18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи

Фрагмент таблички с письменами ронго-ронго. Фото: Из книги «"Говорящие дощечки" с острова Пасхи»/СПб.: МАЭ РАН
Фрагмент таблички с письменами ронго-ронго.
Фото: Из книги «"Говорящие дощечки" с острова Пасхи»/СПб.: МАЭ РАН

Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры

Российский ученый Альберт Давлетшин в июньском номере The Journal of the Polynesian Society (Новая Зеландия) опубликовал статью, в которой предложил собственную версию дешифровки письменности острова Пасхи кохау ронго-ронго. Первого октября он выступит с приуроченной к этому открытию публичной лекцией.

Иероглифическая письменность кохау ронго-ронго использовалась жителями острова Пасхи до середины XIX века, однако в тот момент, когда письменностью заинтересовались европейцы, никто из островитян уже не умел ее читать. Общий объем дошедших до нас памятников составляет порядка 15 тыс. иероглифических блоков, что предполагает возможность удачной дешифровки. Последняя представляется важной не только потому, что остров Пасхи — одно из немногих мест на планете, где идея письма была изобретена независимо, но и потому, что кохау ронго-ронго является единственной так называемой доконтактной письменностью Океании, а следовательно, ее тексты содержат уникальную информацию. Сохранившиеся тексты вырезаны по большей части на деревянных табличках. Две таблички и две фигурки с письменами ронго-ронго хранятся в Кунсткамере в Санкт-Петербурге. Они попали в музей благодаря Николаю Миклухо-Маклаю во второй половине XIX века. За предыдущие годы свои варианты расшифровки этой письменности предлагали разные исследователи, в том числе Николай Бутинов и Юрий Кнорозов, Томас Бартель, Ирина Федорова.

справка
Альберт Давлетшин

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ, старший научный сотрудник Международного центра антропологии НИУ ВШЭ, руководитель семинара «Архаические мифологии» Лаборатории ненужных вещей. Специалист по мезоамериканским письменностям и языкам.

Еще…

В своей работе Давлетшин показывает, что система письма ронго-ронго является словесно-слоговой — иными словами, некоторые знаки передают отдельные слова, в то время как другие — слоги. Приведены аргументы в пользу того, что в основе письменности лежит восточнополинезийский язык, по всей видимости архаическая форма языка рапануи. Давлетшин предлагает версии чтения для 20 знаков, при этом значения 11 из них подтверждаются методом перекрестных чтений, сформулированного Юрием Кнорозовым и использованного им для доказательства расшифровки письменности древних майя.

Ученый Альберт Давлетшин читает иероглифы с пасхальцами. 2016. Фото: Из книги «"Говорящие дощечки" с острова Пасхи»/СПб.: МАЭ РАН
Ученый Альберт Давлетшин читает иероглифы с пасхальцами. 2016.
Фото: Из книги «"Говорящие дощечки" с острова Пасхи»/СПб.: МАЭ РАН

Первого октября в 20:00 в Лаборатории ненужных вещей состоится публичная лекция исследователя под названием «Краткие итоги изучения письменности острова Пасхи», с трансляцией в Zoom. Альберт Давлетшин представит основные положения его статьи, а также новые, еще неопубликованные версии чтения нескольких знаков ронго-ронго.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+