18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ярославский шинный завод разыскивает анонимного автора фрески

Обнаруженная в Ярославле фреска оказалась художественным свидетельством энтузиазма 1920-­х гг. Фото: Милена Орлова
Обнаруженная в Ярославле фреска оказалась художественным свидетельством энтузиазма 1920-­х гг.
Фото: Милена Орлова
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Раннесоветское монументальное произведение на тему революции и созидательного труда было случайно обнаружено еще в начале 2000-х, но история его создания до сих пор не получила окончательной ясности

В историческом здании музея шинного завода в Ярославле находится любопытная фреска 1920-х годов с необычной иконографией, посвященной мировой революции. Сотрудники заводского музея хотят привлечь внимание к этому образцу революционного искусства, чтобы, возможно, установить автора.

Ярославский шинный завод в нынешнем году отмечает 90-летие. Среди экспонатов его музея, повествующего об истории предприятия, — и образцы искусственного каучука, который тут научились делать из картофеля, и фотографии Валентины Терешковой, начинавшей на заводе свою звездную карьеру, и трофеи футбольной команды «Шинник». Но, пожалуй, самым удивительным экспонатом является настенная роспись с фигурой Ленина.

Сотрудница музея Ирина Сотскова рассказывает о ее чудесном обнаружении следующее. В самом начале 2000-х завод искал новое пространство для музея и присмотрел компактное здание, построенное еще до революции. В нем когда-то располагалась заводская лавка, а еще раньше — мастерская пожарных рукавов.

Музей шинного завода в Ярославле. Фото: Милена Орлова
Музей шинного завода в Ярославле.
Фото: Милена Орлова

Стены были покрашены, и ничто не говорило о том, что под штукатуркой может скрываться что-нибудь любопытное. Однажды кто-то из рабочих принес в музей фотографию из семейного архива с изображением митинга или собрания, проходившего в этом здании. На фото была явственно видна монументальная фреска. «Я начинаю звонить реставраторам и говорить: „У нас здесь фреска — приезжайте!“ А они делали XVII век и отвечают: „Нет, это у нас фреска, а у вас что-то непонятное“», — вспоминает Ирина Сотскова.

Когда реставраторы расчистили роспись, оказалось, что она в отличной сохранности, не считая утраченного фрагмента в нижней части. В центре вытянутой по горизонтали композиции — фигура Ленина, который держит в руке факел, опираясь на большой циферблат часов. Часы показывают без пяти двенадцать. К минутной стрелке привязан трос, который тянут рабочие, как бы ускоряя движение времени. Над их фигурами — надпись: «Час мировой революции пробил». В правой части фрески изображены серп, молот, коса, пятиконечная звезда, голубая сфера (вероятно, земной шар) и куб, водруженный на цилиндр. Также имеется изображение неких струн, возможно лиры. За спиной у вождя нарисован маяк и, как считает Ирина Сотскова, металлическая сетчатая ферма моста через Волгу, широкой голубой полосой протянувшуюся по всей композиции; в левом углу видно многоэтажное фабричное здание со светящимися окнами. По предположению сотрудницы музея, фреска была написана до 1931 года, которым датирована фотография (имеется надпись тушью), но через некоторое время после смерти Ленина, возможно, в 1926–1929 годах, когда его образ был уже отчасти канонизирован.

Фрагмент фрески. Фото: Милена Орлова
Фрагмент фрески.
Фото: Милена Орлова

Судя по той же надписи на фотографии, в 1931 году мастерская пожарных рукавов носила название «Штаб мировой революции», и именно рабочие этого штаба, скорее всего, изображены на фреске: некоторые из них в пожарных касках. Не исключено, что художник подразумевал метафору мировой революции как пожара, который нужно не тушить, а раздувать.

Относительно авторства этого произведения никаких сведений нет. По словам Сотсковой, на предприятии были штатные художники, но имена их не сохранились. Неизвестно, кто создал фреску: свой или приглашенный автор, а может быть, целая изобригада, как водилось в раннем СССР. Также неясно, был ли это профессиональный художник или самодеятельный, создана ли композиция с чистого листа или стала компиляцией каких-то уже существовавших изображений. Ничего подобного на других заводах Ярославля не обнаружено.

Когда-то в здании располагалась мастерская пожарных рукавов. 1931 год. Фото: Архив Владимиро-Суздальского музея
Когда-то в здании располагалась мастерская пожарных рукавов. 1931 год.
Фото: Архив Владимиро-Суздальского музея

Роспись была раскрыта в 2000 году, но за 20 с лишним лет она так и не попала в поле зрения специалистов. В музее очень надеются, что этот по-своему уникальный образчик советского искусства наконец привлечет внимание искусствоведов, занимающихся той эпохой, и мы сможем что-то узнать об авторе фрески, пока неизвестном.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+