18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московский дом Поленова станет культурным центром с театральным уклоном

Проект внутреннего двора будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Проект внутреннего двора будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Здание, напоминавшее сказочный французский замок, было построено по проекту самого художника. Оно будет функционировать так, как было задумано — на стыке музейной и театральной деятельности

Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова, расположенный в Тульской области, представил рамочную концепцию развития своего филиала в Москве. Он будет функционировать как культурный центр с обширной просветительской программой на стыке музейной и театральной деятельности, как и происходило тут при жизни Василия Поленова, увлекавшегося театром и устроившего в этом здании сцену.

Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова. 2009. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова. 2009.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Московский дом художника Василия Поленова на Зоологической улице, 13, ранее относившийся к Государственному центру современного искусства, был передан музею-заповеднику в 2019 году. Здание, построенное в 1915–1916 годах по проекту самого художника и напоминавшее сказочный французский замок, требует обширных работ: и восстановления несущих конструкций, и научной реставрации частей фасада, видоизмененных в советское время. Необходимо снести несколько мелких пристроек, добавленных к историческому зданию. Также планируется объединить более поздние строения, стоящие во дворе, в единый комплекс. В первую очередь речь идет о двухэтажном здании 1949 года; его можно отвести под дополнительные функции, к которым трудно приспособить историческое здание с небольшими помещениями и низкими потолками, а также разместить здесь арт-резиденции. Эта постройка сейчас находится в аварийном состоянии. Двор планируется превратить в общественное пространство, удобное для проведения мероприятий под открытым небом.

Современное состояние здания, где разместится филиал музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Современное состояние здания, где разместится филиал музея-заповедника Василия Поленова в Москве.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Помимо исторического дома и здания 1949 года, проект предусматривает использование третьего сооружения — одноэтажной пристройки советского времени. В этом помещении правильной формы намерены разместить многофункциональный зал со сценой, рассчитанный на 80–130 зрителей. Он будет удобен для кинопоказов, спектаклей, перформансов, лекций. Сцену можно использовать и летом, открывая ее во двор. Пристройку и здание 1949 года соединят переходом на уровне второго этажа.

По результатам обследования выяснилось, что в историческом доме сохранился ряд элементов, восходящих ко времени Поленова: своды и опалубка лестницы, балки, элементы планировки, угловая башня на сводчатом основании, фасад первого этажа, сводчатое помещение под театральным зданием. Некоторые конструкции — дореволюционные деревянные. Остальное, увы, утрачено в пожарах и при переделке.

Общий вид будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. По плану новый культурный центр объединит историческое здание и более поздние постройки в один комплекс. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Главный вход будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Общий вид будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. По плану новый культурный центр объединит историческое здание и более поздние постройки в один комплекс. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Главный вход будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Как рассказала директор музея-заповедника Наталья Поленова, сейчас они занимаются поисками средств на реализацию идеи. В первую очередь необходимо провести проектно-изыскательские работы, создать подробный проект реставрации. Эта стадия должна занять около двух лет. Потом, если все пойдет благополучно, на основе подготовленного проекта начнется собственно реставрация здания, на которую, как показывает опыт аналогичных работ, потребуется пять-семь лет.

В 2024 году исполнится 180 лет со дня рождения Василия Поленова, и, как считает директор его музея-заповедника, начало работ по созданию московского филиала было бы хорошим подарком к этой дате. К годовщине планируются две юбилейные выставки. Одну проведут в Русском музее, а другую (ее темой станут восточные путешествия Поленова) — в одной из ближневосточных стран.


Дом имени Василия Поленова

Вид на дом со стороны пруда Московского зоопарка. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Вид на дом со стороны пруда Московского зоопарка.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

В 1910 году художник Василий Поленов присоединился к Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров и вскоре возглавил ее. У этой просветительской институции не было собственного здания, и в 1915 году Поленов при финансовой помощи мецената Сергея Морозова выкупил участок земли в Москве в районе Садовой-Кудринской, на углу Зоологической улицы и Кабанихина переулка (ныне — улица Зоологическая, 13). Будущее здание сразу было названо Домом имени академика Василия Дмитриевича Поленова. Художник сам разрабатывал проект в псевдоготическом стиле (воплощал его профессиональный архитектор Осип Шишковский). Поленов относил этот трехэтажный дом к «бретонскому стилю 15-го века», о чем свидетельствует надпись на одном из его проектов, сохранившемся в музее-заповеднике. Современники вспоминают, что внутри зрительный зал был примерно в том же мрачноватом стиле: стены из тесаного камня, деревянные потолок и обрамление сцены, дубовые скамьи, темный занавес. Репертуар формировался в русле просветительских идей Василия Поленова и нередко предназначался детям. Например, художник полностью сам (написал либретто, сочинил музыку и создал эскизы декораций и костюмов) поставил одну из первых русских опер для детей — «Анна Бретонская». Через год после смерти художника, в 1928 году, в здании случился пожар, уничтоживший большую часть театрального имущества и декораций. В 1930 году институция получила название Центральный дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К.Крупской. С 2001 года здание принадлежало ГЦСИ, в нем располагались творческие студии и выставочный зал. 

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+