18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московский дом Поленова станет культурным центром с театральным уклоном

Проект внутреннего двора будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Проект внутреннего двора будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Здание, напоминавшее сказочный французский замок, было построено по проекту самого художника. Оно будет функционировать так, как было задумано — на стыке музейной и театральной деятельности

Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова, расположенный в Тульской области, представил рамочную концепцию развития своего филиала в Москве. Он будет функционировать как культурный центр с обширной просветительской программой на стыке музейной и театральной деятельности, как и происходило тут при жизни Василия Поленова, увлекавшегося театром и устроившего в этом здании сцену.

Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова. 2009. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова. 2009.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Московский дом художника Василия Поленова на Зоологической улице, 13, ранее относившийся к Государственному центру современного искусства, был передан музею-заповеднику в 2019 году. Здание, построенное в 1915–1916 годах по проекту самого художника и напоминавшее сказочный французский замок, требует обширных работ: и восстановления несущих конструкций, и научной реставрации частей фасада, видоизмененных в советское время. Необходимо снести несколько мелких пристроек, добавленных к историческому зданию. Также планируется объединить более поздние строения, стоящие во дворе, в единый комплекс. В первую очередь речь идет о двухэтажном здании 1949 года; его можно отвести под дополнительные функции, к которым трудно приспособить историческое здание с небольшими помещениями и низкими потолками, а также разместить здесь арт-резиденции. Эта постройка сейчас находится в аварийном состоянии. Двор планируется превратить в общественное пространство, удобное для проведения мероприятий под открытым небом.

Современное состояние здания, где разместится филиал музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Современное состояние здания, где разместится филиал музея-заповедника Василия Поленова в Москве.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Помимо исторического дома и здания 1949 года, проект предусматривает использование третьего сооружения — одноэтажной пристройки советского времени. В этом помещении правильной формы намерены разместить многофункциональный зал со сценой, рассчитанный на 80–130 зрителей. Он будет удобен для кинопоказов, спектаклей, перформансов, лекций. Сцену можно использовать и летом, открывая ее во двор. Пристройку и здание 1949 года соединят переходом на уровне второго этажа.

По результатам обследования выяснилось, что в историческом доме сохранился ряд элементов, восходящих ко времени Поленова: своды и опалубка лестницы, балки, элементы планировки, угловая башня на сводчатом основании, фасад первого этажа, сводчатое помещение под театральным зданием. Некоторые конструкции — дореволюционные деревянные. Остальное, увы, утрачено в пожарах и при переделке.

Общий вид будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. По плану новый культурный центр объединит историческое здание и более поздние постройки в один комплекс. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Главный вход будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Общий вид будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. По плану новый культурный центр объединит историческое здание и более поздние постройки в один комплекс. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Главный вход будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Как рассказала директор музея-заповедника Наталья Поленова, сейчас они занимаются поисками средств на реализацию идеи. В первую очередь необходимо провести проектно-изыскательские работы, создать подробный проект реставрации. Эта стадия должна занять около двух лет. Потом, если все пойдет благополучно, на основе подготовленного проекта начнется собственно реставрация здания, на которую, как показывает опыт аналогичных работ, потребуется пять-семь лет.

В 2024 году исполнится 180 лет со дня рождения Василия Поленова, и, как считает директор его музея-заповедника, начало работ по созданию московского филиала было бы хорошим подарком к этой дате. К годовщине планируются две юбилейные выставки. Одну проведут в Русском музее, а другую (ее темой станут восточные путешествия Поленова) — в одной из ближневосточных стран.


Дом имени Василия Поленова

Вид на дом со стороны пруда Московского зоопарка. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Вид на дом со стороны пруда Московского зоопарка.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

В 1910 году художник Василий Поленов присоединился к Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров и вскоре возглавил ее. У этой просветительской институции не было собственного здания, и в 1915 году Поленов при финансовой помощи мецената Сергея Морозова выкупил участок земли в Москве в районе Садовой-Кудринской, на углу Зоологической улицы и Кабанихина переулка (ныне — улица Зоологическая, 13). Будущее здание сразу было названо Домом имени академика Василия Дмитриевича Поленова. Художник сам разрабатывал проект в псевдоготическом стиле (воплощал его профессиональный архитектор Осип Шишковский). Поленов относил этот трехэтажный дом к «бретонскому стилю 15-го века», о чем свидетельствует надпись на одном из его проектов, сохранившемся в музее-заповеднике. Современники вспоминают, что внутри зрительный зал был примерно в том же мрачноватом стиле: стены из тесаного камня, деревянные потолок и обрамление сцены, дубовые скамьи, темный занавес. Репертуар формировался в русле просветительских идей Василия Поленова и нередко предназначался детям. Например, художник полностью сам (написал либретто, сочинил музыку и создал эскизы декораций и костюмов) поставил одну из первых русских опер для детей — «Анна Бретонская». Через год после смерти художника, в 1928 году, в здании случился пожар, уничтоживший большую часть театрального имущества и декораций. В 1930 году институция получила название Центральный дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К.Крупской. С 2001 года здание принадлежало ГЦСИ, в нем располагались творческие студии и выставочный зал. 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+