18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Царскосельский Зубовский флигель оживает

Фрагмент Купольного зала. Фото: Евгений Ворошилов
Фрагмент Купольного зала.
Фото: Евгений Ворошилов

Музей-заповедник «Царское Село» представил очередной этап реставрации и воссоздания интерьеров восьми залов Екатерининского дворца

Реставраторы приступили к работам по возвращению интерьерам личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца прежнего облика. Сейчас при поддержке ПАО «Газпром» специалисты воссоздают утраченную отделку Китайского и Купольного залов, Синего, Серебряного и Зеркального кабинетов, Опочивальни, Рафаэлевской и Туалетной комнат.

Начало работ было анонсировано больше трех лет назад: тогда специалисты музея-заповедника планировали завершить работы в течение пяти лет.

Две года пандемии и геополитическая обстановка последнего времени внесли свои коррективы в эти планы, но реставраторы за эти годы уже выполнили значительную часть отделочных работ.

«Это для нас знаковая работа, ведь более 80 лет эти комнаты и залы были полностью разрушены, а декоративная отделка либо разбита, либо разграблена, — рассказала Наталья Кудрявцева, заместитель директора «Царского Села» по реставрации. — Только благодаря участию „Газпрома“ нам удалось приступить к работе, сейчас уже большая часть элементов декоративного оформления комнат готова, и мы приступили к их монтажу».

Для всех интерьеров были изготовлены более десяти тысяч декоративных золоченых металлических деталей. Фото: Евгений Ворошилов
Для всех интерьеров были изготовлены более десяти тысяч декоративных золоченых металлических деталей.
Фото: Евгений Ворошилов

Флигель, названный именем одного из фаворитов императрицы, был пристроен к Екатерининскому дворцу в последние годы XVIII века по проекту Юрия Фельтена. Оформлением помещений второго этажа занимались Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. В середине XIX века часть Зубовского флигеля перестроили по проекту Ипполита Монигетти. До начала Великой Отечественной войны интерьеры сохранялись в своем подлинном виде, но война их практически уничтожила. Часть декора погибла при обстрелах и в пожаре, часть была вывезена оккупантами, небольшое количество сохранившихся фрагментов отделки было передано в фонды музея. Только в начале 2000-х годов реставраторы вернули личным покоям Екатерины первоначальную планировку. С тех пор их использовали для временных выставок.

Теперь появилась надежда увидеть эти роскошные апартаменты такими, какими они были задуманы.

Особенность этих залов и комнат в том, что ни один интерьер не повторяет другой. Овальный зал сделан в виде античной ротонды: колонны по периметру декорированы порфиром, купол украшен живописью и рельефами на мифологические сюжеты. Стены Синего кабинета были оформлены пластинами лазурита, стены и потолки Серебряного и Зеркального кабинетов декорированы различного рода стеклом, керамикой, золочеными изображениями геральдических символов. Потолок Китайского зала был закрыт живописными полотнами, стены — от потолка до пола — покрывали лаковые панно, выполненные в Китае по технологиям, известным со Средних веков. Часть этих панно была сделана в технике коромандельского лака, часть — в технике золотого лака.

Процесс монтажа элементов художественного декора. Фото: Евгений Ворошилов
Процесс монтажа элементов художественного декора.
Фото: Евгений Ворошилов

«Работы очень сложные, многоплановые, мы одновременно работаем сразу в восьми залах, — рассказал Борис Игдалов, руководитель Царскосельской янтарной мастерской, проектной и подрядной организации, выполняющей реставрацию и реконструкцию Зубовского флигеля. — Нам пришлось работать с совершенно разными видами отделки: стеклом, керамикой, деревом, паркетом, камнем, живописью. В реставрации вообще нет ничего простого, но реставраторы имеют предмет реставрации, а тут почти полное воссоздание, мало что осталось подлинного, и аналогов очень немного. Мы постоянно обсуждаем все детали, у нас каждую неделю по два-три совета проходит, так что говорить о сроках завершения пока не приходится».

Как рассказала Наталья Кудрявцева, особые трудности возникли с воссозданием Китайского зала. Изначально его стены украшали 172 композиции, выполненные в различных техниках. В годы войны во время пожаров деревянные, покрытые лаком панно сгорели без следа. В распоряжении специалистов оказались лишь многочисленные изображения: фотографии, акварели, монотипии, выполненные в конце XIX — начале XX века.

По проекту предполагалось, что лаковые панно выполнят китайские мастера. Но китайские партнеры попросили у заказчиков подробно прорисованные сюжеты и композиции, а их у российских специалистов не оказалось — на старых фотографиях и акварелях, которые дают лишь общее представление об интерьерах, такие детали не рассмотреть.

Элементы декоративной отделки. Фото: Евгений Ворошилов
Элементы декоративной отделки.
Фото: Евгений Ворошилов

«У нас очень много времени уходит на разработку и согласование каждого сюжета – и для настенных панно, и для живописного плафона, — рассказала Наталья Кудрявцева. — Поэтому сейчас работы над оформлением Китайского зала несколько замедлились». По ее словам, сюжеты шинуазри разрабатывают для Китайского зала учащиеся и преподаватели петербургской Академии художеств. Сюжеты для живописного плафона уже утверждены, сейчас художники расписывают полотна. А вот сюжеты для настенных лаковых панелей еще находятся в стадии разработки. Специалисты музея-заповедника и янтарной мастерской ведут переговоры с китайскими партнерами о помощи в воссоздании этих композиций. Две пробные панели — в технике коромандельского лака и золотого лака — уже выполнены.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+