18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Многоликий Николай Чудотворец: как изображали почитаемого святого

Св. Николай Чудотворец (Никола Великорецкий). Конец XVI века. Вологда. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Св. Николай Чудотворец (Никола Великорецкий). Конец XVI века. Вологда. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи проходит выставка, посвященная богатой иконографии образов святителя Николая, известного в народе как Николай Угодник, в иконах XIII–XX веков

Жития Святого Николая Мирликийского, известного также как Святитель Николай Чудотворец, а в русской народной традиции почитаемого как Николай Угодник, повествуют о его успешной помощи бедным девушкам (дабы не вверглись они в разврат), жертвам кораблекрушений и политических репрессий. Воздействовал Николай и словом, и делом: убеждением, авторитетом, деньгами и чудесами. Недаром Михаил Кузмин, написавший зимой 1919–1920 годов в голодающем и замерзающем Петрограде поэму о Николае, начал со слов о «раздробленной доле» и ее последующем преодолении с помощью святого угодника.

Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее обратились к богатейшему иконографическому наследию, посвященному Николаю, и сделали выставку живописных образов из собственного собрания, добавив несколько икон из частных коллекций и фондов. Экспозиция, хотя и невелика, отражает многоликость выдающегося христианского подвижника. Во-первых, святого Николая почитатели наградили множеством прозвищ, отраженных иконографией: Барийский, Зарайский, Мирликийский, Можайский, Мокрый, Отвратный, Чудотворец… Во-вторых, демонстрируются иконы, написанные в традиции различных школ древнерусского искусства: московской и новгородской, ростовской и нижегородской, киевской и рязанско-коломенской, мастеров Мстеры и Палеха.

Например, икона Николая Отвратного (начало XIX века, Полесье) показывает старообрядческую разновидность культа святого. Разумеется, называли Николая Отвратным не потому, что он мерзкий, а потому, что отвращает несчастья. Старообрядцы писали оплечную фигуру святого, а взгляд его устремлен был куда-то в сторону. На ростовской иконе конца XV века Николай Можайский держит храм над бурными волнами, которые напоминают о многочисленных чудесах святого на морях. А фоном Николаю Зарайскому на иконе второй половины XVII века послужил сверкающий растительный орнамент.

Фрагмент экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Фрагменты жития Николая, изображенные на клеймах, свидетельствуют о наличии традиционного набора сюжетов. Выразительно древнерусские иконописцы писали чудеса, связанные с плаванием Николая в Святую землю: успокоение бури (замечательные образцы рязанско-коломенской, ростовской и новгородской школ) и предотвращение обмана моряков, не хотевших увозить его домой (икона нижегородской школы первой половины XVII века). Ярко зафиксировали иконописцы и другие события жизненного подвига Николая: освобождение военачальников Ермила, Непотиана и Урса, репрессированных византийским императором по доносу (икона рязанско-коломенской школы начала XVI века); избавление от нечистого духа (икона новгородской школы середины XVI века); спасение троих невинных, осужденных на казнь (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); чудо о проданном и возвращенном ковре (икона рязанско-коломенской школы конца XIV века); изгнание беса из колодезя и с дерева (икона нижегородской школы первой половины XVII века); спасение тонувшего Димитрия (икона новгородской школы середины XVI века). Создавали древнерусские мастера и собственные сюжеты. На выставке есть икона конца XIV века киевской школы, происходящая из церкви Николы в Киевце (в окрестностях нынешней Остоженки селились выходцы из киевских и черниговских земель). На одном из клейм написано чудо о киевском младенце, который упал с подоконника в Днепр, но был спасен Чудотворцем. Традиционным сюжетом для иконописцев было посмертное приключение Чудотворца — перенесение мощей из турецких Мир Ликийских в итальянский Бари. Наиболее эффектное изображение среди выставленных создано было в 1847 году палехским мастером.

Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вид экспозиции «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Представлены на выставке и групповые изображения — Николай с другими святыми и мучениками. Художник Оружейной палаты Тихон Филатьев (последняя четверть XVII века) выполнил иконостас московской церкви Рождества Богородицы в Голутвине в традиции итальянского Ренессанса; в XIX веке доски с Николаем Чудотворцем и Иоанном Предтечей соединили.

Можно сожалеть лишь об известной ограниченности выставки. Не были перенесены из основной экспозиции ГТГ некоторые выдающиеся образцы иконографии Николая. Немало замечательных икон хранится в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, в том числе новгородская икона середины XVI века с клеймом, где изображено одно из морских чудес Николая. К сожалению, объять необъятное не по силам даже чудотворцам — что же говорить о простых смертных! 

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
«Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XX веков»
До 18 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+