18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом Поленова в Москве станет музеем

На Зоологической планируется устроить филиал музея-заповедника Василия Поленова с арт-резиденциями, выставочным пространством и театральным залом

Московский дом художника Василия Поленова на Зоологической улице, 13, находившийся на балансе Государственного центра современного искусства, передан Государственному музею-заповеднику В.Д.Поленова (Тульская область) в качестве филиала. Об этом нашему изданию рассказала его директор Наталья Поленова. В доме необходимо провести научную реставрацию, к которой музей-заповедник намерен приступить в ближайшее время. Сейчас начаты архивные изыскания, а также поиски финансирования.

Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова, был построен в 1915–1916 годах по собственному проекту художника при участии Осипа Шишковского и финансовой поддержке Саввы Мамонтова. Он стал последним проектом Василия Поленова. Здание с башенкой и небольшими окошками имело характерные черты архитектурной манеры художника и будто составляло единый ансамбль с постройками в его усадьбе на Оке. Дом был похож на небольшой замок, особенно выигрышно смотревшийся рядом с прудом речки Кабаниха (ныне на территории зоопарка). Однако здание предназначалось не для жилья. Оно задумывалось как культурный центр — театральная лаборатория для всей России, народный театр, концепция которого была крайне популярна до революции.

В доме располагались зал для спектаклей, декорационные и костюмерные мастерские, склады декораций, бутафории, реквизита и театральная библиотека. Спектакли шли в декорациях работы самого Поленова. После 1917 года Дом театрального просвещения продолжил свою деятельность, став, как говорит Наталья Поленова, «фактически первым ДК в Советской России». Но пожар 1928 года уничтожил декорации Поленова, реквизит и некоторые архитектурные элементы здания.

В 1930-е годы дом передали заводу «Гостеасвет», и со временем его сильно перестроили: исчезли характерные готические окна на главном фасаде, навершие башни, был изменен силуэт кровли, появились многочисленные пристройки и перепланировки. В 2001 году здание отошло Государственному центру современного искусства, располагающемуся рядом. В доме Поленова разместили творческие мастерские, однако работ по восстановлению его исторического облика не велось. Более того, «Архнадзор» и другие градозащитники забили тревогу, обеспокоенные перспективами его дальнейшего существования, когда в 2009 году ГЦСИ решили расширить. Некоторое время дом Поленова находился в ведении РОСИЗО, в состав которого вошел ГЦСИ (а еще через некоторое время он влился в ГМИИ им. А.С.Пушкина), и были планы по его реконструкции как части комплекса на Зоологической, которые так и не осуществились. В конце осени 2020 года пустующий и аварийный дом был передан музею-заповеднику Поленова.

«Нас давно волновала судьба этого знакового дома, — рассказала нам Наталья Поленова, — ведь он и в стилевом отношении, и в культурном напрямую связан с тем наследием, которое нам удалось сохранить в Поленове. Но, увы, у него не было хозяина, который бы ставил перед собой такие задачи. И потому мы имеем то, что имеем, — руину… И вот наконец в этом году мы получили дом Поленова в качестве московского филиала! Теперь в первую очередь необходимо найти средства на его восстановление. Василий Дмитриевич Поленов не только знаменитый пейзажист, исторический и театральный художник. Он ведь еще и замечательный оригинальный архитектор. Так что требуется сложная научная реставрация Театрального дома, разумеется с учетом изначального проекта. А затем и восстановление его творческой деятельности в том виде, как это задумывал сам Поленов. Театральная тема для музея Поленова очень важна: традиции домашних постановок в самой усадьбе никогда не прерывались и сегодня они являются важной составляющей нашей основной деятельности».

По словам Поленовой, после завершения реставрации в доме на Зоологической будут устроены выставочный зал и музейный театр — театральный музей. «Это будет разом и арт-резиденция с мастер-классами, и выставочное пространство. А также реконструкция поленовских постановок. Мы планируем сотрудничество с театральными фестивалями и экспериментальными площадками — в том же формате, как мы это делаем на наших летних фестивалях в заповеднике. Это будет еще и „зимняя площадка“ нашего музея».

Создание московского филиала не единственный пример выхода музея-заповедника за пределы усадьбы Поленово. Только что, осенью 2020 года, он открыл филиал в Туле — Центр семейной истории, который стал одним из самых любопытных мест в новом музейном кластере в историческом центре города. В случае Тулы создание филиала и приведение в порядок старинных зданий, в которых он расположился, стали возможными благодаря федеральной программе к празднованию 500-летия Тульского кремля.

Однако в случае московского особняка, как рассказала нам Наталья Поленова, ситуация не выглядит столь радужной. «Ясно, что такие грандиозные планы требуют больших финансовых затрат. Мы надеемся как на государственные, так и на частные инвестиции. В 2024 году исполнится 180 лет со дня рождения Василия Поленова. Нам кажется, что определение этого года как юбилейного, как культурного праздника федерального значения вполне логично. Мечталось бы, чтобы к этому времени и наш московский филиал уже зажил достойной культурной жизнью. Пока же будем делать то, что возможно в текущих условиях. Дом хотя бы продолжает отапливаться, и процесс разрушения немного замедлился. Мы же пока начали разработку концепции и проектной документации филиала».

Поленову повезло больше, чем Левитану: на протяжении нескольких поколений потомки активно занимаются защитой и сохранением его наследия. Дом-мастерскую Исаака Левитана в Москве, находящийся в таком же состоянии, музеефицировать оказалось некому. Третьяковская галерея отказалась от предложенного особняка, в частности из-за отсутствия необходимого финансирования. Однако привести в порядок дом Левитана, видимо, все же удастся. Его приобрел галерист Владимир Овчаренко, который уже этой весной планирует показать там специальный художественный проект.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+