18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Музеи Кремля рассматривают наркома Чичерина на фоне эпохи перемен

Тарелка с надписью «Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книгу, серп и молот». Фарфор — Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый и стеклянный завод, 1898 г. Роспись — Петроград,  Государственный фарфоровый завод, 1922 г. Автор рисунка - Р.Ф.Вильде (?). Фото: Музеи Московского Кремля
Тарелка с надписью «Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книгу, серп и молот». Фарфор — Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый и стеклянный завод, 1898 г. Роспись — Петроград, Государственный фарфоровый завод, 1922 г. Автор рисунка - Р.Ф.Вильде (?).
Фото: Музеи Московского Кремля
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Музеи Московского Кремля отмечают 100-летие образования СССР выставкой, посвященной первому советскому дипломату, наркому по иностранным делам Георгию Чичерину. Связанные с его фигурой экспонаты интересны и как художественные артефакты

Проект, собранный к этому октябрю силами только российских музеев и архивов, решили приурочить к двум знаковым юбилейным датам — 100-летию образования СССР и 150-летию со дня рождения Георгия Васильевича Чичерина. Он стал первым наркомом по иностранным делам СССР (с 1918 по 1930 год) и основателем советской дипломатии. Связанные с его фигурой экспонаты, помимо исторической и мемориальной ценности, сейчас, век спустя, интересны и как художественные артефакты. На выставке собрано более 80 предметов, большинство из которых показывают публике впервые.

Из фондов Музея Московского Кремля достали вещи, принадлежность которых Чичерину была подтверждена лишь недавно, — красноармейская военная форма и подарки зарубежных делегаций. Представлены комплекты военной формы образца 1922–1924 годов (две гимнастерки, в том числе почетного красноармейца Особой конвойной роты, брюки галифе и шинель почетного курсанта Высшей хозяйственной школы с так называемыми разговорами — нашивками-застежками на груди). Они имеют почти идеальную сохранность, что само по себе уникально, поскольку до наших дней дошли считаные образцы подобной формы. Форма была разработана художником Михаилом Езучевским около 1918 года, но долго не просуществовала, так как была довольно сложна в производстве, некоторые ее детали создавались и нашивались вручную. Другой знаковый экспонат — коленкоровый портфель-папка, принадлежавший Чичерину.

Гимнастерка почетного красноармейца Особой конвойной роты, принадлежавшая Георгию Чичерину. 1922-1924. Фото: Музеи Московского Кремля
Гимнастерка почетного красноармейца Особой конвойной роты, принадлежавшая Георгию Чичерину. 1922-1924.
Фото: Музеи Московского Кремля

Особое место в экспозиции отведено группе восточных костюмов, подаренных Чичерину делегациями азиатских стран. Это бухарский халат, в который глава Наркомата по иностранным делам был облачен во время официального приема бухарской делегации в 1924 году, и монгольский зимний халат «ховонтей дээл», полученный им в дар после заключения соглашения с Монгольской Народной Республикой в 1921 году. К нему прилагается почетный головной убор халха-монголов «наадамын малгай». Именно в этих восточных одеждах Чичерин запечатлен на фотографиях и на кадрах кинохроники, которые тоже покажут на выставке. Есть и японские одеяния — мужское хаори, подаренное Чичерину промышленником и политиком Фусаносукэ Кухарой, посетившим СССР в 1927 году.

Также представлены документы и фотографии из главных российских архивов. Среди документов — письмо 1923 года за подписью Иосифа Сталина, в котором особо подчеркивается, что первая Конституция СССР также была «выработана» при непосредственном и активном участии Чичерина, проект знаменитой речи Чичерина на Генуэзской конференции.

Выставку дополняют агитационный фарфор, живопись (в частности, картина Константина Юона «1923. Парад Красной армии»), графика, фалеристика, изделия художественного металла. По замыслу кураторов, памятники визуальной культуры отдельно расскажут о Московском Кремле ранней советской эпохи, ведь именно здесь проходили протокольные мероприятия на высшем уровне и принимались судьбоносные решения.

Кроме того, Музеи Московского Кремля проведут музыкальный фестиваль «Чичеринфест», на концертах которого с 18 ноября прозвучит музыка русского авангарда, европейского классицизма и произведения композиторов новой волны.

Нагрудный знак члена Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР.  До 1923 года. Фото: Музеи Московского Кремля
Нагрудный знак члена Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР. До 1923 года.
Фото: Музеи Московского Кремля

Несомненно, политическая история страны — важная часть наследия, хранящегося в Музеях Московского Кремля, и симптоматично, что именно она привлекла внимание сейчас, когда изменения в выставочной политике государственных музеев стали повсеместными. Любопытно, какие проекты последуют вслед за этим и с каких ракурсов они будут рассказывать зрителям об истории.  

Музеи Московского Кремля
«Первый нарком по иностранным делам Советского Союза. К 150-летию со дня рождения Г.В.Чичерина и 100-летию образования СССР»
До 8 января 2023

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+