18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московский дом Поленова станет культурным центром с театральным уклоном

Проект внутреннего двора будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Проект внутреннего двора будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Здание, напоминавшее сказочный французский замок, было построено по проекту самого художника. Оно будет функционировать так, как было задумано — на стыке музейной и театральной деятельности

Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова, расположенный в Тульской области, представил рамочную концепцию развития своего филиала в Москве. Он будет функционировать как культурный центр с обширной просветительской программой на стыке музейной и театральной деятельности, как и происходило тут при жизни Василия Поленова, увлекавшегося театром и устроившего в этом здании сцену.

Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова. 2009. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова. 2009.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Московский дом художника Василия Поленова на Зоологической улице, 13, ранее относившийся к Государственному центру современного искусства, был передан музею-заповеднику в 2019 году. Здание, построенное в 1915–1916 годах по проекту самого художника и напоминавшее сказочный французский замок, требует обширных работ: и восстановления несущих конструкций, и научной реставрации частей фасада, видоизмененных в советское время. Необходимо снести несколько мелких пристроек, добавленных к историческому зданию. Также планируется объединить более поздние строения, стоящие во дворе, в единый комплекс. В первую очередь речь идет о двухэтажном здании 1949 года; его можно отвести под дополнительные функции, к которым трудно приспособить историческое здание с небольшими помещениями и низкими потолками, а также разместить здесь арт-резиденции. Эта постройка сейчас находится в аварийном состоянии. Двор планируется превратить в общественное пространство, удобное для проведения мероприятий под открытым небом.

Современное состояние здания, где разместится филиал музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Современное состояние здания, где разместится филиал музея-заповедника Василия Поленова в Москве.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Помимо исторического дома и здания 1949 года, проект предусматривает использование третьего сооружения — одноэтажной пристройки советского времени. В этом помещении правильной формы намерены разместить многофункциональный зал со сценой, рассчитанный на 80–130 зрителей. Он будет удобен для кинопоказов, спектаклей, перформансов, лекций. Сцену можно использовать и летом, открывая ее во двор. Пристройку и здание 1949 года соединят переходом на уровне второго этажа.

По результатам обследования выяснилось, что в историческом доме сохранился ряд элементов, восходящих ко времени Поленова: своды и опалубка лестницы, балки, элементы планировки, угловая башня на сводчатом основании, фасад первого этажа, сводчатое помещение под театральным зданием. Некоторые конструкции — дореволюционные деревянные. Остальное, увы, утрачено в пожарах и при переделке.

Общий вид будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. По плану новый культурный центр объединит историческое здание и более поздние постройки в один комплекс. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Главный вход будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Общий вид будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. По плану новый культурный центр объединит историческое здание и более поздние постройки в один комплекс. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Главный вход будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Как рассказала директор музея-заповедника Наталья Поленова, сейчас они занимаются поисками средств на реализацию идеи. В первую очередь необходимо провести проектно-изыскательские работы, создать подробный проект реставрации. Эта стадия должна занять около двух лет. Потом, если все пойдет благополучно, на основе подготовленного проекта начнется собственно реставрация здания, на которую, как показывает опыт аналогичных работ, потребуется пять-семь лет.

В 2024 году исполнится 180 лет со дня рождения Василия Поленова, и, как считает директор его музея-заповедника, начало работ по созданию московского филиала было бы хорошим подарком к этой дате. К годовщине планируются две юбилейные выставки. Одну проведут в Русском музее, а другую (ее темой станут восточные путешествия Поленова) — в одной из ближневосточных стран.


Дом имени Василия Поленова

Вид на дом со стороны пруда Московского зоопарка. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Вид на дом со стороны пруда Московского зоопарка.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

В 1910 году художник Василий Поленов присоединился к Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров и вскоре возглавил ее. У этой просветительской институции не было собственного здания, и в 1915 году Поленов при финансовой помощи мецената Сергея Морозова выкупил участок земли в Москве в районе Садовой-Кудринской, на углу Зоологической улицы и Кабанихина переулка (ныне — улица Зоологическая, 13). Будущее здание сразу было названо Домом имени академика Василия Дмитриевича Поленова. Художник сам разрабатывал проект в псевдоготическом стиле (воплощал его профессиональный архитектор Осип Шишковский). Поленов относил этот трехэтажный дом к «бретонскому стилю 15-го века», о чем свидетельствует надпись на одном из его проектов, сохранившемся в музее-заповеднике. Современники вспоминают, что внутри зрительный зал был примерно в том же мрачноватом стиле: стены из тесаного камня, деревянные потолок и обрамление сцены, дубовые скамьи, темный занавес. Репертуар формировался в русле просветительских идей Василия Поленова и нередко предназначался детям. Например, художник полностью сам (написал либретто, сочинил музыку и создал эскизы декораций и костюмов) поставил одну из первых русских опер для детей — «Анна Бретонская». Через год после смерти художника, в 1928 году, в здании случился пожар, уничтоживший большую часть театрального имущества и декораций. В 1930 году институция получила название Центральный дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К.Крупской. С 2001 года здание принадлежало ГЦСИ, в нем располагались творческие студии и выставочный зал. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+