18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Книжный фестиваль «Красная площадь» пройдет в Москве

Одним из важнейших событий фестиваля традиционно остается программа «Музейная линия». Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»
Одним из важнейших событий фестиваля традиционно остается программа «Музейная линия».
Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Фестиваль, базирующийся на главной площади страны, пройдет с 3 по 6 июня. Одним из важнейших его событий традиционно остается программа «Музейная линия», где свои издательские проекты представляют различные музеи и галереи

За последние два года не раз случалось, что книжные ярмарки — в том числе большие и столичные — вынуждены были менять локацию, переносить сроки или вовсе отказываться от запланированных событий. Проблемы такого рода продолжились и после того, как пандемийные ограничения фактически сошли на нет. А вот книжному фестивалю «Красная площадь», похоже, все нипочем. Он проходил даже летом 2020 года, в условиях тотального карантина. В прошлом году, правда, сроки его пришлось сдвинуть на несколько дней, причем меры антиковидных предосторожностей еще продолжали действовать, но фестиваль все же состоялся. И нынешний, восьмой по счету, тоже настаивает на своей неотменяемости — несмотря ни на что.

Книгоиздатели съезжаются сюда со всей страны, от Калининграда до Владивостока. Патронами события выступают Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Российский книжный союз, поддерживают его федеральные министерства культуры и просвещения, а также правительство Москвы.

Фестиваль проходил даже летом 2020 года, в условиях тотального карантина. Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»
Фестиваль проходил даже летом 2020 года, в условиях тотального карантина.
Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»

«Красная площадь» — фестиваль многовекторный, у него нет заявленной специфики, но все-таки имеются некоторые тематические предпочтения. Изобразительная культура и музейное дело — из их числа. Это выражается не только в обилии соответствующих книг на стендах издательств, но и в акцентированном представительстве профильных институций, которые участвуют в программе «Музейная линия». Под нее традиционно отводится пространство 1-й линии ГУМа. На стенде газеты The Art Newspaper Russia и фонда In artibus можно приобрести и свежий, июньский номер газеты, и архивные выпуски. Также здесь представлены книги издательской программы фонда In artibus, среди которых «18 супов» доктора Нонны Бреннер с предисловием Марины Абрамович, «Архив Н.И.Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ», каталог к проходившей в In artibus выставке «Французский рисунок из собрания Инны Баженовой» и другие.

Когда в роли издателей выступают музеи, это совершенно не означает, что речь идет о сугубо научных трудах — хотя такой аспект и неизбежен, и важен. Вообще-то исследовательское содержание ничуть не противоречит увлекательной форме. Особенной популярностью пользуются каталоги выставок. Они, конечно, не заменяют собой реального зрелища, но нередко преподносят совокупность всех материалов даже более доходчиво и аналитически, нежели экспозиция. В анонсах нынешней «Музейной линии» заявлен целый спектр такого рода изданий. Например, Третьяковка напомнит о выставочном блокбастере фундаментальным альбомом «Михаил Врубель», а Музей русского импрессионизма не преминет выложить на прилавок каталог выставки «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», который недавно стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Книга года».

Обложки номеров The Art Newspaper Russia за апрель, май и июнь 2022 года. Фото: The Art Newspaper Russia
Обложки номеров The Art Newspaper Russia за апрель, май и июнь 2022 года.
Фото: The Art Newspaper Russia

Своеобразным полиграфическим фейерверком встречают музеи 350-летие Петра I. Упомянем хотя бы книгу «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре», куда Русский музей включил множество произведений, используя публикаторский жанр «и это все о нем». Примечательно, что даже такое эхо деяний первого российского императора, как празднование его 200-летнего юбилея в Москве и Петербурге, отозвалось теперь сразу в двух изданиях: тот же Русский музей и Музеи Московского Кремля, каждый по-своему, отдали дань торжествам 1872 года.

Другой юбилей — 110-летие ГМИИ имени А.С.Пушкина — отмечен выходом альбома фотографий Михаила Розанова, посвященных архитектуре и интерьерам здания на Волхонке. Еврейский музей и центр толерантности тоже презентует фотографический книжный проект, только совершенно иного рода: «The Lonka Project. Numbered. Человек под номером» — это собрание портретов сотен людей, выживших в холокосте. Инициатива, возникшая в 2018 году, нашла отклик у 300 фотографов из 30 стран.

Книги книгами, но есть у «Музейной линии» еще и функция живого общения. Встречи с кураторами, искусствоведами, редакторами из разных институций намечены на 5 июня, все они пройдут в режиме нон-стоп.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+