18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Судьбу яйца Фаберже из собрания Виктора Вексельберга решает британское Казначейство

Магазин Фаберже в Лондоне на Нью-Бонд-стрит, 173. 1911. Фото: Courtesy of The Fersman Mineralogical Museum, Moscow and Wartski, London
Магазин Фаберже в Лондоне на Нью-Бонд-стрит, 173. 1911.
Фото: Courtesy of The Fersman Mineralogical Museum, Moscow and Wartski, London

Драгоценная «Курочка», находившаяся на выставке в лондонском Музее Виктории и Альберта, попадает под санкции, в то время как все принадлежащие государственным музеям экспонаты благополучно вернулись домой

Яйцо «Курочка» из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, принадлежащего Виктору Вексельбергу, не может вернуться в Россию. Оно было предоставлено для выставки «Фаберже в Лондоне. От романтики до революции», проходившей с 20 ноября по 8 мая в Музее Виктории и Альберта, и уже несколько месяцев назад стало ясно, что его судьба находится под вопросом из-за санкций, наложенных Западом на Виктора Вексельберга.

В пятницу (20 мая) издание The Telegraph сообщило, что судьбу изделий Фаберже решают эксперты британского Казначейства, так как музей столкнулся с дилеммой относительно их возвращения. «Перед экспертами Казначейства из Управления по осуществлению финансовых санкций (OFSI) теперь стоит задача определить будущее яиц Фаберже и решить, можно ли вернуть сокровища, когда-то принадлежавшие российской императорской семье, без подрыва режима санкций Великобритании или нарушения международного права», — пишут журналисты.

Относительно экспонатов, привезенных из российских музеев, было принято положительное решение, и основные раздумья теперь касаются изделий из частных коллекций, в первую очередь «Курочки» Вексельберга, самого первого императорского яйца, сделанного фирмой Карла Фаберже в 1885 году.

Всего Виктор Вексельберг приобрел девять императорских яиц из коллекции Малькольма Форбса через Sotheby's в 2004 году, но на лондонскую выставку отправилось лишь одно. Ранее The Art Newspaper сообщила, что Музеем Фаберже также был предоставлен еще один экспонат — золотой эмалированный портсигар 1913 года, принадлежавший Ротшильдам.

Фирма Карла Фаберже. Пасхальное яйцо «Курочка». 1885. Фото: Музей Фаберже
Фирма Карла Фаберже. Пасхальное яйцо «Курочка». 1885.
Фото: Музей Фаберже

В каталоге выставки оба предмета помечены как принадлежащие «фонду „Связь времен“, Музей Фаберже, Санкт-Петербург». Но The Art Newspaper установила, что их формальным владельцем является компания Lamesa Arts Inc, зарегистрированная в Панаме, что задокументировано в записях Совета по искусству Англии, который занимается от имени министерства культуры предметами искусства, имеющими иммунитет против ареста по принятому в 2007 году закону. В них говорится, что яйцо было куплено Виктором Вексельбергом, а нынешнее право собственности указано как «Lamesa Arts Inc, по соглашению с Музеем Фаберже / „Связь времен“».

Представитель музея подтвердил The Art Newspaper, что эти два предмета принадлежат компании Lamesa Arts Inc, у которой есть «соглашение с The Link of Times Foundation, оператором Музея Фаберже в Санкт-Петербурге», добавив: «Наше соглашение о предоставлении экспонатов было заключено непосредственно между двумя культурными организациями — Музеем Виктории и Альберта и фондом „Связь времен“. Мы намерены вернуть экспонаты фонду „Связь времен“ [...] в соответствии с английским законодательством и требованиями соглашения». Как пишет британское издание, пока неясно, как будут влиять санкции на эти произведения искусства, переданные господином Вексельбергом в частный музей в России, а затем отданные в аренду британскому музею. Тот факт, что они теперь принадлежат панамской компании, добавляет дополнительный уровень сложности.

Тем временем изделия фирмы Фаберже из государственных собраний Российской Федерации, находившиеся на той же выставке, вернулись в страну 20 мая. Министерство культуры сообщило, что речь идет о 14 предметах. Это девять экспонатов из фондов Музеев Московского Кремля, в частности пасхальные яйца «300-летие дома Романовых» и «Московский Кремль», портсигар императора Николая II и молитвослов императрицы Александры Федоровны. Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина прокомментировала это возвращение: «Выставка закончилась в срок, и точно так же вовремя, согласно изначальным договоренностям, хранители проверили и приняли предметы из нашей коллекции, а затем успешно привезли их обратно в музей. Экспонаты вернулись в том же состоянии сохранности, в котором они были до сдачи, и спустя почти полгода заняли свое место в ряду других шедевров фирмы Фаберже».

Остальные предметы вернулись в Петербург и пригороды. Это три экспоната из Государственного Эрмитажа — миниатюрная точная копия императорских регалий: большая корона, малая корона и держава на подушках из белого бархата, часы-яйцо Ротшильда и хрустальное блюдо с изображением герба Санкт-Петербурга; а также по одному предмету из музеев-заповедников «Петергоф» (пресс-папье с двумя ящерицами) и «Павловск» (фигурка камер-казака А.А.Кудинова). «Возврат музейных предметов с территории иностранных государств осуществляется во взаимодействии Минкультуры России с другими ведомствами. Все процедуры, включая тонкости транспортировки, тщательно прорабатывались. Минкультуры России благодарит за всестороннюю поддержку МИД России, Федеральную таможенную службу и транспортные компании „Арт-курьер“ и „Хепри“», — сообщило ведомство.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, в свою очередь, рассказал: «Вернулась наша очередная выставка. Понадобились определенные усилия: воздушное пространство закрыто, появились новые правила, поэтому нужно было оформлять дополнительные бумаги. Но, как мы и договаривались, все получилось и вернулось в срок. Все гарантии, которые мы, российские музеи, много лет создавали, работают».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+