Загадка Филипа Гастона не имеет решений, зато обзавелась трактовками

Филип Гастон. Riding Around. 1969. Фрагмент. Фото: Courtesy Hauser & Wirth/Genevieve Hanson.
Филип Гастон. Riding Around. 1969. Фрагмент.
Фото: Courtesy Hauser & Wirth/Genevieve Hanson.
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Две книги, помимо каталога, изданы к началу турне по музеям США и Великобритании выставки этого художника. Образы ку-клукс-клановцев, из-за которых ретроспективу Гастона отменили два года назад, получают здесь внятные объяснения

Основательный каталог выставки «Филип Гастон. Сейчас», выпущенный еще в 2020 году, рассматривал, в частности, смысл использования художником символики Ку-клукс-клана, которая и вызвала тогда скандальный перенос ретроспективы. Теперь, когда турне все же стартовало в Бостонском музее изящных искусств, публике предложены еще и два других издания, которые не менее важны для постижения вклада Филипа Гастона (1913–1980) в послевоенное американское искусство.

Philip Guston. I Paint What I Want to See. Penguin Classics. 288 с. £9,99. На английском языке
Philip Guston. I Paint What I Want to See. Penguin Classics. 288 с. £9,99. На английском языке

Книга под названием «Я рисую то, что хочу видеть» — это собрание интервью, лекций и студийных заметок самого Гастона за 20 лет. Поскольку отказ от абстракции в пользу фигуративности пришелся у него на поздний период творчества, то ход мыслей художника до и после этого водораздела в биографии представляет особый интерес. Впрочем, еще в 1960 году в интервью Дэвиду Сильвестру он выразил желание набраться «смелости нарисовать свое лицо» и рефлексировал на тему «постоянных сомнений». В 1972 году Гастон рассказывал аудитории летней школы Йельского университета, что с ним произошло, когда он наконец прошел «сквозь зеркало» и начал работать с фигуративным искусством: «Около двух с половиной или трех лет экстаза, полный восторг».

Филип Гастон. Нью-Йорк,1952 год. Фото: Martha Holmes/The LIFE Images Collection
Филип Гастон. Нью-Йорк,1952 год.
Фото: Martha Holmes/The LIFE Images Collection

Эта взбалмошность чувствуется и тогда, когда он говорит на той же лекции о самом неоднозначном аспекте своего творческого перелома — о картинах из серии «Клансмен» (так называют членов Ку-клукс-клана). При этом Гастон ясно давал понять, что белые капюшоны в его работах, помимо прочего, были отчаянным ответом на политику США и признанием его собственного соучастия. Художник отмечал, что после начала работы с этими образами «был не в себе, не мог совладать с собой в течение двух лет».

Колебаниями между беспокойством и экстазом характеризуется вся творческая жизнь Гастона. Посредством живописи он пытался передать дуализм определенности и двусмысленности, знакомого и загадочного — тех черт, которые видел у своих кумиров — Рембрандта и Пьеро делла Франческа. Например, в дискуссии с поэтом Кларком Кулиджем о тайне в живописи он отмечал, что его притягивает глубокая, проникновенная загадочность работ Пьеро делла Франческа. Гастон восторгался тем, что это искусство «просто существует и в то же время трясется, пульсирует, или горит, или движется». Этими же словами можно выразить впечатление и от поздних работ его самого.

Филип Гастон. «Бомбардировка». 1937. Фото: Philadelphia Museum of Art
Филип Гастон. «Бомбардировка». 1937.
Фото: Philadelphia Museum of Art

Едва ли не лучше всех его последние достижения осознавал поэт Росс Фельд — один из немногих, кто морально поддерживал Гастона после фигуративного «перелома», из-за которого от художника отвернулся арт-мир, даже давние друзья. До самой своей смерти в 2001 году Фельд собирал размышления о Гастоне в книгу, опубликованную в 2003-м вместе с их перепиской и теперь перевыпущенную. Их дружба началась после того, как поэт написал о нью-йоркской выставке Гастона в 1975 году, и длилась до конца дней художника. «Я готов кричать об этом: ты вдохновляешь меня рисовать снова!» — писал ему Гастон в одном из писем. Книга Фельда — отчасти мемуары, отчасти критический разбор поздних работ художника.

Наряду с увесистым каталогом от Роберта Сторра, эти два издания по-своему раскрывают то, что можно назвать загадкой Филипа Гастона. Сам он, возможно, выразил ее суть лучше других, говоря, что работы выдающихся художников «странны и никогда не перестанут удивлять».  

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+