18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еще один шанс восхититься Врубелем, теперь в Петербурге

Михаил Врубель. «Портрет сына художника». 1902. Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Михаил Врубель. «Портрет сына художника». 1902. Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

В Русском музее не стремились соревноваться с блокбастером, показанным в Новой Третьяковке. В Петербурге произведений Михаила Врубеля меньше — около 200, из них 60 из Третьяковской галереи. Их привозили в последний раз в 1956 году

Врубелевский проект на невских берегах сильно отличается от недавней московской выставки. Кураторская команда Государственного Русского музея во главе с Евгенией Петровой не стремилась соревноваться с блокбастером, показанным в огромных залах Новой Третьяковки. В Петербурге произведений меньше — около 200 картин, рисунков, майолик. Хотя могло быть и еще меньше. По той причине, что важными для понимания Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста, предтечи всего отечественного искусства ХХ века, в котором ему почти не довелось поработать, оказывается несколько десятков работ.

Впрочем, для петербургских поклонников Врубеля важно, что на выставке можно увидеть более 60 произведений художника из собрания Третьяковской галереи. Последний раз их привозили в Ленинград в 1956 году на выставку к 100-летию мастера.

Эпиграфом к нынешнему показу стал «Автопортрет с раковиной», одно из последних изображений Врубелем самого себя. Раковина здесь — символ мастерства художника. Как в изображении моллюсков (только углем и белилами), так и всего остального: людей, пророков, демонов, серафимов.

Михаил Врубель. «Автопортрет с раковиной». Конец 1904 — начало 1905. Фото: Государственный Русский музей
Михаил Врубель. «Автопортрет с раковиной». Конец 1904 — начало 1905.
Фото: Государственный Русский музей

По сути, все, что создавал Врубель, — это о нем самом. В ранней, неоконченной картине «Гамлет и Офелия» для художника нет заветного шекспировского вопроса. Конечно, быть! «Богатырь» — это Врубель в образе Ильи Муромца, мощный былинный герой, который прокладывает новые пути в искусстве. На картине «Утро» показан юноша, которого будит серафим. Сходство героя с будущими изображениями Демона очевидно. Возможно, это душа художника.

«Портрет Саввы Мамонтова» мрачен, как предчувствие драматической судьбы главного русского мецената эпохи первоначального накопления капитала. Мамонтов помог Врубелю в первые годы жизни в Москве, сделал его главным сценографом в своей частной опере. Но интуиция художника не обманывает.

Самый скромный по размерам зал выставки подобен вспышке — картины «Демон сидящий», «Сирень», «Летящий демон», «Пророк». Мандельштам сказал про глубокий обморок сирени в отношении другого классика. Применимо и к Врубелю. «Пророк» заставляет вспомнить одноименное стихотворение Пушкина. Художник не собирался палитрой жечь сердца людей. Но очень хорошо знал себе цену. О чем говорят расположенные здесь же блестящие рисунки к лермонтовской поэме «Демон». Хрестоматийный «Тамара и Демон» («Я дам тебе все, все земное — / Люби меня!») сопровождается редким «Скачущим всадником» («Несется конь быстрее лани»), который не вошел в издание сочинений Лермонтова, вышедшее к 50-летию со дня его смерти. В поэме конь привозит Тамаре мертвого жениха — у Врубеля еще живой наездник слился с телом животного.

Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения». Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения».
Фото: Государственный Русский музей

Картина «Царевна Лебедь», вероятно, самое известное у массового зрителя произведение Врубеля. Это символический портрет Надежды Забелы, жены и музы художника, в роли Царевны в опере «Сказка о царе Салтане». Сейчас это символ чистой красоты — современники Врубеля видели в этой картине много «театрально-костюмного».

«Царевна Лебедь» подводит к финальному сюжету выставки, который можно назвать «Врубель — Забела, пророк — серафим». Он начинается, на первый взгляд, неожиданно — с картины «Пан». Но известно, что летом 1899 года Врубель и Забела гостили у Марии Тенишевой в имении Талашкино. Как-то художник зачитался рассказом Анатоля Франса «Святой сатир» (дипломированный юрист Врубель знал европейские языки). Затем стер почти законченный портрет жены и за два дня написал «Пана», называя его «Сатиром». И снова художник о себе: если сатирам удавалось развеселить богов, то ему — приблизиться к божественному совершенству.

Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения». Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения».
Фото: Государственный Русский музей

Дальше следуют портреты Забелы. Два самых известных — «на фоне березок» и в шляпке. Неоконченный поздний «Дама в лиловом» выполнен на холсте, отрезанном от нижней части картины «Пророк». Художник символически жертвует своей музе часть себя. «Голова пророка» близка к нескольким автопортретам 1904–1905 годов. А рядом с известной картиной «Шестикрылый серафим» помещен рисунок «Пророк и серафим» из собрания Всероссийского музея А.С.Пушкина. 

Государственный Русский музей
«Михаил Врубель»
До 14 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+