18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Венеции после реставрации и реэкспозиции вновь открыто палаццо Фортуни

Мастерская художника, модельера и дизайнера Мариано Фортуни-и-Мадрасо на первом этаже палаццо. Photo: Massimo Listri
Мастерская художника, модельера и дизайнера Мариано Фортуни-и-Мадрасо на первом этаже палаццо. Photo: Massimo Listri
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Этот дворец знаменит не только архитектурными достоинствами, но и интерьерами, созданными для себя художником и дизайнером Мариано Фортуни-и-Мадрасо. Его персональный музей теперь преподнесен по-новому

Изначально этот дворец, построенный в XV веке в стиле венецианской готики, носил название палаццо Пезаро — Орфеи, но сейчас больше известен под именем палаццо Фортуни. Здесь долгое время жил и работал испанский художник, модельер и дизайнер Мариано Фортуни-и-Мадрасо (1871–1949). По завещанию владельца здание в 1956 году было передано городу, тут открылся дом-музей художника. В ноябре 2019 года, во время наводнения, холл сильно затопило, так что дворец пришлось закрыть на реставрацию. Через два с половиной года, после устранения повреждений, музей открылся вновь.

За время, совпавшее с периодом пандемии, восстановили весь первый этаж. Стены очистили и укрепили, а деревянный пол уложили заново. Коснулись изменения и самого музея Фортуни: временное выставочное пространство (здесь проходили знаменитые выставки, например Artempo под кураторством Жан-Юбера Мартена) превратилось в постоянное — теперь экспозиция открыта круглый год.

Мариано Фортуни обставлял интерьеры палаццо в своем вкусе. Фото: Massimo Listri
Мариано Фортуни обставлял интерьеры палаццо в своем вкусе.
Фото: Massimo Listri

Говоря о реставрации, Габриелла Белли, директор Фонда городских музеев Венеции, одним из важнейших называет момент, когда с окон наконец сняли темные закопченные ставни, появившиеся еще во время реставрации 1980-х годов. Убрали и мрачные портьеры — так в прямом и переносном смысле удалось пролить свет на полузаброшенную коллекцию. «Мы чувствовали себя археологами, — вспоминает Белли. — За каждой дверью, в каждом буфете или шкафу оказывались сотни предметов, которые просто нужно было правильно разложить».

Габриелла Белли и Кьяра Скварчина из Фонда городских музеев вместе с оперным режиссером и сценографом Пьером Луиджи Пицци возглавили реновацию, вдохнувшую новую жизнь в музейные объекты, 70% из которых прежде не экспонировалось. Сегодня почти вся оригинальная коллекция Мариано Фортуни вернулась домой. Команде потребовался год на разработку плана новой экспозиции. По фотографиям и картинам воссоздали интерьер, отражающий максималистский дух дизайнера. С потолка свисают антикварные ткани, на длинных диванах лежат подушки из набивных тканей по эскизам Фортуни, а его фреска «Зимний сад», долгие годы заставленная мебелью, наконец-то предстала во всей красе.

К работе над экспозицией пригласили оперного режиссера и сценографа Пьера Луиджи Пицци. Фото: Massimo Listri
К работе над экспозицией пригласили оперного режиссера и сценографа Пьера Луиджи Пицци.
Фото: Massimo Listri

Студия на втором этаже рассказывает об инновациях Фортуни в области фотографии, полиграфии и сценографии. На столе в его библиотеке лежат раскрытые книги: фотоальбомы, прессованные листы и анатомические наброски, с любовью подписанные от руки.

На первом этаже музея появилось новое временное выставочное пространство. Оно открылось выставкой 14 современных работ, переданных в 2015 году в дар музеям Венеции из собрания Джузеппе Панзы. «Мы не хотели отвлекать внимание от творчества Фортуни, — говорит Белли, — но воспользовались возможностью, чтобы продемонстрировать и это маленькое сокровище».  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+