18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Современное искусство в координатах нижегородского «Арсенала»

Выставка «Формы и методы» в нижегородском «Арсенале». Фото: Алина Мигушина
Выставка «Формы и методы» в нижегородском «Арсенале».
Фото: Алина Мигушина
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Нижегородский «Арсенал» принимает у себя «Формы и методы», выставку избранных произведений из коллекции московского Stella Art Foundation. Это живопись, скульптура, инсталляции 1980–2000-х годов российских художников, преимущественно концептуалистов

Нижегородскому «Арсеналу» — 25 лет. Самому зданию вообще-то 179, но именно четверть века назад, с появлением Центра современного искусства «Кариатида» (который затем стал филиалом Государственного центра современного искусства, а теперь является филиалом Пушкинского музея), обозначилось его будущее, в котором оно из военного склада превратилось в цитадель искусств. К красивой дате приурочили открытие выставки «Формы и методы», где представлены избранные произведения из солидной коллекции Stella Art Foundation: живопись, графика, скульптура и объекты отечественных художников ­1980–2020-х годов. Как отмечает директор фонда Александр Рытов, «концепция выставки, созданная нижегородскими кураторами, открывает одно из измерений коллекции, по-новому преподносит и интерпретирует работы художников».

Здание «Арсенала». Фото: Роман Бородин
Здание «Арсенала».
Фото: Роман Бородин

Кураторский взгляд выхватил из фондового собрания работы, посвященные теме познания мира, его восприятия и измерения. Алексей Панькин в скульптуре «Мальчик» полемизирует с протагоровской мыслью о том, что «человек есть мера всех вещей», а неизменно ироничный Роман Сакин в качестве меры всех вещей предлагает настенный ковер. Владислав Ефимов в своей инсталляции иллюстрирует штудии академика Владимира Бехтерева, изучавшего рефлексы. Его «Пугающаяся коллекция» способна напугать и сама: предметы в боксах под стеклом реагируют на присутствие зрителя, взвизгивая, прячась или начиная петь. Отдельные работы посвящены зрительным феноменам: например, Сергей Шутов изобразил фосфены (те самые мушки, которые появляются, если зажмурить глаза) — получилась абстракция.

Большинство работ в экспозиции принадлежат руке Никиты Алексеева и других представителей московского концептуализма: Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Андрея Монастырского, Ивана Чуйкова. Здесь вновь оптические обманы, попытки выстроить цельный образ предмета по его части, соотношение предметной и образной действительности. Также на выставке можно увидеть «Неадекватные предметы» Андрея Абрамова, графические листы Вагрича Бахчаняна, выполненные в загадочной технике «алхимажа», придуманной еще сюрреалистами, и три пейзажа Алены Кирцовой, в которых реальность выстраивается в цветовую шкалу.

Посетители на выставке «Формы и методы» в нижегородском «Арсенале». Фото: Александр Мерзляков
Посетители на выставке «Формы и методы» в нижегородском «Арсенале».
Фото: Александр Мерзляков

Наукоемкость проекта подчеркнута самой архитектурой выставки. Разметка на полу позволяет почувствовать себя точкой, которая движется по координатной плоскости. Руководитель выставочного отдела «Арсенала» Дарья Ткачева поясняет, что это та самая система координат, в которой сосуществуют художник, произведение, коллекция, музей и зритель. Не исключены из этой системы координат и незрячие любители искусства и гости «Арсенала»: к выставке подготовили аудиогид с тифлокомментариями.


Директор нижегородского «Арсенала» — Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Анна Гор рассказала нам о текущей деятельности музея и его планах.

Директор нижегородского «Арсенала» — Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Анна Гор. Фото: Архив ГЦСИ
Директор нижегородского «Арсенала» — Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Анна Гор.
Фото: Архив ГЦСИ

Какие у вас были ощущения после перехода Государственного центра современного искусства под крыло ГМИИ им. А.С.Пушкина?

Мы даже не могли представить себе, что станем частью огромной империи Пушкинского музея. Теперь нам безумно интересно, мы оказались вместе с единомышленниками: Марина Девовна Лошак нас приняла под крыло, чему мы очень рады.

Что будет с проектом, посвященным Джорджо Вазари, первая часть которого прошла зимой?

На праздновании дня рождения «Арсенала» нам сообщили о подарке губернатора Нижегородской области Глеба Никитина — финансировании этого крупного проекта. Так что вторая часть проекта теперь будет! То, что у нас до этого было в планах, — на неполную сумму. Можно было сделать эту выставку и очень скромно, но нам хочется сделать очень большую, очень значимую, по-хорошему беспрецедентную выставку про Возрождение. На эту тему современные художники в последнее время открыто не высказывались, а нам кажется это очень важным и актуальным. На выставке, помимо современного искусства, будет представлено и ренессансное, конечно. Мы откроем ее в двадцатых числах декабря, это предновогодний презент. Старые предметы будут в основном из собрания ГМИИ. У нас будут разделы, связанные и с Северным Возрождением, и с разного рода проявлениями Ренессанса. Не уверена, будут ли еще какие-нибудь коллекции привлечены. Но почему нет? Вот мне пришло в голову: что-то из собрания Музея имени Андрея Рублева, какие-то отзвуки рублевского ренессанса, могут там присутствовать. Но это кураторы будут решать.

Выставка «Биография в объеме», проходившая в «Арсенале» с конца апреля по середину июля этого года. Фото: Алексей Шевцов
Выставка «Биография в объеме», проходившая в «Арсенале» с конца апреля по середину июля этого года.
Фото: Алексей Шевцов

Повлияла ли текущая геополитическая ситуация на планы «Арсенала»?

У нас был в планах показ выставки «Живое вещество», которую уже можно было видеть в Третьяковской галерее, были договоренности с галереей «Триумф». Однако, поскольку это было международное сотрудничество, ее отменили. Она была спешно заменена на проект, наш собственный кураторский, который мы назвали «Биография в объеме», где показаны скульптурные портреты деятелей русской культуры. Нам кажется, что о скульптуре поговорить очень важно. Да, были планы, которые не сработали, тем не менее зритель не пострадал, он получил достойную, содержательную, не легковесную замену.

Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
«Формы и методы». Избранные произведения из коллекции Stella Art Foundation
До 16 октября

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+