18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Иссей Мияке вернул складки в вечность

Модельер Иссей Мияке на показе своей коллекции в 1994 году. Фото: Guy Marineau/Starface via ZUMA Press/TASS
Модельер Иссей Мияке на показе своей коллекции в 1994 году.
Фото: Guy Marineau/Starface via ZUMA Press/TASS

Пережив в детстве атомную бомбардировку Хиросимы, японский модельер-новатор относился к дизайну одежды как к жизнеутверждающему виду творчества. Он умел гениально использовать складки и дружил с художниками

Иссей Мияке, один из ведущих модельеров конца ХХ века, скончался в возрасте 84 лет. Суть творчества для него заключалась в том, что работа не была завершена, пока его вещь не надел кто-то другой. «Когда я что-то создал, — говорил он, — вещь завершена лишь наполовину. Когда люди носят ее — в течение многих лет, лишь тогда она готова».

Мияке был лидером новаторской группы японских дизайнеров, которые за четыре десятилетия изменили облик высокой и уличной моды. Иссей Мияке, Ёдзи Ямамото, Рей Кавакубо, Дзюнья Ватанабэ и Кендзо Такада сочетали в своих коллекциях минималистичность и исторически сложившиеся приемы ремесла кутюрье, подкрепленные уважением к традиционной японской одежде, каллиграфии и искусству татуировки. Два костюма дизайна Иссея Мияке сейчас представлены на выставке «Стиль кимоно. Коллекция Джона К.Вебера» в нью-йоркском Метрополитен-музее.

Иссей Мияке прославился как мастер, гениально использующий складки. Тем самым он возродил утраченное искусство, доведенное до совершенства Мариано Фортуни при работе с шелком в 1930-х годах. Одно из завораживающих платьев Мияке, «Летающая тарелка» 1994 года, было показано на выставке Метрополитен-музея к 150-летию Института костюма «О времени. Мода и длительность» в 2020 году.

Платье «Летающая тарелка» Иссея Мияке. 1994. Фото: The Met
Платье «Летающая тарелка» Иссея Мияке. 1994.
Фото: The Met

Мияке не заботила непрактичность высокой моды. В 1993 году он сделал одежду от-кутюр доступной для всех, создав коллекцию Pleats Please, которая сегодня является объектом коллекционирования. В ней термообработанный плиссированный полиэстер использовался для создания монохромной, струящейся унисекс-одежды, по размеру подходящей всем. В 1997 году компания Мияке представила еще одну уникальную концепцию — A Piece of Cloth (A-POC). Она позволяла покупателям создавать собственные модели — необходимо было только разрезать ткань вдоль заранее размеченных швов.

Это Иссей Мияке сшил Стиву Джобсу, сооснователю Apple, его фирменную водолазку из полиэстера и хлопка. Образ стал визитной карточкой компании Apple, как логотип яблока на iPhone. Все началось с того, что во время поездки в Японию в 1980-х годах Джобс восхитился практичным шиком серой униформы, которую носили работники Sony, и глава этой компании Акио Морита рассказал, что ее разработал Мияке. О сотрудничестве с дизайнером Джобс говорил своему биографу Уолтеру Айзексону: «Я попросил Иссея сшить мне несколько черных водолазок, которые мне понравились, а он сшил сотню... Их мне хватит на всю оставшуюся жизнь».

Иссей Мияке, Фудзивара Дай. A-POC Queen Textile. 1997. Фото: MoMA
Иссей Мияке, Фудзивара Дай. A-POC Queen Textile. 1997.
Фото: MoMA

Иссей Мияке родился в японской Хиросиме в 1938 году. Он выжил, когда 6 августа 1945 года США сбросили на город атомную бомбу. Мать будущего модельера умерла три года спустя от лучевой болезни. В 2009-м Мияке, который долгое время не хотел, чтобы его называли «дизайнером, пережившим атомную бомбардировку», написал мощную статью о своем опыте для New York Times, в которой призывал тогдашнего американского президента Барака Обаму посетить город, чтобы продемонстрировать приверженность идее ликвидации ядерного оружия. «Когда я закрываю глаза, — писал Мияке, — я все еще вижу то, что никто никогда не должен пережить: яркий красный свет, затем черное облако, люди бегут во всех направлениях, отчаянно пытаясь спастись».

В той же статье он рассказал, как травмирующий опыт повлиял на его решение стать кутюрье. «Я тяготел к дизайну одежды отчасти потому, что этот вид творчества очень современный и оптимистичный». Он изучал дизайн в Токио, а в 1960-х годах переехал в Париж, где работал с Ги Ларошем и Юбером де Живанши. В 1970-м основал дизайн-студию Miyake в Токио, а в следующем году уже показал свою первую коллекцию в Нью-Йорке. В 1980-х годах образы Мияке служили противовесом миру моды и развлечений, где царили подплечники, дерзкие цвета и начесы.

Всю жизнь Мияке был связан с искусством и художниками. В Париже он открыл для себя работы Альберто Джакометти и Константина Бранкузи.

В Нью-Йорке в конце 1960-х годов подружился с Робертом Раушенбергом и Христо. Он стал большим поклонником уроженки Вены, британской керамистки Люси Ри. В 1989 году организовал выставку «Иссей Мияке встречает Люси Ри» в Токио и Осаке, назвав ее данью уважения эмоциональной близости с художницей. «Я был удивлен, что работы Люси, в то время практически неизвестные, были так хорошо восприняты», — рассказывал он в интервью журналу Vogue. Дизайнер придумал показать керамические предметы Ри плавающими на поверхности гигантского бассейна. В одной из коллекций Miyake 1989–1990 годов были представлены пальто со множеством разноцветных керамических пуговиц, которые Ри изготовила во время Второй мировой войны. Когда художница умерла в 1995 году, она оставила модельеру свою коллекцию пуговиц.

Иссей Мияке . Абажур-трансформер. 2011. Фото: MoMA
Иссей Мияке . Абажур-трансформер. 2011.
Фото: MoMA

С 1996 по 1998 год дизайнер руководил проектом Guest Artist series, в котором современные художники, начиная с Ясумасы Моримуры, использовали одежду Pleats Please в качестве холста.

В 1997-м Мияке передал управление бизнесом, который расширился до производства ароматов и иных товаров, другим компаниям, чтобы сосредоточиться на исследованиях новых тканей и технологий производства; его всегда интересовала связь между технологиями и творчеством. Сегодня, помимо Метрополитен-музея, его одежда хранится в Музее современного искусства

(MoMA) в Нью-Йорке, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Денверском художественном музее. Там его произведения висят рядом с традиционным японским костюмом. В 2016 году в Национальном центре искусств в Токио состоялась знаковая ретроспектива его коллекций, посвященная 45-летию творчества дизайнера.

«„Одежда“ по-японски звучит как „хифуку“, — сказал однажды Мияке, — а „хифуку“ означает „счастье“. И вероятно, я пытаюсь создать хифуку — счастье для людей. И для себя».

Иссей Мияке родился в Хиросиме 22 апреля 1938 года, умер в Токио 5 августа 2022 года.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+