18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музеи Кремля планируют показать выставку про фальсификацию материальной истории

Так называемый трон царя Ивана IV Грозного, на самом деле изготовленный позднее и, возможно, для Марины Мнишек. Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС
Так называемый трон царя Ивана IV Грозного, на самом деле изготовленный позднее и, возможно, для Марины Мнишек.
Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС

Музеи Московского Кремля переверстали выставочные планы и готовятся к открытию своего нового пространства в Средних торговых рядах на Красной площади

Как рассказала директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, им, как и другим коллегам-музейщикам, пришлось менять выставочные планы и готовить новые проекты в связи с изменившейся геополитической обстановкой. «Планы на 2023 год нам пришлось срочно менять», — сообщила Гагарина на пресс-конференции. В итоге музей подготовил две выставки, которые связаны с российской историей.

«Одна из них посвящена русским святым воинам, заступникам государей. Это выставка, которую мы делали для Ватикана и которую решили показать сейчас», — пояснила Гагарина.

Вторая готовящаяся выставка называется «Легендарные реликвии Оружейной палаты». Она повествует о том, как русская монархия за неимением подлинных исторических артефактов романтизировала происхождение хранящихся в казне реликвий и приписывала их важным историческим фигурам. Первая волна такого «пиара» связана с эпохой Софьи Палеолог, когда, благодаря женитьбе Ивана III на византийской царевне, Москва стала «Третьим Римом», центром мирового православия. В этот период был создан ряд легенд, поддерживающих политическую и теологическую преемственность Руси от Византии, и множество предметов «приобрели» историю, прослеживающую их создание и принадлежность ключевым историческим личностям. Вторая волна подобных фальсификаций пришлась на XIX век со всплеском интереса к древней российской истории. Впоследствии историки Новейшего времени были вынуждены эти легендарные атрибуции опровергать. «Мы объясним, с какой целью одни вещи выдавались за другие, как и почему это делалось», — отметила Елена Гагарина.

Ближайшим проектом в Музеях Кремля станет историческая выставка «К 100-летию образования СССР: Чичерин и советская дипломатия» (с 7 октября 2022 года по 8 января 2023 года), рассказывающая о том, как глава внешнеполитического ведомства выводил молодое советское государство на международную арену. В числе экспонатов — идеально сохранившаяся красноармейская военная форма Георгия Чичерина, подарки зарубежных делегаций, агитфарфор, живопись и графика.

Пасхальное яйцо с моделью крейсера «Память Азова». Фирма Карла Фаберже. 1891. Фото: Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо с моделью крейсера «Память Азова». Фирма Карла Фаберже. 1891.
Фото: Музеи Московского Кремля

Что касается регионов, то ближайший проект — выставка «Карл Фаберже и русские ювелиры XIX–XXI веков» — откроется в челябинском Государственном историческом музее Южного Урала (с 19 октября 2022 года по 15 января 2023 года). «Мы начинаем ее с изделий фирмы Фаберже и ювелиров, которые работали в то же время, и заканчиваем произведениями современного ювелирного искусства, — сказала Елена Гагарина. — Это очень большая выставка, примерно 400 предметов».

В сентябре 2023 года в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова пройдет выставка «Александр II: Освободитель и реформатор», посвященная деятельности этого императора. В это же время во Владивостоке Музеи Московского Кремля планируют показать выставку «Покорители морей и дары океанов». Проект расскажет о том, как люди разных эпох изображали покорение водных пространств. Самые ранние экспонаты — немецкие кубки XVII века с морскими божествами. Выставка представит также многие аспекты жизни моряков и закончится повествованием о знаменитом путешествии на Восток цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, в которое он отправился на яхте «Память Азова». В память о нем фирма Фаберже создала одноименное яйцо, которое также собираются представить в экспозиции.

Не так давно на выставке «Фаберже. От романтики до революции» в Музее Виктории и Альберта в Лондоне гастролировали три других яйца из коллекции Музеев Московского Кремля. Однако сейчас речи о межмузейных обменах идти не может. Во-первых, как напомнила Елена Гагарина, Министерство культуры РФ наложило запрет на вывоз музейных экспонатов из страны сроком на один год (он истекает в марте 2023-го). Во-вторых, прекращено сотрудничество с так называемыми недружественными странами. Поэтому, когда станет возможно (предположительно, в будущем году), контакты насчет совместных выставок могут возобновиться с музеями Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Проектное решение нового пространства Музеев Московского Кремля в Средних рядах. Рендер: mos.ru
Проектное решение нового пространства Музеев Московского Кремля в Средних рядах. Рендер: mos.ru

Текущая ситуация сказывается и на уже запущенных проектах, в частности строительстве нового музейного пространства в Средних торговых рядах. Само оно идет по плану, и завершить его рассчитывают к концу 2023 года. Однако, как констатировала директор Музеев Кремля, «количество препятствий с каждым днем возрастает». «У нас большая проблема с витринами, которые необходимы для того, чтобы мы могли закончить интерьеры нашего здания и подготовить их к приему экспонатов. Поскольку витрины изготавливались в Великобритании, эту работу довольно сложно продолжать. Мы взяли небольшую паузу и сейчас решаем, каким образом этот процесс будет происходить дальше», — рассказала она. Как сообщалось ранее, открыть здание планируется в 2025 году.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+