18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Минкультуры РФ ввело мораторий на вывоз произведений искусства за рубеж

Пабло Пикассо. «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)». 1901. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пабло Пикассо. «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)». 1901. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Запрет в первую очередь касается выдачи экспонатов из музеев в «недружественные» страны Европы и Америки

Министерство культуры РФ ограничило выдачу произведений искусства на зарубежные выставки на весь 2022 год. Письмо с соответствующими распоряжениями подведомственные организации получили еще 3 марта.

«Отметим, что сотрудничество с дружественными странами, в частности временный вывоз предметов искусства на выставки, будет возобновлено с 2023 года», — прогнозирует пресс-служба Минкультуры. При этом речь, во всяком случае пока что, не идет про недружественные страны. А это, напомним, согласно утвержденному правительством 5 марта перечню, 52 страны, включая 27 стран — членов Евросоюза, а также Великобританию, Швейцарию, Норвегию, Австралию, Новую Зеландию, Канаду, США, Тайвань, Республику Корея, Японию.

Межмузейный обмен между Россией и США был заморожен гораздо раньше — после постановления федерального суда Вашингтона в августе 2010 года о возврате библиотеки Шнеерсона. Однако с другими странами он продолжался вплоть до 2022 года. После обострения геополитической ситуации Минкультуры совместно с партнерами занималось организацией безопасного возвращения экспонатов из российских музеев с зарубежных выставок. Резонансным примером стало задержание на финско-российской границе перевозимых из Италии в Россию произведений искусства из Эрмитажа, Третьяковки, Пушкинского музея и музеев-заповедников, поэтому к следовавшей за этим транспортировке коллекции Морозовых с выставки в парижском Фонде Louis Vuitton было приковано самое пристальное внимание. Все завершилось благополучно, и с 28 июня ее можно будет увидеть на выставке «Брат Иван» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

«Я думаю, надо будет делать все так, чтобы нас видели… И для этого совсем не обязательно куда-то ездить. Став директором Эрмитажа, я объявил мораторий на выставки внутри России. Потому что возить вещи тогда было опасно: кругом бандиты, денег нет, страховок настоящих тоже. И мы в течение десяти лет по России выставки не возили. А вот теперь объявляем мораторий на выставки за границей», — сказал в интервью «Российской газете» президент Союза музеев РФ, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Как сообщается в музейном телеграм-канале, с марта по июнь 2022 года Государственный Эрмитаж принимал участие в восьми зарубежных выставках: в Амстердаме, Гамбурге, Париже, Брюсселе, Лондоне, Милане и Риме. Все произведения искусства, числом 700, вернулись в Эрмитаж, последними 21 июня приехали «Портрет молодой женщины» Тициана (его после акклиматизации уже вернули в постоянную экспозицю) и «Искушение» Кариани.

По некоторым данным, в начале года Министерство культуры определило срок выдачи экспонатов на временное хранение всего в три месяца, причем включая учреждения и на территории России, что значительно затруднило подготовку документов для создания выставок и работу реставрационных мастерских.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+