18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Леонид Талочкин и все-все-все: когда андерграунд еще не был рыночным товаром

Игорь Пальмин. Леонид Талочкин в Высоко-Петровском монастыре. Москва, 1970. Фото: Игорь Пальмин/Russian Art Archive Network
Игорь Пальмин. Леонид Талочкин в Высоко-Петровском монастыре. Москва, 1970.
Фото: Игорь Пальмин/Russian Art Archive Network
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Третьяковская галерея выпустила полный научный каталог коллекции знаменитого собирателя неофициального искусства. Коллекционерский путь Талочкина был уникальным — и в то же время весьма характерным для его эпохи

Коллекционера и архивиста советского андерграунда Леонида Талочкина (1936–2002) художник Константин Звездочетов однажды назвал «человеком-айсбергом», вспоминая, как «белая вершина его по-патриарши седовласой головы гордо реяла среди голов художников-нонконформистов». Для них, для всего артистического подполья, Талочкин — фигура знаменательная: он принимал деятельное участие в подготовке важнейших выставок неофициального искусства и сыграл весомую роль в его институционализации. И все же до сих пор мы видели лишь верхушку этого айсберга, причем вне зависимости от того, заходила ли речь о человеке или о его собрании. Чтобы сделать видимой и подводную часть этой глыбы, Государственная Третьяковская галерея вместе с Музеем современного искусства «Гараж» запустила издательский проект, первая часть которого воплотилась в исчерпывающем и богато иллюстрированном каталоге.

Хотя едва ли Талочкина можно назвать коллекционером в привычном смысле слова: он не располагал ни достаточными средствами, ни тщеславием и азартом «настоящего» коллекционера, чтобы беспрерывно покупать, продавать, обмениваться. Практически все произведения, начиная с рисунка Бориса Козлова в 1962 году, были подарены ему авторами. Единственным исключением, по всей видимости, стали картины и объекты Михаила Рогинского, среди которых — хрестоматийные теперь красная «Дверь» и «Пол. Метлахская плитка» (1965). Талочкин приобрел их у автора перед его эмиграцией в Париж, заняв денег у знакомых. Примечательно, что, несмотря на наличие в собрании имен первой величины, Талочкин даже в самые трудные времена не пытался ничего сбыть. Год за годом работы художников заполняли 60 квадратов его двухкомнатной квартиры на Новослободской улице, превращая ее в запасник. «Не продал ни листочка за всю свою жизнь, — говорил он. — А как же! Тогда и музея бы не было».

Леонид Талочкин. «Я знал их всех». Коллекция / Государственная Третьяковская галерея. М., 2022. 336 с.: ил.
Леонид Талочкин. «Я знал их всех». Коллекция / Государственная Третьяковская галерея. М., 2022. 336 с.: ил.

Музей «Другое искусство» открылся в здании Российского государственного гуманитарного университета в 2000 году. А в конце 2013-го искусствовед Татьяна Вендельштейн, вдова и наследница Талочкина, приняла решение о передаче коллекции в дар ГТГ. Сегодня лучшие вещи из нее можно увидеть в здании музея на Крымском Валу: это живопись и объекты Владимира Вейсберга, Вячеслава Колейчука, Льва Кропивницкого, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина, Оскара Рабина и многих других. Они рассредоточены по постоянной экспозиции, а порядка 30 работ собраны в именном зале Талочкина. Однако это лишь малая часть собрания, насчитывающего почти 2 тыс. произведений более 200 художников.

«Я знал их всех», — говорит нам Талочкин с обложки. А вот читатель, открыв книгу, увидит множество малоизвестных и вовсе незнакомых имен (авторов некоторых работ не удалось установить даже специалистам — но, быть может, они будут опознаны кем-то после публикации). Предупреждая возможные замечания по поводу эклектичного и «неровного» состава коллекции, автор вступительной статьи к каталогу Кирилл Светляков пишет, что не стоит сравнивать ее с некой недостижимой абстрактно-идеальной коллекцией, включающей исключительно первые имена и лучшие произведения. У нее другое преимущество — в способности беспристрастно показать художественный срез эпохи, «без подверстывания истории под какое-либо одно направление» (тот же московский концептуализм). Для объективной исторической реконструкции специалисту важно не только знать то, что создавалось в мастерских на Сретенском бульваре или в бараках Лианозова, но и иметь представление, скажем, о выставочном движении под эгидой профсоюза Горкома графиков.

Игорь Пальмин. Леонид Талочкин развешивает картины во дворе особняка Эдмунда и Нины Стивенс. 22 июля 1970 года. Фото: Игорь Пальмин/Russian Art Archive Network
Игорь Пальмин. Леонид Талочкин развешивает картины во дворе особняка Эдмунда и Нины Стивенс. 22 июля 1970 года.
Фото: Игорь Пальмин/Russian Art Archive Network

Еще одна статья в каталоге, написанная Татьяной Вендельштейн, посвящена многочисленным портретам Талочкина, фотографическим и живописным. «Человек-айсберг» предстает на них то в несколько театрализованном образе «хранителя сокровищ и тайн андерграунда» — так его увидела художница Натта Конышева, то белобородым хиппи — это уже пародия Игоря Каменева на советский парадный портрет. Фотограф Игорь Пальмин запечатлел Талочкина во время работы кочегаром (кем ему только не приходилось трудиться, чтобы избежать статьи за тунеядство!), а у живописца Павла Каменева самый нерасчетливый из коллекционеров вдруг глядит на зрителя со стодолларовой купюры. Но, конечно, явственнее всего портрет Талочкина проступает, когда листаешь саму книгу. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+