18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Книжный фестиваль «Красная площадь» пройдет в Москве

Одним из важнейших событий фестиваля традиционно остается программа «Музейная линия». Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»
Одним из важнейших событий фестиваля традиционно остается программа «Музейная линия».
Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Фестиваль, базирующийся на главной площади страны, пройдет с 3 по 6 июня. Одним из важнейших его событий традиционно остается программа «Музейная линия», где свои издательские проекты представляют различные музеи и галереи

За последние два года не раз случалось, что книжные ярмарки — в том числе большие и столичные — вынуждены были менять локацию, переносить сроки или вовсе отказываться от запланированных событий. Проблемы такого рода продолжились и после того, как пандемийные ограничения фактически сошли на нет. А вот книжному фестивалю «Красная площадь», похоже, все нипочем. Он проходил даже летом 2020 года, в условиях тотального карантина. В прошлом году, правда, сроки его пришлось сдвинуть на несколько дней, причем меры антиковидных предосторожностей еще продолжали действовать, но фестиваль все же состоялся. И нынешний, восьмой по счету, тоже настаивает на своей неотменяемости — несмотря ни на что.

Книгоиздатели съезжаются сюда со всей страны, от Калининграда до Владивостока. Патронами события выступают Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Российский книжный союз, поддерживают его федеральные министерства культуры и просвещения, а также правительство Москвы.

Фестиваль проходил даже летом 2020 года, в условиях тотального карантина. Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»
Фестиваль проходил даже летом 2020 года, в условиях тотального карантина.
Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»

«Красная площадь» — фестиваль многовекторный, у него нет заявленной специфики, но все-таки имеются некоторые тематические предпочтения. Изобразительная культура и музейное дело — из их числа. Это выражается не только в обилии соответствующих книг на стендах издательств, но и в акцентированном представительстве профильных институций, которые участвуют в программе «Музейная линия». Под нее традиционно отводится пространство 1-й линии ГУМа. На стенде газеты The Art Newspaper Russia и фонда In artibus можно приобрести и свежий, июньский номер газеты, и архивные выпуски. Также здесь представлены книги издательской программы фонда In artibus, среди которых «18 супов» доктора Нонны Бреннер с предисловием Марины Абрамович, «Архив Н.И.Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ», каталог к проходившей в In artibus выставке «Французский рисунок из собрания Инны Баженовой» и другие.

Когда в роли издателей выступают музеи, это совершенно не означает, что речь идет о сугубо научных трудах — хотя такой аспект и неизбежен, и важен. Вообще-то исследовательское содержание ничуть не противоречит увлекательной форме. Особенной популярностью пользуются каталоги выставок. Они, конечно, не заменяют собой реального зрелища, но нередко преподносят совокупность всех материалов даже более доходчиво и аналитически, нежели экспозиция. В анонсах нынешней «Музейной линии» заявлен целый спектр такого рода изданий. Например, Третьяковка напомнит о выставочном блокбастере фундаментальным альбомом «Михаил Врубель», а Музей русского импрессионизма не преминет выложить на прилавок каталог выставки «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», который недавно стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Книга года».

Обложки номеров The Art Newspaper Russia за апрель, май и июнь 2022 года. Фото: The Art Newspaper Russia
Обложки номеров The Art Newspaper Russia за апрель, май и июнь 2022 года.
Фото: The Art Newspaper Russia

Своеобразным полиграфическим фейерверком встречают музеи 350-летие Петра I. Упомянем хотя бы книгу «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре», куда Русский музей включил множество произведений, используя публикаторский жанр «и это все о нем». Примечательно, что даже такое эхо деяний первого российского императора, как празднование его 200-летнего юбилея в Москве и Петербурге, отозвалось теперь сразу в двух изданиях: тот же Русский музей и Музеи Московского Кремля, каждый по-своему, отдали дань торжествам 1872 года.

Другой юбилей — 110-летие ГМИИ имени А.С.Пушкина — отмечен выходом альбома фотографий Михаила Розанова, посвященных архитектуре и интерьерам здания на Волхонке. Еврейский музей и центр толерантности тоже презентует фотографический книжный проект, только совершенно иного рода: «The Lonka Project. Numbered. Человек под номером» — это собрание портретов сотен людей, выживших в холокосте. Инициатива, возникшая в 2018 году, нашла отклик у 300 фотографов из 30 стран.

Книги книгами, но есть у «Музейной линии» еще и функция живого общения. Встречи с кураторами, искусствоведами, редакторами из разных институций намечены на 5 июня, все они пройдут в режиме нон-стоп.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+