часть которого воплотилась в исчерпывающем и богато иллюстрированном каталоге.

Хотя едва ли Талочкина можно назвать коллекционером в привычном смысле слова: он не располагал ни достаточными средствами, ни тщеславием и азартом «настоящего» коллекционера, чтобы беспрерывно покупать, продавать, обмениваться. Практически все произведения, начиная с рисунка Бориса Козлова в 1962 году, были подарены ему авторами. Единственным исключением, по всей видимости, стали картины и объекты Михаила Рогинского, среди которых — хрестоматийные теперь красная «Дверь» и «Пол. Метлахская плитка» (1965). Талочкин приобрел их у автора перед его эмиграцией в Париж, заняв денег у знакомых. Примечательно, что, несмотря на наличие в собрании имен первой величины, Талочкин даже в самые трудные времена не пытался ничего сбыть. Год за годом работы художников заполняли 60 квадратов его двухкомнатной квартиры на Новослободской улице, превращая ее в запасник. «Не продал ни листочка за всю свою жизнь, — говорил он. — А как же! Тогда и музея бы не было».

Леонид Талочкин. «Я знал их всех». Коллекция / Государственная Третьяковская галерея. М., 2022. 336 с.: ил.
Леонид Талочкин. «Я знал их всех». Коллекция / Государственная Третьяковская галерея. М., 2022. 336 с.: ил.

Музей «Другое искусство» открылся в здании Российского государственного гуманитарного университета в 2000 году. А в конце 2013-го искусствовед Татьяна Вендельштейн, вдова и наследница Талочкина, приняла решение о передаче коллекции в дар ГТГ. Сегодня лучшие вещи из нее можно увидеть в здании музея на Крымском Валу: это живопись и объекты Владимира Вейсберга, Вячеслава Колейчука, Льва Кропивницкого, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина, Оскара Рабина и многих других. Они рассредоточены по постоянной экспозиции, а порядка 30 работ собраны в именном зале Талочкина. Однако это лишь малая часть собрания, насчитывающего почти 2 тыс. произведений более 200 художников.

«Я знал их всех», — говорит нам Талочкин с обложки. А вот читатель, открыв книгу, увидит множество малоизвестных и вовсе незнакомых имен (авторов некоторых работ не удалось установить даже специалистам — но, быть может, они будут опознаны кем-то после публикации). Предупреждая возможные замечания по поводу эклектичного и «неровного» состава коллекции, автор вступительной статьи к каталогу Кирилл Светляков пишет, что не стоит сравнивать ее с некой недостижимой абстрактно-идеальной коллекцией, включающей исключительно первые имена и лучшие произведения. У нее другое преимущество — в способности беспристрастно показать художественный срез эпохи, «без подверстывания истории под какое-либо одно направление» (тот же московский концептуализм). Для объективной исторической реконструкции специалисту важно не только знать то, что создавалось в мастерских на Сретенском бульваре или в бараках Лианозова, но и иметь представление, скажем, о выставочном движении под эгидой профсоюза Горкома графиков.

Игорь Пальмин. Леонид Талочкин развешивает картины во дворе особняка Эдмунда и Нины Стивенс. 22 июля 1970 года. Фото: Игорь Пальмин/Russian Art Archive Network
Игорь Пальмин. Леонид Талочкин развешивает картины во дворе особняка Эдмунда и Нины Стивенс. 22 июля 1970 года.
Фото: Игорь Пальмин/Russian Art Archive Network

Еще одна статья в каталоге, написанная Татьяной Вендельштейн, посвящена многочисленным портретам Талочкина, фотографическим и живописным. «Человек-айсберг» предстает на них то в несколько театрализованном образе «хранителя сокровищ и тайн андерграунда» — так его увидела художница Натта Конышева, то белобородым хиппи — это уже пародия Игоря Каменева на советский парадный портрет. Фотограф Игорь Пальмин запечатлел Талочкина во время работы кочегаром (кем ему только не приходилось трудиться, чтобы избежать статьи за тунеядство!), а у живописца Павла Каменева самый нерасчетливый из коллекционеров вдруг глядит на зрителя со стодолларовой купюры. Но, конечно, явственнее всего портрет Талочкина проступает, когда листаешь саму книгу. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+