18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Курбе с темным прошлым обнаружился в британском музее

Гюстав Курбе. «Танцующие под деревьями в Порт-Берто дети». Ок. 1863. Фрагмент. Фото: The Fitzwilliam Museum, Cambridge
Гюстав Курбе. «Танцующие под деревьями в Порт-Берто дети». Ок. 1863. Фрагмент.
Фото: The Fitzwilliam Museum, Cambridge
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Музей Фицуильяма при Кембриджском университете просит откликнуться всех, кому что-либо известно о картине Гюстава Курбе «Танцующие под деревьями в Порт-Берто дети», вероятно конфискованной в коллекцию Германа Геринга

Атмосферный пейзаж Гюстава Курбе, что хранится в Музее Фицуильяма при Кембриджском университете, скорее всего, был незаконно изъят у прежнего владельца нацистами в оккупированной Франции. Как стало известно, иск с требованием вернуть работу недавно был подан в британский комитет, занимающийся культурными ценностями, захваченными нацистами.

Картина La Ronde Enfantine («Танцующие под деревьями в Порт-Берто дети») была передана в дар музею в 1951 году. И именно это полотно вполне могло побывать в коллекциях ближайшего соратника Адольфа Гитлера Германа Геринга, а затем министра иностранных дел нацистской Германии Иоахима фон Риббентропа.

Сцена с детьми была написана примерно в 1863 году, когда Курбе гостил у своего покровителя Этьена Бодри в Сенте, на западе Франции. На полотне изображена группа танцующих в лесу детей, освещенных солнцем. Первым его владельцем был Бодри, а затем история пейзажа на многие десятилетия покрыта тайной.

До недавнего времени в Музее Фицуильяма не подозревали, где находилась эта картина в 1933–1945 годах, однако журналисты The Art Newspaper предполагают, что ею вполне могла быть работа под названием «Лесная сцена», фигурирующая в отчете армии США от 15 августа 1945 года о произведениях искусства, захваченных немецкими оккупантами во Франции. «Лесная сцена» имеет практически те же размеры, что и картина из Музея Фицуильяма (67 на 53 см). В отчете говорится, что «Лесная сцена» была конфискована в 1941 году нацистской группой, известной как штаб рейхс­ляйтера Розенберга (Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg), которая занималась принудительным изъятием культурных ценностей, а затем отобрана Герингом для его личной коллекции. Почти наверняка она была конфискована у еврейского владельца во Франции. Далее в отчете говорится, что в 1942 году произведение Курбе было среди работ, которыми обменялись между собой Геринг и Риббентроп. Последний был одним из главных нацистских коллекционеров конфискованного искусства. Больше всего он был неравнодушен к французской живописи XIX века и владел несколькими полотнами Курбе. В отчете также назван предыдущий владелец «Лесной сцены» — «коллекция Бинга». Возможно, речь идет о парижской галерее Galerie Bing. О том, что происходило с «Лесной сценой» далее, когда она оказалась у Риббентропа, первого нациста, повешенного в 1946 году после Нюрнбергского процесса, информации нет.

Музей Фицуильяма при Кембриджском университете. Фото: The Fitzwilliam Museum, Cambridge
Музей Фицуильяма при Кембриджском университете.
Фото: The Fitzwilliam Museum, Cambridge

Согласно новым исследованиям, проведенным кембриджским музеем, «Танцующие под деревьями в Порт-Берто дети» после войны находились у цюрихского дилера Курта Майсснера, который в 1951 году продал работу лондонскому дилеру Артуру Тоту. Затем ее купил Эрик Милнер-Уайт, декан Йорка. В 1951 году Уайт передал пейзаж в дар Музею Фицуильяма.

Иск о возврате картины будет рассмотрен правительственным комитетом, который должен подготовить отчет и рекомендации для министра культуры Великобритании. Экспертам предстоит рассмотреть два ключевых вопроса: являются ли «Лесная сцена» и «Танцующие под деревьями в Порт-Берто дети» одним и тем же произведением и, если да, кто был его довоенным владельцем, лишившимся картины с приходом нацистов?

Музей Фицуильяма, являющийся частью Кембриджского университета, намерен следовать рекомендациям правительства относительно того, возвращать ли произведение искусства истцу, имя которого пока не называется. При этом музейщики считают, что полотно «могло быть незаконно изъято в Париже нацистскими агентами во время Второй мировой войны», поэтому обращаются к общественности с просьбой поделиться информацией о его провенансе. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+