Арт-коллекция Геринга и рождение современной этики

Франсуа Буше. «Борей похищает Орифию». 1769. Фрагмент. Фото: Deutsches Historisches Museum
Франсуа Буше. «Борей похищает Орифию». 1769. Фрагмент.
Фото: Deutsches Historisches Museum
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

На русском языке вышла одна из классических книг 1990-х, благодаря которой произошли тектонические сдвиги на арт-рынке и в музейном деле. Гектор Фелисиано в деталях поведал о том, как нацисты ограбили Францию и что стало с этим наследием позже

Первое издание книги американского журналиста Гектора Фелисиано «Исчезнувший музей» вышло в 1997 году на французском языке, было прочитано всеми из мира искусства и вызвало большой скандал в стране. Фелисиано не был первым исследователем, обратившимся к теме разграбления нацистами художественных коллекций Европы. Например, другим эпохальным трудом стала книга 1994 года Линн Николс «Надругательство над Европой», где была очерчена гораздо более широкая панорама реквизиций, конфискаций и послепобедных реституций. Фелисиано, долго живший и работавший в Париже, сосредоточился на более узком сюжете — на том, как нацисты грабили конкретно Францию, причем не государственные музеи, а частных коллекционеров и маршанов. Именно эта узость помогла ему сфокусироваться и показать картину произошедшего одновременно и увлекательно, и трагично.

Фелисиано Г. «Исчезнувший музей. История хищения шедевров мирового искусства». М.: Cлово/Slovo, 2021. 448 с.
Фелисиано Г. «Исчезнувший музей. История хищения шедевров мирового искусства». М.: Cлово/Slovo, 2021. 448 с.

Предвоенный Париж был центром мировой торговли искусством, но оккупация лишила город этого титула. Многие коллекционеры бежали, а вещи из их собраний рассеялись по миру. В книге подробно показано, как это происходило, на примере нескольких коллекций: Ротшильдов, Поля Розенберга, Альфонса Канна и других. Фелисиано писал книгу почти десять лет и провел колоссальное расследование, которое включало беседы с выжившими и их наследниками, а также дотошное исследование архивов. Кстати, французское государство в засекреченные архивы его не пустило — ему пришлось лететь за копиями в Штаты. Не молчит он и о немецких искусствоведах, старательно работавших на режим, и о многочисленных французских торговцах-коллаборационистах, активно сдававших конкурентов. Книга затягивает, особенно если примерять ее на самое новейшее время.

Франсиско Гойя. «Клара де Сори». 1804–1806. Коллекция Эдуарда де Ротшильда. Фото: Издательство Cлово/Slovo
Франсиско Гойя. «Клара де Сори». 1804–1806. Коллекция Эдуарда де Ротшильда.
Фото: Издательство Cлово/Slovo

Повторимся, она появилась в 1997 году, хотя на русском издана только сейчас. И читая ее, трудно удержаться от умиления по поводу простоты, с какой вершились дела на арт-рынке в 1990-е. Случаи, когда в провенансе лота имелась лакуна за 1939–1945 годы, никого не пугали — вещи спокойно продавались и покупались. Более того, людей не смущали даже прямо указанные фамилии «раскулаченных» парижских маршанов. Публикация труда Фелисиано стала одним из тех событий, которые это изменили. Несколько потомков арт-дилеров именно оттуда и узнали, что их имущество уцелело, и началась череда судебных исков по реституциям из музеев и от других частных коллекционеров. Тогда французские музеи создали каталог невостребованного — MNR (Musées Nationaux Récupération, «Возвращение из национальных музеев»).

Поль Розенберг показывает картину Ренуара писателю Сомерсету Моэму. Фото: Издательство Cлово/Slovo
Поль Розенберг показывает картину Ренуара писателю Сомерсету Моэму.
Фото: Издательство Cлово/Slovo

Недостаток русского издания — его локализация, вернее, привязка к текущему моменту. Да, указано, что перевод сделан по какой-то исправленной и дополненной версии текста, и действительно, кое-где в книге видны дополнения, внесенные Фелисиано после судебных исков 1999–2001 годов. Но все-таки хотелось бы знать, когда он перестал дополнять, где водораздел событий (мелькает и 2003 год). Не хватает и предисловия, которое бы объяснило, что эта книга — веха, однако немного устаревшая: то, чем автор шокировал своих первых читателей, для нынешних поколений уже «обязательное знание». Наконец, в 2000–2010-е прошли масштабные реституции наследникам именно тех коллекционеров, кого Фелисиано сделал своими главными героями. Возвращения «сезаннов», «леже», «вламинков», «рембрандтов» прогремели в художественных новостях и должны были бы упоминаться либо в примечаниях, либо в эпилоге. Однако таких уточнений нет, и пытливый читатель вынужден отыскивать эти небольшие хеппи-энды в Google.  

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+