18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Отреставрирован версальский зал для игры в мяч, где зарождалась Великая французская революция

В 1880-е исторический зал в Версале был приспособлен под музей, украшенный скульптурой и живописью. Фото: Château de Versailles/Didier Saulnier
В 1880-е исторический зал в Версале был приспособлен под музей, украшенный скульптурой и живописью.
Фото: Château de Versailles/Didier Saulnier
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Именно здесь депутаты Национального собрания поклялись бороться за конституционные идеалы, что привело к падению монархии. Мемориальный зал требовал капитальной реставрации, в финансировании которой поучаствовали в том числе французские парламентарии

Легендарный зал для игры в мяч в Версале, где депутаты Национального собрания в 1789 году принесли знаменитую клятву, которая привела к появлению первой конституции Франции, отреставрировали благодаря современным политикам. Работы стоимостью €1,8 млн финансировали бывшие и действующие французские депутаты, откликнувшиеся на призыв председателя Национального собрания Ришара Феррана.

«Я подумала, что можно попросить депутатов о поддержке, потому что, в конце концов, это место, где родился французский парламентаризм, — говорит директор Версальского дворца Катрин Пегар. — В дополнение к их индивидуальным пожертвованиям мы получили финансирование от государства из пакета мер, направленных на стимулирование экономики в условиях пандемии коронавируса, что позволило нам продолжить реновацию дворца в целом».

Обновленный зал для игры мяч в Версале. Фото: Château de Versailles/Didier Saulnier
Обновленный зал для игры мяч в Версале.
Фото: Château de Versailles/Didier Saulnier

До начала революции король созывал представителей духовенства, дворянства и третьего сословия, то есть простолюдинов, на заседания Генеральных штатов по своему усмотрению — реальной властью они не обладали. Но 17 июня 1789 года депутаты от третьего сословия взбунтовались и объявили себя Национальным собранием. В том самом версальском зале для игры в мяч они поклялись не отступать, пока у Франции не появится закрепленная на бумаге конституция.

При Наполеоне королевский зал для игры в мяч превратили в хранилище и художественную мастерскую. В 1883 году здесь был открыт музей Французской революции, в экспозицию которого в числе прочего вошло полотно Люка-Оливье Мерсона «Клятва в зале для игры в мяч», написанное по сюжету незаконченной картины Жака-Луи Давида 1791 года.

Люк-Оливье Мерсон. «Клятва в зале для игры в мяч». Фрагмент. Фото: Château de Versailles
Люк-Оливье Мерсон. «Клятва в зале для игры в мяч». Фрагмент.
Фото: Château de Versailles

Работы велись на протяжении восьми месяцев под руководством архитектора-реставратора Пьера Бортолусси; за ориентир был взят ремонт 1883 года. В числе прочего расчистили и картину Мерсона, что позволило раскрыть ряд мотивов, исчезнувших с полотна после предыдущей реставрации 1989 года.

Зал нуждался в капитальном ремонте и заделке трещин в стенах. Требовалось устранить и один из главных разрушающих факторов — повышенную влажность. Недаром, как рассказывает главный куратор музея по вопросам наследия Фредерик Лакай, во времена Людовика XIV болотистые земли Версаля называли «вонючим прудом».

Оборудованный новым освещением, электропроводкой и системой противопожарной безопасности, королевский зал для игры в мяч вновь открыл свои двери для экскурсий и школьных групп в апреле этого года. Для широкой публики его открытие состоится по окончании реновационных работ в саду.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
6
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
7
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Выставка «Свой человек» в Музее русского импрессионизма воспевает Гиляровского — одного из самых маскулинных персонажей дореволюционной богемы — и показывает Москву глазами тех живописцев, которых он любил и над которыми он насмехался
16.10.2025
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+