18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дмитрий Ренанский: «Это история про здание, которое начинает звучать»

Дмитрий Ренанский Фото: Анна Тодич
Дмитрий Ренанский
Фото: Анна Тодич
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Куратор музыкальных программ Дома культуры «ГЭС-2» рассказал, почему проект «Настройки» — это не просто подборка новых сочинений современных российских композиторов, но пространственные объекты, звуковая скульптура, созданная для конкретного места

Как возникла идея проекта?

«Настройки» — один из самых долгоиграющих проектов V–A–C, он был задуман еще весной 2020 года. Тогда нам с коллегами по кураторской команде фонда пришла в голову идея оммажа архитектуре Ренцо Пьяно, преобразившего историческое пространство городской электростанции в уникальный «храм света». Мы исходили из простой мысли о том, что звук — такой же мощный активатор пространства, как и свет. Он может преображать его, может подчеркивать гармонии и диссонансы архитектуры, но главное — звук позволяет физически, чувственно пережить объем, в котором ты находишься. Особенно если речь идет о пустом пространстве — а «Настройки» изначально сочинялись как проект, в котором здание «ГЭС-2» представало бы освобожденным от материальных следов предыдущих выставок.

Тут нужно сказать, что тема взаимодействия звука и пространства применительно к творчеству Ренцо Пьяно отнюдь не случайна: он очень много работал с современной музыкой. Достаточно вспомнить хотя бы «Прометея» — совместный проект с классиком музыки ХХ века Луиджи Ноно, созданный в 1984 году для Венецианской биеннале, когда Ренцо Пьяно построил в церкви Сан-Лоренцо гигантский деревянный ковчег, который был одновременно и сценографией, и музыкальным инструментом…

Досье
Дмитрий Ренанский
Куратор, театровед, музыкальный критик

Сооснователь объединения «Опергруппа» (сов­местно с Василием Бархатовым и Анной Маховой). Работал в разных театрах: Михайловском, Александринском, Пермской опере. С 2021 года член арт-дирекции фестиваля «Территория». Эксперт и председатель экспертного совета (2021) фестиваля «Золотая маска». Куратор выставочных проектов.

Еще…

По какому принципу вы приглашали участников?

«Настройки» развивают важную для фонда V–A–C идею кросс-дисциплинарности, напоминая о том, что сегодня академическая музыка в России — это зона колоссального интеллектуального и художественного напряжения. Последние десять-пятнадцать лет мы наблюдали за тем, как она непрерывно осуществляла экспансию на смежные территории. Скажем, в 2010-е именно музыканты произвели революцию на театральных подмостках, став главными героями многих знаковых спектаклей и задвинув в тень режиссеров и сценографов. Многие из композиторов пробовали себя и на территории современного искусства. Владимир Раннев, к примеру, не первый год успешно работает в тандеме с Мариной Алексеевой, а Дмитрий Курляндский в 2017-м был одним из участников экспозиции в российском павильоне в Венеции.

Дом культуры «ГЭС-2». Фото: ГЭС-2
Дом культуры «ГЭС-2».
Фото: ГЭС-2

Кто-то должен был сделать большой групповой проект, который представлял бы лидеров новой русской музыки на арт-сцене и реализовывал их потенциал в музейном пространстве, — такая выставка напрашивалась сама собой. Круг авторов «Настроек» фиксирует все разнообразие русского музыкального ландшафта: и эстетическое, и географическое, и поколенческое. Поэтому петербуржец Олег Гудачев встречается в «ГЭС-2» с резидентом Ростова-на-Дону Антоном Светличным, а недавняя выпускница Московской консерватории Дарья Звездина — с тем же Владимиром Ранневым, который за два года, что мы провели в работе над выставкой, превратился в совершеннейшую рок-звезду отечественной культурной сцены.

Что за это время изменилось по сравнению с первоначальной идеей?

Менялся, скорее, окружавший проект контекст, причем очень драматично. В 2020-м выставка сочинялась в самом начале глобальной пандемии, когда сама мысль о возможности художественного производства была, как мы помним, поставлена под сомнение. Прошло два года — и вот сегодня мы вновь оказались в чем-то аналогичной ситуации… Оставшись неизменными, ключевые нарративы «Настроек» за это время парадоксальным образом стали, возможно, даже более актуальными. Я говорю сейчас не столько о диалоге музыки и пространства, сколько о важной для нас идее работы со звуком как с инструментом познания и коммуникации. Отсюда, собственно, и название проекта: когда сбиваются настройки всего на свете, мы пытаемся заново выстроить разрушенные связи с помощью звука.

Расскажите про инсталляцию для рощи.

Каждая из инсталляций, представленных в «Настройках», «заточена» под коммуникацию со зрителем, слушателем — короче говоря, с гостем «ГЭС-2». Предметом работы здесь становится производство нового чувственного опыта, к переживанию которого тебя подталкивает акустическая ситуация, создаваемая композитором-художником, и инсталляция Дарьи Звездиной в этом смысле очень показательна. Ты выходишь из здания «ГЭС-2» в березовую рощу — и попадаешь в публичное пространство под открытым небом: с одной стороны — Дом на набережной, c другой — Патриарший мост. Физически ты продолжаешь находиться в центре мегаполиса — но произведение Звездиной, в котором звучат голоса солистов вокального ансамбля N’Caged, вырывает тебя из бытового течения повседневной жизни, предлагая пережить окружающее пространство как фантастическое, сюрреальное. Ты оказываешься в центре звучащего леса — и можешь на какое-то время раствориться в нем.

Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Анна Тодич
Дом культуры «ГЭС-2».
Фото: Анна Тодич

А как появилась инсталляция «Китеж» Владимира Раннева?

Это еще одно пространство для медитации — на этот раз расположенное уже в собственно галерейном пространстве. «Китеж» интересен для меня в первую очередь как блестящий опыт переосмысления художником традиции: Раннев работает с музыкальным материалом знаменитой оперы Римского-Корсакова, которая стала самым художественно емким воплощением одного из важнейших мифов русской культуры. Этот сюжет и этот материал я предложил Ранневу в 2019-м для выставки в палаццо Дзаттере, венецианском пространстве фонда V–A–C. Римский-Корсаков писал свою оперу в 1905 году, в эсхатологической акустике предреволюционной России для него был исключительно важен мотив чудесного спасения, преображения Китежа. Легенда гласит, что, когда этот древний город был атакован кочевниками, жители вознесли молитву о спасении, и воды озера Светлояр поглотили Китеж, сделав его недоступным для неприятеля. Считается, что, если подойти к берегу озера — оно, кстати, реально существует в Новгородской области и до сих пор является объектом паломничества, — на поверхности воды можно увидеть бликование церквей и услышать отголосок колокольного звона. Инсталляция Раннева — такое же эхо оперы Римского-Корсакова.

Как дальше планируете музыкальную программу «ГЭС-2»?

«Настройки» задумывались как ее увертюра. До конца года в Доме культуры должны были прозвучать новые проекты протагонистов современной западной музыкальной сцены — от Хайнера Гёббельса и Янниса Кириакидеса до Энно Поппе и Хаи Черновин. Эту часть программы, конечно, пришлось отложить до лучших времен, но сбавлять обороты мы не планируем. В концертной афише ставка будет сделана на мировые премьеры сочинений, написанных специально для «ГЭС-2» российскими композиторами. В 2022-м идеи «Настроек» продолжат такие разные авторы, как Марк Булошников, Полина Коробкова, Юрий Красавин, Дария Маминова и Алексей Сысоев. 


«Настройки» — это семь звуковых инсталляций

Созданные по заказу фонда V–A–C современными российскими композиторами, звуковые инсталляции расположены в разных частях здания — от центрального проспекта до парковки и березовой рощи. «Антология» Эдуарда Артемьева, знаменитейшего советского композитора, составлена из его музыки к фильмам Андрея Тарковского «Солярис», «Сталкер» и «Зеркало», а также включает эксперименты с синтезатором АНС и редко исполнявшиеся произведения. Ее можно слушать в зале с видом на березовую рощу. «Резонанс», 20-минутная пьеса, звучащая в центральном «нефе», — плод сотрудничества двух братьев Курентзисов. Она написана Вангелино, а исполнена Теодором и его ансамблем musicAeterna. На парковке звучит «ГЭС-2 Опера» Дмитрия Власика, в основе которой оригинальные звуки турбин действующей электростанции. В Насосной Олег Гудачев представляет свой «Архипелаг» — звуковые ландшафты, записанные в разных концах земного шара, вроде восьмиканальной аудиозаписи работы крупнейшей в мире гидроэлектростанции «Три ущелья» в Китае. Инсталляция «Искать должна здесь капли я росы» Дарьи Звездиной (при участии Андрея Гурьянова) звучит в роще: такие звуки могли бы издавать духи деревьев. Владимир Раннев участвует в проекте сразу двумя работами. Это «Китеж», переосмысляющий оперу Николая Римского-Корсакова, в галерее, и это звуковая инсталляция «Настройка» в галерее второго этажа, которая состоит из 115 финальных нот, позаимствованных композитором из 115 музыкальных сочинений XVIII–XIX веков.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Настройки»
До 15 мая

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+