18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Загадка Филипа Гастона не имеет решений, зато обзавелась трактовками

Филип Гастон. Riding Around. 1969. Фрагмент. Фото: Courtesy Hauser & Wirth/Genevieve Hanson.
Филип Гастон. Riding Around. 1969. Фрагмент.
Фото: Courtesy Hauser & Wirth/Genevieve Hanson.
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Две книги, помимо каталога, изданы к началу турне по музеям США и Великобритании выставки этого художника. Образы ку-клукс-клановцев, из-за которых ретроспективу Гастона отменили два года назад, получают здесь внятные объяснения

Основательный каталог выставки «Филип Гастон. Сейчас», выпущенный еще в 2020 году, рассматривал, в частности, смысл использования художником символики Ку-клукс-клана, которая и вызвала тогда скандальный перенос ретроспективы. Теперь, когда турне все же стартовало в Бостонском музее изящных искусств, публике предложены еще и два других издания, которые не менее важны для постижения вклада Филипа Гастона (1913–1980) в послевоенное американское искусство.

Philip Guston. I Paint What I Want to See. Penguin Classics. 288 с. £9,99. На английском языке
Philip Guston. I Paint What I Want to See. Penguin Classics. 288 с. £9,99. На английском языке

Книга под названием «Я рисую то, что хочу видеть» — это собрание интервью, лекций и студийных заметок самого Гастона за 20 лет. Поскольку отказ от абстракции в пользу фигуративности пришелся у него на поздний период творчества, то ход мыслей художника до и после этого водораздела в биографии представляет особый интерес. Впрочем, еще в 1960 году в интервью Дэвиду Сильвестру он выразил желание набраться «смелости нарисовать свое лицо» и рефлексировал на тему «постоянных сомнений». В 1972 году Гастон рассказывал аудитории летней школы Йельского университета, что с ним произошло, когда он наконец прошел «сквозь зеркало» и начал работать с фигуративным искусством: «Около двух с половиной или трех лет экстаза, полный восторг».

Филип Гастон. Нью-Йорк,1952 год. Фото: Martha Holmes/The LIFE Images Collection
Филип Гастон. Нью-Йорк,1952 год.
Фото: Martha Holmes/The LIFE Images Collection

Эта взбалмошность чувствуется и тогда, когда он говорит на той же лекции о самом неоднозначном аспекте своего творческого перелома — о картинах из серии «Клансмен» (так называют членов Ку-клукс-клана). При этом Гастон ясно давал понять, что белые капюшоны в его работах, помимо прочего, были отчаянным ответом на политику США и признанием его собственного соучастия. Художник отмечал, что после начала работы с этими образами «был не в себе, не мог совладать с собой в течение двух лет».

Колебаниями между беспокойством и экстазом характеризуется вся творческая жизнь Гастона. Посредством живописи он пытался передать дуализм определенности и двусмысленности, знакомого и загадочного — тех черт, которые видел у своих кумиров — Рембрандта и Пьеро делла Франческа. Например, в дискуссии с поэтом Кларком Кулиджем о тайне в живописи он отмечал, что его притягивает глубокая, проникновенная загадочность работ Пьеро делла Франческа. Гастон восторгался тем, что это искусство «просто существует и в то же время трясется, пульсирует, или горит, или движется». Этими же словами можно выразить впечатление и от поздних работ его самого.

Филип Гастон. «Бомбардировка». 1937. Фото: Philadelphia Museum of Art
Филип Гастон. «Бомбардировка». 1937.
Фото: Philadelphia Museum of Art

Едва ли не лучше всех его последние достижения осознавал поэт Росс Фельд — один из немногих, кто морально поддерживал Гастона после фигуративного «перелома», из-за которого от художника отвернулся арт-мир, даже давние друзья. До самой своей смерти в 2001 году Фельд собирал размышления о Гастоне в книгу, опубликованную в 2003-м вместе с их перепиской и теперь перевыпущенную. Их дружба началась после того, как поэт написал о нью-йоркской выставке Гастона в 1975 году, и длилась до конца дней художника. «Я готов кричать об этом: ты вдохновляешь меня рисовать снова!» — писал ему Гастон в одном из писем. Книга Фельда — отчасти мемуары, отчасти критический разбор поздних работ художника.

Наряду с увесистым каталогом от Роберта Сторра, эти два издания по-своему раскрывают то, что можно назвать загадкой Филипа Гастона. Сам он, возможно, выразил ее суть лучше других, говоря, что работы выдающихся художников «странны и никогда не перестанут удивлять».  

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+