18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Филипа Гастона показывают с купюрами

Филип Гастон. «Пара в постели». 1977. The Art Institute of Chicago. The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth. Фото: Museum of Fine Arts, Boston
Филип Гастон. «Пара в постели». 1977. The Art Institute of Chicago. The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth.
Фото: Museum of Fine Arts, Boston
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Перенесенная из-за громкого скандала большая выставка американского художника Филипа Гастона (1913–1980) все-таки открылась в Бостоне, но картин с образами ку-клукс-клана на ней меньше, чем планировалось

Одним из главных скандалов в мире искусства в 2020 году стал перенос большой ретроспективы американо-канадского художника Филипа Гастона (1913–1980), которая должна была отправиться в турне по четырем крупным музеям США и Великобритании. Сначала открытие отложили из-за пандемии коронавируса, однако затем проект и вовсе оказался под угрозой отмены. В сентябре 2020 года четверка музеев выпустила совместный пресс-релиз, пестрящий самыми разными отсылками, начиная с движения Black Lives Matter (англ. «жизни черных имеют значение») и заканчивая убийством чернокожего Джорджа Флойда миннеаполисскими полицейскими. Этим заявлением они, по-видимому, силились уберечь публику в и без того накаленной атмосфере от широко известных образов куклуксклановцев в творчестве Гастона.

Критики и поклонники художника интерпретируют сложную образность ку-клукс-клановской серии в более широком контексте его интереса к маскам и переодеванию, который восходит еще к его ранним муралам 1930-х годов.

Выставка «Филип Гастон. Сейчас» в Бостонском музее изящных искусств. Фото: Museum of Fine Arts, Boston
Выставка «Филип Гастон. Сейчас» в Бостонском музее изящных искусств.
Фото: Museum of Fine Arts, Boston

Выставка — под тем же названием и практически с тем же списком экспонатов, но защищенная прочным бастионом из интерпретаций как от кураторов, так и от представителей общественности — 1 мая все-таки открылась в Бостоне, первой точке ее турне.

Версию Бостонского музея изящных искусств радикально переработали, дополнив хронологический подход тематическими подборками. В экспозицию вошло 73 картины и 27 рисунков, что составляет лишь небольшую часть того, что вашингтонская Национальная художественная галерея планирует показать в окончательной версии, состоящей из двух взаимосвязанных выставок с 250 работами Гастона. Тем не менее в Бостоне представлен подробный обзор длительной эволюции художника от левацкого реализма до эстетского абстрактного экспрессионизма и, наконец, до судьбоносного возвращения в 1960-е годы в роли визуального эрудита с мрачным чувством юмора, чьи нарочито двусмысленные работы — связанные с проблемами идентичности, смерти и социальной справедливости — сегодня считаются его самым выдающимся достижением.

Филип Гастон. «Гладиаторы». 1940. Museum of Modern Art, New York. The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth. Фото: Фото: Museum of Fine Arts, Boston
Филип Гастон. «Гладиаторы». 1940. Museum of Modern Art, New York. The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth.
Фото: Фото: Museum of Fine Arts, Boston

В число ключевых произведений, предоставленных на выставку из сторонних коллекций, входят «Гладиаторы» (1940), фигуративное изображение дерущихся детей, и «Красная картина» (1950), текстурная абстракция, созданная десятилетием позже. Очень поздняя работа «Пара в постели» (1977), написанная за несколько лет до смерти в 1980 году в возрасте 66 лет, представляет собой двойной портрет самого художника и его жены, здоровье которой как раз в то время серьезно пошатнулось. Их лица невозможно разглядеть, а белая простыня-одеяние из его ку-клукс-клановской серии превратилась здесь в некое подобие больничного халата на двоих, который вот-вот станет саваном.

Из 12 относящихся к ку-клукс-клановской серии вещей, которые изначально планировалось показать в Бостоне, пять в конечном итоге не включили в экспозицию, в том числе важные крупноформатные картины 1970 года «Пойманы» и «Рассвет». Представители музея говорят, что это решение было принято «по соображениям, связанным с пространством», и что вместо них добавили другую работу из этой же серии.

Посетители перед картиной «Живопись. Курение. Еда». 1973. Stedelijk Museum, Amsterdam. The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth. Фото: Museum of Fine Arts, Boston
Посетители перед картиной «Живопись. Курение. Еда». 1973. Stedelijk Museum, Amsterdam. The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth.
Фото: Museum of Fine Arts, Boston

Особым образом решили экспонировать самую известную работу ку-клукс-клановской серии Гастона — «Мастерская» (1969), которую принято считать автопортретом. На ней изображен художник в облачении куклуксклановца, пишущий фигуру в облачении куклуксклановца на холсте, напоминающем облачение куклуксклановца. Первоначально ее собирались экспонировать вместе с другими произведениями того же периода, но потом перенесли в отдельный зал внутри зала, призванный символизировать мастерскую Гастона. 

Бостонский музей изящных искусств
«Филип Гастон. Сейчас»
До 11 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+