18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Современное искусство в координатах нижегородского «Арсенала»

Выставка «Формы и методы» в нижегородском «Арсенале». Фото: Алина Мигушина
Выставка «Формы и методы» в нижегородском «Арсенале».
Фото: Алина Мигушина
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Нижегородский «Арсенал» принимает у себя «Формы и методы», выставку избранных произведений из коллекции московского Stella Art Foundation. Это живопись, скульптура, инсталляции 1980–2000-х годов российских художников, преимущественно концептуалистов

Нижегородскому «Арсеналу» — 25 лет. Самому зданию вообще-то 179, но именно четверть века назад, с появлением Центра современного искусства «Кариатида» (который затем стал филиалом Государственного центра современного искусства, а теперь является филиалом Пушкинского музея), обозначилось его будущее, в котором оно из военного склада превратилось в цитадель искусств. К красивой дате приурочили открытие выставки «Формы и методы», где представлены избранные произведения из солидной коллекции Stella Art Foundation: живопись, графика, скульптура и объекты отечественных художников ­1980–2020-х годов. Как отмечает директор фонда Александр Рытов, «концепция выставки, созданная нижегородскими кураторами, открывает одно из измерений коллекции, по-новому преподносит и интерпретирует работы художников».

Здание «Арсенала». Фото: Роман Бородин
Здание «Арсенала».
Фото: Роман Бородин

Кураторский взгляд выхватил из фондового собрания работы, посвященные теме познания мира, его восприятия и измерения. Алексей Панькин в скульптуре «Мальчик» полемизирует с протагоровской мыслью о том, что «человек есть мера всех вещей», а неизменно ироничный Роман Сакин в качестве меры всех вещей предлагает настенный ковер. Владислав Ефимов в своей инсталляции иллюстрирует штудии академика Владимира Бехтерева, изучавшего рефлексы. Его «Пугающаяся коллекция» способна напугать и сама: предметы в боксах под стеклом реагируют на присутствие зрителя, взвизгивая, прячась или начиная петь. Отдельные работы посвящены зрительным феноменам: например, Сергей Шутов изобразил фосфены (те самые мушки, которые появляются, если зажмурить глаза) — получилась абстракция.

Большинство работ в экспозиции принадлежат руке Никиты Алексеева и других представителей московского концептуализма: Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Андрея Монастырского, Ивана Чуйкова. Здесь вновь оптические обманы, попытки выстроить цельный образ предмета по его части, соотношение предметной и образной действительности. Также на выставке можно увидеть «Неадекватные предметы» Андрея Абрамова, графические листы Вагрича Бахчаняна, выполненные в загадочной технике «алхимажа», придуманной еще сюрреалистами, и три пейзажа Алены Кирцовой, в которых реальность выстраивается в цветовую шкалу.

Посетители на выставке «Формы и методы» в нижегородском «Арсенале». Фото: Александр Мерзляков
Посетители на выставке «Формы и методы» в нижегородском «Арсенале».
Фото: Александр Мерзляков

Наукоемкость проекта подчеркнута самой архитектурой выставки. Разметка на полу позволяет почувствовать себя точкой, которая движется по координатной плоскости. Руководитель выставочного отдела «Арсенала» Дарья Ткачева поясняет, что это та самая система координат, в которой сосуществуют художник, произведение, коллекция, музей и зритель. Не исключены из этой системы координат и незрячие любители искусства и гости «Арсенала»: к выставке подготовили аудиогид с тифлокомментариями.


Директор нижегородского «Арсенала» — Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Анна Гор рассказала нам о текущей деятельности музея и его планах.

Директор нижегородского «Арсенала» — Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Анна Гор. Фото: Архив ГЦСИ
Директор нижегородского «Арсенала» — Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Анна Гор.
Фото: Архив ГЦСИ

Какие у вас были ощущения после перехода Государственного центра современного искусства под крыло ГМИИ им. А.С.Пушкина?

Мы даже не могли представить себе, что станем частью огромной империи Пушкинского музея. Теперь нам безумно интересно, мы оказались вместе с единомышленниками: Марина Девовна Лошак нас приняла под крыло, чему мы очень рады.

Что будет с проектом, посвященным Джорджо Вазари, первая часть которого прошла зимой?

На праздновании дня рождения «Арсенала» нам сообщили о подарке губернатора Нижегородской области Глеба Никитина — финансировании этого крупного проекта. Так что вторая часть проекта теперь будет! То, что у нас до этого было в планах, — на неполную сумму. Можно было сделать эту выставку и очень скромно, но нам хочется сделать очень большую, очень значимую, по-хорошему беспрецедентную выставку про Возрождение. На эту тему современные художники в последнее время открыто не высказывались, а нам кажется это очень важным и актуальным. На выставке, помимо современного искусства, будет представлено и ренессансное, конечно. Мы откроем ее в двадцатых числах декабря, это предновогодний презент. Старые предметы будут в основном из собрания ГМИИ. У нас будут разделы, связанные и с Северным Возрождением, и с разного рода проявлениями Ренессанса. Не уверена, будут ли еще какие-нибудь коллекции привлечены. Но почему нет? Вот мне пришло в голову: что-то из собрания Музея имени Андрея Рублева, какие-то отзвуки рублевского ренессанса, могут там присутствовать. Но это кураторы будут решать.

Выставка «Биография в объеме», проходившая в «Арсенале» с конца апреля по середину июля этого года. Фото: Алексей Шевцов
Выставка «Биография в объеме», проходившая в «Арсенале» с конца апреля по середину июля этого года.
Фото: Алексей Шевцов

Повлияла ли текущая геополитическая ситуация на планы «Арсенала»?

У нас был в планах показ выставки «Живое вещество», которую уже можно было видеть в Третьяковской галерее, были договоренности с галереей «Триумф». Однако, поскольку это было международное сотрудничество, ее отменили. Она была спешно заменена на проект, наш собственный кураторский, который мы назвали «Биография в объеме», где показаны скульптурные портреты деятелей русской культуры. Нам кажется, что о скульптуре поговорить очень важно. Да, были планы, которые не сработали, тем не менее зритель не пострадал, он получил достойную, содержательную, не легковесную замену.

Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
«Формы и методы». Избранные произведения из коллекции Stella Art Foundation
До 16 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+