18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кредо Кудряшова: всегда всему наперекор и только по-своему

Художник Олег Кудряшов с посетителями выставки в московском ЦДХ 1 июня 1990 года. Фото: Виктор Великжанин/Фотохроника ТАСС
Художник Олег Кудряшов с посетителями выставки в московском ЦДХ 1 июня 1990 года.
Фото: Виктор Великжанин/Фотохроника ТАСС

На 91-м году жизни в Москве скончался художник Олег Кудряшов

Когда в конце 1973 года Кудряшов, уже известный к тому времени художник-график, получил вместе с женой разрешение эмигрировать из СССР в Великобританию, ему позволили вывезти из страны только 16 работ. А у него хранились буквально тысячи листов. И он уничтожил почти все. Сжигал в два приема: сначала в печке в котельной, потом в костре на пустыре. Этот жест был, конечно, отчасти вынужденным, но отражавшим и характер художника, и его отношение к собственному творчеству. Олег Кудряшов был сам себе гораздо более строгим судьей, чем все окружающие. Он и в последующие десятилетия многое уничтожал беспощадно, объясняя: «Не все можно показывать. Но ты должен в этих работах выпустить что-то из себя, выложиться. Это твоя исповедь».

Его исповеди никогда не были литературным рассказом, а всегда художественным выплеском. Фигуративный сюжет там мог или возникать, или полностью отсутствовать — главным всегда оставался сюжет пластический. Исповедальная абстракция — странное словосочетание, но к Кудряшову вполне применимое.

Олег Кудряшов. «Рельефная конструкция. Дом № 7». 1980. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Олег Кудряшов. «Рельефная конструкция. Дом № 7». 1980.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В одном из интервью он рассказывал, что в 1956 году, после армии, едва не завербовался на север такелажником — решил, что, несмотря на страсть к рисованию, в официальное советское искусство ему ни за что не встроиться, а других путей он не видел. Еле его отговорили, и вскоре он поступил на курсы при «Союзмультфильме». Учился на одни пятерки, но на выпускные экзамены попросту не пошел. Впрочем, в ситуации оттепели Кудряшову удалось-таки добиться определенных карьерных успехов, но для номенклатуры он был чужаком. Для андерграундных художников — гораздо более своим, правда тут уже сам Кудряшов держал дистанцию и ни к каким группировкам не примыкал. Творческую независимость он воспринимал не в качестве придуманного для себя образа, а буквально. Не желал зависеть ни от кого и ни от чего.

Так было и до отъезда из советской Москвы, и на протяжении почти четверти века в Лондоне, и снова в Москве, теперь уже постсоветской, куда Кудряшов вернулся в 1997-м. Вернулся, несмотря на то что был востребован на западном арт-рынке. Далось это непросто: как и прежде в СССР, художник в Лондоне действовал во многом вопреки сложившейся системе, отстаивая собственную свободу. Например, печатал гравюры в одном экземпляре, вызывая искреннее недоумение арт-дилеров. Или еще удивлял объемными композициями из бумажных листов с печатной графикой: галеристы не могли понять, кому и зачем это нужно. И все же со временем Кудряшов многих приучил считаться со своими «причудами».

Лицевая сторона пригласительного на персональную выставку Олега Кудряшова в залах Третьяковской галереи. 1999 год. Фото: RAAN
Лицевая сторона пригласительного на персональную выставку Олега Кудряшова в залах Третьяковской галереи. 1999 год.
Фото: RAAN

В Москве конца 1990-х его встретили довольно восторженно, был устроен ряд музейных и галерейных выставок, однако потом — почти тишина. Бунтарская сущность кудряшовских работ не привлекала ни радикалов, ни консерваторов: всем хотелось другого. А этот художник на социальный заказ принципиально никогда не работал — и тут не стал тоже. Делал по-прежнему свое. Тем и запомнится.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+