18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья

Тотан Кузембаев. «Мавзолей мечты». Вид изнутри. Фото: Максим Чернышов
Тотан Кузембаев. «Мавзолей мечты». Вид изнутри.
Фото: Максим Чернышов

В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений

Глина в основании, над ней — ярус кирпичей, старые деревяшки, пустые стеклянные бутылки, ржавые листы железа, за ними — пояс пластиковых бутылок, а на самой макушке — несколько искусственных пальм. Так выглядит «Мавзолей мечты» Тотана Кузембаева — башня под 30 м высотой, ставшая самым величественным сооружением нынешнего фестиваля «Архстояние».

Архитектор, известный своим деревянным модернизмом, вынашивал идею этой конструкции несколько лет — и вот наконец нашлись и средства (помог коллекционер Петр Авен), и подходящее настроение для памятника человеческой тщете. «Мы стремимся к счастью и одновременно делаем других живых существ несчастными. После себя мы оставляем лишь горы мусора. Когда природные ресурсы заканчиваются, мы создаем искусственную природу — пластмассовые траву, цветы, деревья», — пояснял замысел Тотан Кузембаев в интервью нашей газете. Приехавшие на фестиваль могли прямо у подножия башни послушать в наушниках получасовой звуковой спектакль Дмитрия Волкострелова, посвященный использованным архитектором материалам.

Тотан Кузембаев. «Мавзолей мечты». 2022. Фото: Максим Чернышов
Тотан Кузембаев. «Мавзолей мечты». 2022.
Фото: Максим Чернышов

«Мавзолей мечты» пополнил собой коллекцию из более чем трех десятков всевозможных башен, ворот и прочих конструкций, созданных за 16 лет проведения фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце как его основателем Николаем Полисским, так и другими авторами. Например, Александр Бродский добавил в этом году к уже существующим в арт-парке двум своим работам — скромной «Кроватке» на кладбище при местной церкви и знаменитой «Ротонде» — концептуальное произведение «Шесть соток» из популярного в народе профнастила. Это буквально шесть квадратов земли, обнесенных глухим коричневым забором.

Весьма лаконичными оказались и еще несколько произведений, появившихся в результате объявленного фестивалем опен-колла и выбранных из сотен заявок. Например, «Черная полоса» бюро son architecture — засыпанная черными опилками дорожка в 300 м, приводящая к «Белой башне» Полисского. Или аттракцион «С высоты птичьего полета»: группа художниц подогнала обычный автокран и предлагала всем желающим буквально воспарить над землей. Была еще огромная лужа с грязью, где можно было побарахтаться, наоборот, став ближе к природе.

Темой фестиваля стал вопрос «Счастье есть?». Фото: Анастасия Балясникова
Темой фестиваля стал вопрос «Счастье есть?».
Фото: Анастасия Балясникова

Так или иначе все участники пытались ответить на поставленный организаторами вопрос: «Счастье есть?» В своем манифесте основатель арт-парка Николай Полисский, его сын, управляющий партнер парка Иван Полисский, куратор фестиваля Антон Кочуркин и продюсер фестиваля Юлия Бычкова писали: «Исправить любую проблему в большом (внешнем) мире можно, собравшись вместе и сыграв один большой спектакль-фестиваль. „Архстояние-2022“ — о том, как пережить темную ночь, чтобы в конце ее встретить яркий рассвет».

На фоне привычного для ландшафтного искусства репертуара ворот, дорожек и беседок выделяется монументальный «Аквариум» Сергея Шеховцова (проект осуществлен при поддержке Натальи Опалевой, основательницы Музея AZ). Для художника аквариум — это, по его словам, «иллюзия счастья», в которую может погрузиться зритель, просто шагнув внутрь через несуществующее стекло. Внутри аквариума — насыпанная на дно галька, красивая коряга и — бонусом — приоткрытый сундук с сокровищами, исполненный из раскрашенного бетона. Для кого как, а для любителей искусства всегда счастье — угадать и шутку «для своих». В данном случае это, очевидно, пародия на творчество Дэмиена Хёрста с его витринами и проектом про поднятые с морского дна сокровища.

«Аквариум» Сергея Шеховцова. Фото: Лена Авдеева/The Art Newspaper Russia
«Аквариум» Сергея Шеховцова.
Фото: Лена Авдеева/The Art Newspaper Russia

Свой рецепт счастья (по словам поэта, «забыться и заснуть») продемонстрировал Роман Сакин в инсталляции «Санаторий сна». В березовой роще были расставлены застеленные бельем кровати, издали напоминавшие полевой госпиталь. Все захотевшие прилечь могли смотреть в небо, на колышущиеся березы, что само по себе имеет несомненный терапевтический эффект. Для усиления «усыпительного» эффекта в программе были и другие средства: павильон с нюхательными солями, павильон-исповедальня, павильон-библиотека, где можно записать собственные сны и прочитать чужие, и сцена, на которой выступал целый хор зевающих — и, пожалуй, эта симфония зевков — одно из самых сильных впечатлений от фестиваля.

«Жар-птица», созданная Николаем Полисским с Никола-Ленивецкими промыслами (основной соавтор — Владимир Стребень). Фото: Максим Чернышов
«Жар-птица», созданная Николаем Полисским с Никола-Ленивецкими промыслами (основной соавтор — Владимир Стребень).
Фото: Максим Чернышов

Стоит рассказать и о новшестве — спектакле-экскурсии в автобусе, призванном скрасить долгий, четыре часа с лишним, путь из Москвы в Никола-Ленивец. Режиссер Габбилен Галычев сначала вывернул наизнанку формат традиционной экскурсии с гидом, заставив пассажиров ворчать: «Сделайте потише радио!», а потом, задернув шторки, превратил салон автобуса в зал варьете или сцену для стендапа, где гид в смокинге пел синатровский My Way.

Нельзя не написать и о практической стороне фестиваля. Накануне открытия было продано 7 тыс. билетов, и эта цифра — не окончательная. Для того чтобы комфортно разместить всех гостей, на территории устроены и палаточные лагеря, и глэмпинги, и фуд-корты. И самое главное — вот-вот по распоряжению губернатора Калужской области Владислава Шапши закончат строить новую, нормальную дорогу в Никола-Ленивец. Это ли не счастье?

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+