18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи

Фрагмент таблички с письменами ронго-ронго. Фото: Из книги «"Говорящие дощечки" с острова Пасхи»/СПб.: МАЭ РАН
Фрагмент таблички с письменами ронго-ронго.
Фото: Из книги «"Говорящие дощечки" с острова Пасхи»/СПб.: МАЭ РАН

Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры

Российский ученый Альберт Давлетшин в июньском номере The Journal of the Polynesian Society (Новая Зеландия) опубликовал статью, в которой предложил собственную версию дешифровки письменности острова Пасхи кохау ронго-ронго. Первого октября он выступит с приуроченной к этому открытию публичной лекцией.

Иероглифическая письменность кохау ронго-ронго использовалась жителями острова Пасхи до середины XIX века, однако в тот момент, когда письменностью заинтересовались европейцы, никто из островитян уже не умел ее читать. Общий объем дошедших до нас памятников составляет порядка 15 тыс. иероглифических блоков, что предполагает возможность удачной дешифровки. Последняя представляется важной не только потому, что остров Пасхи — одно из немногих мест на планете, где идея письма была изобретена независимо, но и потому, что кохау ронго-ронго является единственной так называемой доконтактной письменностью Океании, а следовательно, ее тексты содержат уникальную информацию. Сохранившиеся тексты вырезаны по большей части на деревянных табличках. Две таблички и две фигурки с письменами ронго-ронго хранятся в Кунсткамере в Санкт-Петербурге. Они попали в музей благодаря Николаю Миклухо-Маклаю во второй половине XIX века. За предыдущие годы свои варианты расшифровки этой письменности предлагали разные исследователи, в том числе Николай Бутинов и Юрий Кнорозов, Томас Бартель, Ирина Федорова.

справка
Альберт Давлетшин

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ, старший научный сотрудник Международного центра антропологии НИУ ВШЭ, руководитель семинара «Архаические мифологии» Лаборатории ненужных вещей. Специалист по мезоамериканским письменностям и языкам.

Еще…

В своей работе Давлетшин показывает, что система письма ронго-ронго является словесно-слоговой — иными словами, некоторые знаки передают отдельные слова, в то время как другие — слоги. Приведены аргументы в пользу того, что в основе письменности лежит восточнополинезийский язык, по всей видимости архаическая форма языка рапануи. Давлетшин предлагает версии чтения для 20 знаков, при этом значения 11 из них подтверждаются методом перекрестных чтений, сформулированного Юрием Кнорозовым и использованного им для доказательства расшифровки письменности древних майя.

Ученый Альберт Давлетшин читает иероглифы с пасхальцами. 2016. Фото: Из книги «"Говорящие дощечки" с острова Пасхи»/СПб.: МАЭ РАН
Ученый Альберт Давлетшин читает иероглифы с пасхальцами. 2016.
Фото: Из книги «"Говорящие дощечки" с острова Пасхи»/СПб.: МАЭ РАН

Первого октября в 20:00 в Лаборатории ненужных вещей состоится публичная лекция исследователя под названием «Краткие итоги изучения письменности острова Пасхи», с трансляцией в Zoom. Альберт Давлетшин представит основные положения его статьи, а также новые, еще неопубликованные версии чтения нескольких знаков ронго-ронго.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+