18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Кредо Кудряшова: всегда всему наперекор и только по-своему

Художник Олег Кудряшов с посетителями выставки в московском ЦДХ 1 июня 1990 года. Фото: Виктор Великжанин/Фотохроника ТАСС
Художник Олег Кудряшов с посетителями выставки в московском ЦДХ 1 июня 1990 года.
Фото: Виктор Великжанин/Фотохроника ТАСС

На 91-м году жизни в Москве скончался художник Олег Кудряшов

Когда в конце 1973 года Кудряшов, уже известный к тому времени художник-график, получил вместе с женой разрешение эмигрировать из СССР в Великобританию, ему позволили вывезти из страны только 16 работ. А у него хранились буквально тысячи листов. И он уничтожил почти все. Сжигал в два приема: сначала в печке в котельной, потом в костре на пустыре. Этот жест был, конечно, отчасти вынужденным, но отражавшим и характер художника, и его отношение к собственному творчеству. Олег Кудряшов был сам себе гораздо более строгим судьей, чем все окружающие. Он и в последующие десятилетия многое уничтожал беспощадно, объясняя: «Не все можно показывать. Но ты должен в этих работах выпустить что-то из себя, выложиться. Это твоя исповедь».

Его исповеди никогда не были литературным рассказом, а всегда художественным выплеском. Фигуративный сюжет там мог или возникать, или полностью отсутствовать — главным всегда оставался сюжет пластический. Исповедальная абстракция — странное словосочетание, но к Кудряшову вполне применимое.

Олег Кудряшов. «Рельефная конструкция. Дом № 7». 1980. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Олег Кудряшов. «Рельефная конструкция. Дом № 7». 1980.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В одном из интервью он рассказывал, что в 1956 году, после армии, едва не завербовался на север такелажником — решил, что, несмотря на страсть к рисованию, в официальное советское искусство ему ни за что не встроиться, а других путей он не видел. Еле его отговорили, и вскоре он поступил на курсы при «Союзмультфильме». Учился на одни пятерки, но на выпускные экзамены попросту не пошел. Впрочем, в ситуации оттепели Кудряшову удалось-таки добиться определенных карьерных успехов, но для номенклатуры он был чужаком. Для андерграундных художников — гораздо более своим, правда тут уже сам Кудряшов держал дистанцию и ни к каким группировкам не примыкал. Творческую независимость он воспринимал не в качестве придуманного для себя образа, а буквально. Не желал зависеть ни от кого и ни от чего.

Так было и до отъезда из советской Москвы, и на протяжении почти четверти века в Лондоне, и снова в Москве, теперь уже постсоветской, куда Кудряшов вернулся в 1997-м. Вернулся, несмотря на то что был востребован на западном арт-рынке. Далось это непросто: как и прежде в СССР, художник в Лондоне действовал во многом вопреки сложившейся системе, отстаивая собственную свободу. Например, печатал гравюры в одном экземпляре, вызывая искреннее недоумение арт-дилеров. Или еще удивлял объемными композициями из бумажных листов с печатной графикой: галеристы не могли понять, кому и зачем это нужно. И все же со временем Кудряшов многих приучил считаться со своими «причудами».

Лицевая сторона пригласительного на персональную выставку Олега Кудряшова в залах Третьяковской галереи. 1999 год. Фото: RAAN
Лицевая сторона пригласительного на персональную выставку Олега Кудряшова в залах Третьяковской галереи. 1999 год.
Фото: RAAN

В Москве конца 1990-х его встретили довольно восторженно, был устроен ряд музейных и галерейных выставок, однако потом — почти тишина. Бунтарская сущность кудряшовских работ не привлекала ни радикалов, ни консерваторов: всем хотелось другого. А этот художник на социальный заказ принципиально никогда не работал — и тут не стал тоже. Делал по-прежнему свое. Тем и запомнится.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+