18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музеи Кремля планируют показать выставку про фальсификацию материальной истории

Так называемый трон царя Ивана IV Грозного, на самом деле изготовленный позднее и, возможно, для Марины Мнишек. Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС
Так называемый трон царя Ивана IV Грозного, на самом деле изготовленный позднее и, возможно, для Марины Мнишек.
Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС

Музеи Московского Кремля переверстали выставочные планы и готовятся к открытию своего нового пространства в Средних торговых рядах на Красной площади

Как рассказала директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, им, как и другим коллегам-музейщикам, пришлось менять выставочные планы и готовить новые проекты в связи с изменившейся геополитической обстановкой. «Планы на 2023 год нам пришлось срочно менять», — сообщила Гагарина на пресс-конференции. В итоге музей подготовил две выставки, которые связаны с российской историей.

«Одна из них посвящена русским святым воинам, заступникам государей. Это выставка, которую мы делали для Ватикана и которую решили показать сейчас», — пояснила Гагарина.

Вторая готовящаяся выставка называется «Легендарные реликвии Оружейной палаты». Она повествует о том, как русская монархия за неимением подлинных исторических артефактов романтизировала происхождение хранящихся в казне реликвий и приписывала их важным историческим фигурам. Первая волна такого «пиара» связана с эпохой Софьи Палеолог, когда, благодаря женитьбе Ивана III на византийской царевне, Москва стала «Третьим Римом», центром мирового православия. В этот период был создан ряд легенд, поддерживающих политическую и теологическую преемственность Руси от Византии, и множество предметов «приобрели» историю, прослеживающую их создание и принадлежность ключевым историческим личностям. Вторая волна подобных фальсификаций пришлась на XIX век со всплеском интереса к древней российской истории. Впоследствии историки Новейшего времени были вынуждены эти легендарные атрибуции опровергать. «Мы объясним, с какой целью одни вещи выдавались за другие, как и почему это делалось», — отметила Елена Гагарина.

Ближайшим проектом в Музеях Кремля станет историческая выставка «К 100-летию образования СССР: Чичерин и советская дипломатия» (с 7 октября 2022 года по 8 января 2023 года), рассказывающая о том, как глава внешнеполитического ведомства выводил молодое советское государство на международную арену. В числе экспонатов — идеально сохранившаяся красноармейская военная форма Георгия Чичерина, подарки зарубежных делегаций, агитфарфор, живопись и графика.

Пасхальное яйцо с моделью крейсера «Память Азова». Фирма Карла Фаберже. 1891. Фото: Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо с моделью крейсера «Память Азова». Фирма Карла Фаберже. 1891.
Фото: Музеи Московского Кремля

Что касается регионов, то ближайший проект — выставка «Карл Фаберже и русские ювелиры XIX–XXI веков» — откроется в челябинском Государственном историческом музее Южного Урала (с 19 октября 2022 года по 15 января 2023 года). «Мы начинаем ее с изделий фирмы Фаберже и ювелиров, которые работали в то же время, и заканчиваем произведениями современного ювелирного искусства, — сказала Елена Гагарина. — Это очень большая выставка, примерно 400 предметов».

В сентябре 2023 года в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова пройдет выставка «Александр II: Освободитель и реформатор», посвященная деятельности этого императора. В это же время во Владивостоке Музеи Московского Кремля планируют показать выставку «Покорители морей и дары океанов». Проект расскажет о том, как люди разных эпох изображали покорение водных пространств. Самые ранние экспонаты — немецкие кубки XVII века с морскими божествами. Выставка представит также многие аспекты жизни моряков и закончится повествованием о знаменитом путешествии на Восток цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, в которое он отправился на яхте «Память Азова». В память о нем фирма Фаберже создала одноименное яйцо, которое также собираются представить в экспозиции.

Не так давно на выставке «Фаберже. От романтики до революции» в Музее Виктории и Альберта в Лондоне гастролировали три других яйца из коллекции Музеев Московского Кремля. Однако сейчас речи о межмузейных обменах идти не может. Во-первых, как напомнила Елена Гагарина, Министерство культуры РФ наложило запрет на вывоз музейных экспонатов из страны сроком на один год (он истекает в марте 2023-го). Во-вторых, прекращено сотрудничество с так называемыми недружественными странами. Поэтому, когда станет возможно (предположительно, в будущем году), контакты насчет совместных выставок могут возобновиться с музеями Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Проектное решение нового пространства Музеев Московского Кремля в Средних рядах. Рендер: mos.ru
Проектное решение нового пространства Музеев Московского Кремля в Средних рядах. Рендер: mos.ru

Текущая ситуация сказывается и на уже запущенных проектах, в частности строительстве нового музейного пространства в Средних торговых рядах. Само оно идет по плану, и завершить его рассчитывают к концу 2023 года. Однако, как констатировала директор Музеев Кремля, «количество препятствий с каждым днем возрастает». «У нас большая проблема с витринами, которые необходимы для того, чтобы мы могли закончить интерьеры нашего здания и подготовить их к приему экспонатов. Поскольку витрины изготавливались в Великобритании, эту работу довольно сложно продолжать. Мы взяли небольшую паузу и сейчас решаем, каким образом этот процесс будет происходить дальше», — рассказала она. Как сообщалось ранее, открыть здание планируется в 2025 году.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+