18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Минкультуры РФ ввело мораторий на вывоз произведений искусства за рубеж

Пабло Пикассо. «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)». 1901. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пабло Пикассо. «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)». 1901. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Запрет в первую очередь касается выдачи экспонатов из музеев в «недружественные» страны Европы и Америки

Министерство культуры РФ ограничило выдачу произведений искусства на зарубежные выставки на весь 2022 год. Письмо с соответствующими распоряжениями подведомственные организации получили еще 3 марта.

«Отметим, что сотрудничество с дружественными странами, в частности временный вывоз предметов искусства на выставки, будет возобновлено с 2023 года», — прогнозирует пресс-служба Минкультуры. При этом речь, во всяком случае пока что, не идет про недружественные страны. А это, напомним, согласно утвержденному правительством 5 марта перечню, 52 страны, включая 27 стран — членов Евросоюза, а также Великобританию, Швейцарию, Норвегию, Австралию, Новую Зеландию, Канаду, США, Тайвань, Республику Корея, Японию.

Межмузейный обмен между Россией и США был заморожен гораздо раньше — после постановления федерального суда Вашингтона в августе 2010 года о возврате библиотеки Шнеерсона. Однако с другими странами он продолжался вплоть до 2022 года. После обострения геополитической ситуации Минкультуры совместно с партнерами занималось организацией безопасного возвращения экспонатов из российских музеев с зарубежных выставок. Резонансным примером стало задержание на финско-российской границе перевозимых из Италии в Россию произведений искусства из Эрмитажа, Третьяковки, Пушкинского музея и музеев-заповедников, поэтому к следовавшей за этим транспортировке коллекции Морозовых с выставки в парижском Фонде Louis Vuitton было приковано самое пристальное внимание. Все завершилось благополучно, и с 28 июня ее можно будет увидеть на выставке «Брат Иван» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

«Я думаю, надо будет делать все так, чтобы нас видели… И для этого совсем не обязательно куда-то ездить. Став директором Эрмитажа, я объявил мораторий на выставки внутри России. Потому что возить вещи тогда было опасно: кругом бандиты, денег нет, страховок настоящих тоже. И мы в течение десяти лет по России выставки не возили. А вот теперь объявляем мораторий на выставки за границей», — сказал в интервью «Российской газете» президент Союза музеев РФ, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Как сообщается в музейном телеграм-канале, с марта по июнь 2022 года Государственный Эрмитаж принимал участие в восьми зарубежных выставках: в Амстердаме, Гамбурге, Париже, Брюсселе, Лондоне, Милане и Риме. Все произведения искусства, числом 700, вернулись в Эрмитаж, последними 21 июня приехали «Портрет молодой женщины» Тициана (его после акклиматизации уже вернули в постоянную экспозицю) и «Искушение» Кариани.

По некоторым данным, в начале года Министерство культуры определило срок выдачи экспонатов на временное хранение всего в три месяца, причем включая учреждения и на территории России, что значительно затруднило подготовку документов для создания выставок и работу реставрационных мастерских.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+