Курбе с темным прошлым обнаружился в британском музее

Гюстав Курбе. «Танцующие под деревьями в Порт-Берто дети». Ок. 1863. Фрагмент. Фото: The Fitzwilliam Museum, Cambridge
Гюстав Курбе. «Танцующие под деревьями в Порт-Берто дети». Ок. 1863. Фрагмент.
Фото: The Fitzwilliam Museum, Cambridge
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Музей Фицуильяма при Кембриджском университете просит откликнуться всех, кому что-либо известно о картине Гюстава Курбе «Танцующие под деревьями в Порт-Берто дети», вероятно конфискованной в коллекцию Германа Геринга

Атмосферный пейзаж Гюстава Курбе, что хранится в Музее Фицуильяма при Кембриджском университете, скорее всего, был незаконно изъят у прежнего владельца нацистами в оккупированной Франции. Как стало известно, иск с требованием вернуть работу недавно был подан в британский комитет, занимающийся культурными ценностями, захваченными нацистами.

Картина La Ronde Enfantine («Танцующие под деревьями в Порт-Берто дети») была передана в дар музею в 1951 году. И именно это полотно вполне могло побывать в коллекциях ближайшего соратника Адольфа Гитлера Германа Геринга, а затем министра иностранных дел нацистской Германии Иоахима фон Риббентропа.

Сцена с детьми была написана примерно в 1863 году, когда Курбе гостил у своего покровителя Этьена Бодри в Сенте, на западе Франции. На полотне изображена группа танцующих в лесу детей, освещенных солнцем. Первым его владельцем был Бодри, а затем история пейзажа на многие десятилетия покрыта тайной.

До недавнего времени в Музее Фицуильяма не подозревали, где находилась эта картина в 1933–1945 годах, однако журналисты The Art Newspaper предполагают, что ею вполне могла быть работа под названием «Лесная сцена», фигурирующая в отчете армии США от 15 августа 1945 года о произведениях искусства, захваченных немецкими оккупантами во Франции. «Лесная сцена» имеет практически те же размеры, что и картина из Музея Фицуильяма (67 на 53 см). В отчете говорится, что «Лесная сцена» была конфискована в 1941 году нацистской группой, известной как штаб рейхс­ляйтера Розенберга (Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg), которая занималась принудительным изъятием культурных ценностей, а затем отобрана Герингом для его личной коллекции. Почти наверняка она была конфискована у еврейского владельца во Франции. Далее в отчете говорится, что в 1942 году произведение Курбе было среди работ, которыми обменялись между собой Геринг и Риббентроп. Последний был одним из главных нацистских коллекционеров конфискованного искусства. Больше всего он был неравнодушен к французской живописи XIX века и владел несколькими полотнами Курбе. В отчете также назван предыдущий владелец «Лесной сцены» — «коллекция Бинга». Возможно, речь идет о парижской галерее Galerie Bing. О том, что происходило с «Лесной сценой» далее, когда она оказалась у Риббентропа, первого нациста, повешенного в 1946 году после Нюрнбергского процесса, информации нет.

Музей Фицуильяма при Кембриджском университете. Фото: The Fitzwilliam Museum, Cambridge
Музей Фицуильяма при Кембриджском университете.
Фото: The Fitzwilliam Museum, Cambridge

Согласно новым исследованиям, проведенным кембриджским музеем, «Танцующие под деревьями в Порт-Берто дети» после войны находились у цюрихского дилера Курта Майсснера, который в 1951 году продал работу лондонскому дилеру Артуру Тоту. Затем ее купил Эрик Милнер-Уайт, декан Йорка. В 1951 году Уайт передал пейзаж в дар Музею Фицуильяма.

Иск о возврате картины будет рассмотрен правительственным комитетом, который должен подготовить отчет и рекомендации для министра культуры Великобритании. Экспертам предстоит рассмотреть два ключевых вопроса: являются ли «Лесная сцена» и «Танцующие под деревьями в Порт-Берто дети» одним и тем же произведением и, если да, кто был его довоенным владельцем, лишившимся картины с приходом нацистов?

Музей Фицуильяма, являющийся частью Кембриджского университета, намерен следовать рекомендациям правительства относительно того, возвращать ли произведение искусства истцу, имя которого пока не называется. При этом музейщики считают, что полотно «могло быть незаконно изъято в Париже нацистскими агентами во время Второй мировой войны», поэтому обращаются к общественности с просьбой поделиться информацией о его провенансе. 

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+