18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Внутри Гауди: ретроспектива в Орсе

Антонио Гауди. Деревянные ширмы из дома Мила в Барселоне. Фото: Christian Crampon/Sophie Crépy
Антонио Гауди. Деревянные ширмы из дома Мила в Барселоне.
Фото: Christian Crampon/Sophie Crépy
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Выставка в парижском Музее Орсе представляет уникальные творения великого каталонского модерниста в контексте художественной и общественно-политической жизни Барселоны рубежа XIX–XX веков

Антонио Гауди начал работу над храмом Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне в возрасте 31 года. В 73, накануне смерти через несколько дней после того, как его сбил трамвай, архитектор все еще трудился над этим проектом. Это произошло в 1926 году, и уже тогда фантастическая базилика с конусовидными башнями и похожим на волшебную пещеру интерьером была настоящим триумфом. На сегодняшний день ее строительство еще не завершено, и она продолжает привлекать огромные толпы посетителей. Но Элиз Дюбрёй, одна из кураторов выставки в Музее Орсе, посвященной каталонскому архитектору, напоминает: «На самом деле наследие Гауди — это целый большой мир, далеко не ограничивающийся его самой знаменитой работой».

Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе. Фото: Sophie Crépy
Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе.
Фото: Sophie Crépy

Дюбрёй и ее коллеги Хуан Хосе Лауэрта и Изабель Моран Лутрель начали работу над иммерсивной ретроспективой еще в 2017 году. Выставка представляет уникальные творения великого каталонского модерниста в контексте художественной и общественно-политической жизни Барселоны рубежа XIX–XX веков, когда художники и архитекторы обрели новые технические возможности (и множество богатых покровителей) благодаря стремительному развитию промышленности. Выставка ведет зрителей от периода профессионального становления Гауди через эксцентричные особняки, построенные им в районе Эшампле, к новому собору, который сам он называл храмом.

Зеркальные муралы Антонио Гауди. Фото: RMN-Grand Palais (musée d'Orsay)/Patrice Schmidt
Зеркальные муралы Антонио Гауди.
Фото: RMN-Grand Palais (musée d'Orsay)/Patrice Schmidt

«Его имя известно во всем мире, но нам важно, чтобы люди узнали Гауди и его творчество во всем многообразии, поняли его наследие», — объясняет Дюбрёй. Главнейшими источниками знаний об этом служат архитектурная графика и модели, которые создавал сам Гауди с командой, проливающие свет на его творческий метод и увлечение яркими цветами и изогнутыми формами. В числе экспонатов два оригинальных наброска к церкви в колонии Гуэль — уникальные чертежи, уцелевшие после разрушения его мастерской во время гражданской войны в Испании. «Это единственные имеющиеся у нас непосредственные свидетельства, они бесценны», — говорит Дюбрёй.

На выставке впервые экспонируются деревянные панели, украшавшие одну из комнат дома Мила, также известного как Ла Педрера («каменоломня»). «Нам удалось найти их и реконструировать в экспозиции интерьер всей комнаты, — рассказывает куратор. — Наша идея заключается в том, что люди проходят через нее и попадают в мир Гауди». Материальность этому миру добавляют такие детали, как гипсовые копии, мебель, фотографии и даже короткий фильм, запечатлевший Сальвадора Дали у храма Святого Семейства.

Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе. Фото: Sophie Crépy
Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе.
Фото: Sophie Crépy

Это первая за полвека большая выставка работ Антонио Гауди во Франции. Она приглашает зрителей не ограничиваться головокружительным сказочным собором и познакомиться ближе с уникальным художником, который, уважая историю Каталонии, черпал вдохновение в готике и мавританском стиле и, смешивая их с мотивами ар-нуво, создал неповторимый визуальный образ Барселоны.

О его личной жизни известно мало, помимо того факта, что он редко путешествовал и целиком отдавался работе и вере. Как отмечает Дюбрёй, «его жизнью была работа».  

Музей Орсе
«Гауди»
До 17 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+