18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музеи Кремля рассматривают наркома Чичерина на фоне эпохи перемен

Тарелка с надписью «Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книгу, серп и молот». Фарфор — Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый и стеклянный завод, 1898 г. Роспись — Петроград,  Государственный фарфоровый завод, 1922 г. Автор рисунка - Р.Ф.Вильде (?). Фото: Музеи Московского Кремля
Тарелка с надписью «Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книгу, серп и молот». Фарфор — Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый и стеклянный завод, 1898 г. Роспись — Петроград, Государственный фарфоровый завод, 1922 г. Автор рисунка - Р.Ф.Вильде (?).
Фото: Музеи Московского Кремля
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Музеи Московского Кремля отмечают 100-летие образования СССР выставкой, посвященной первому советскому дипломату, наркому по иностранным делам Георгию Чичерину. Связанные с его фигурой экспонаты интересны и как художественные артефакты

Проект, собранный к этому октябрю силами только российских музеев и архивов, решили приурочить к двум знаковым юбилейным датам — 100-летию образования СССР и 150-летию со дня рождения Георгия Васильевича Чичерина. Он стал первым наркомом по иностранным делам СССР (с 1918 по 1930 год) и основателем советской дипломатии. Связанные с его фигурой экспонаты, помимо исторической и мемориальной ценности, сейчас, век спустя, интересны и как художественные артефакты. На выставке собрано более 80 предметов, большинство из которых показывают публике впервые.

Из фондов Музея Московского Кремля достали вещи, принадлежность которых Чичерину была подтверждена лишь недавно, — красноармейская военная форма и подарки зарубежных делегаций. Представлены комплекты военной формы образца 1922–1924 годов (две гимнастерки, в том числе почетного красноармейца Особой конвойной роты, брюки галифе и шинель почетного курсанта Высшей хозяйственной школы с так называемыми разговорами — нашивками-застежками на груди). Они имеют почти идеальную сохранность, что само по себе уникально, поскольку до наших дней дошли считаные образцы подобной формы. Форма была разработана художником Михаилом Езучевским около 1918 года, но долго не просуществовала, так как была довольно сложна в производстве, некоторые ее детали создавались и нашивались вручную. Другой знаковый экспонат — коленкоровый портфель-папка, принадлежавший Чичерину.

Гимнастерка почетного красноармейца Особой конвойной роты, принадлежавшая Георгию Чичерину. 1922-1924. Фото: Музеи Московского Кремля
Гимнастерка почетного красноармейца Особой конвойной роты, принадлежавшая Георгию Чичерину. 1922-1924.
Фото: Музеи Московского Кремля

Особое место в экспозиции отведено группе восточных костюмов, подаренных Чичерину делегациями азиатских стран. Это бухарский халат, в который глава Наркомата по иностранным делам был облачен во время официального приема бухарской делегации в 1924 году, и монгольский зимний халат «ховонтей дээл», полученный им в дар после заключения соглашения с Монгольской Народной Республикой в 1921 году. К нему прилагается почетный головной убор халха-монголов «наадамын малгай». Именно в этих восточных одеждах Чичерин запечатлен на фотографиях и на кадрах кинохроники, которые тоже покажут на выставке. Есть и японские одеяния — мужское хаори, подаренное Чичерину промышленником и политиком Фусаносукэ Кухарой, посетившим СССР в 1927 году.

Также представлены документы и фотографии из главных российских архивов. Среди документов — письмо 1923 года за подписью Иосифа Сталина, в котором особо подчеркивается, что первая Конституция СССР также была «выработана» при непосредственном и активном участии Чичерина, проект знаменитой речи Чичерина на Генуэзской конференции.

Выставку дополняют агитационный фарфор, живопись (в частности, картина Константина Юона «1923. Парад Красной армии»), графика, фалеристика, изделия художественного металла. По замыслу кураторов, памятники визуальной культуры отдельно расскажут о Московском Кремле ранней советской эпохи, ведь именно здесь проходили протокольные мероприятия на высшем уровне и принимались судьбоносные решения.

Кроме того, Музеи Московского Кремля проведут музыкальный фестиваль «Чичеринфест», на концертах которого с 18 ноября прозвучит музыка русского авангарда, европейского классицизма и произведения композиторов новой волны.

Нагрудный знак члена Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР.  До 1923 года. Фото: Музеи Московского Кремля
Нагрудный знак члена Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР. До 1923 года.
Фото: Музеи Московского Кремля

Несомненно, политическая история страны — важная часть наследия, хранящегося в Музеях Московского Кремля, и симптоматично, что именно она привлекла внимание сейчас, когда изменения в выставочной политике государственных музеев стали повсеместными. Любопытно, какие проекты последуют вслед за этим и с каких ракурсов они будут рассказывать зрителям об истории.  

Музеи Московского Кремля
«Первый нарком по иностранным делам Советского Союза. К 150-летию со дня рождения Г.В.Чичерина и 100-летию образования СССР»
До 8 января 2023

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+