18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Что скрывают сухие отчеты реставраторов, показывают в Русском музее

Процесс реставрации картины Федора Бруни «Медный змий» (1841). Начало 2000-х. Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея
Процесс реставрации картины Федора Бруни «Медный змий» (1841). Начало 2000-х.
Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Знаменитые шедевры Дмитрия Левицкого, Ильи Репина, Карла Брюллова, Михаила Врубеля участвуют в выставке, посвященной 100-летию реставрационных мастерских Русского музея, не покидая привычных мест в экспозиции

После революции 1917 года Русский музей быстро пополнялся за счет национализации, но тогда же здания три года стояли без отопления, что ухудшало состояние произведений искусства. Наконец 25 апреля 1922 года совет Русского музея издает приказ о создании реставрационной мастерской. Сейчас это служба реставрации музейных ценностей, состоящая из 15 отделов и 87 специалистов. Они занимаются всем, что хранит Русский музей. Отделы реставрации икон и масляной живописи работают все 100 лет, включая годы войны и блокады. Отдел реставрации современных арт-объектов создан в 2005 году. Сейчас партнером реставрационных проектов музея является ПАО «Газпром», при его же поддержке создана эта выставка.

Процесс реставрации. Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея
Процесс реставрации.
Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея

Первая крупная выставка, которая показала бы работу музейных реставраторов, планировалась еще в конце 1930-х годов. Но состоялась только в 1977-м. Следующая — в 1998-м. Третье издание проекта — сложносоставное. Эта выставка представляет плоды трудов как вековой давности, так и совсем свежие.

Знаменитые шедевры принимают участие в показе, не покидая своих «намоленных» мест в постоянной экспозиции. Это относится к иконе середины XIV века «Святые Борис и Глеб», портретам смолянок Дмитрия Левицкого, «Последнему дню Помпеи» Карла Брюллова, репинским «Бурлакам на Волге», «Демону летящему» Михаила Врубеля, «Богоматери Умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина, «Текстильщицам» Александра Дейнеки и некоторым другим.

Михаил Врубель. «Демон». 1890. Фото: Государственный Русский музей
Михаил Врубель. «Демон». 1890.
Фото: Государственный Русский музей

Не сойдет со своего места и врубелевский «Демон» из раскрашенного гипса. Впрочем, у этой истории драматический бэкграунд. В декабре 1928 года психически больной вандал сбросил скульптуру с пьедестала, и она рассыпалась на 600 фрагментов. Реставраторы музея приняли мудрое решение восстанавливать «Демона» на месте. За полтора месяца полную сборку произвел скульптор Игорь Крестовский, и вскоре врубелевское произведение снова увидела публика.

Чаще всего отчеты реставраторов, даже если работы заняли годы, сухи: удаление загрязнений, потемневшего лака и поздних записей для возвращения авторских колеров, а иногда и деталей сюжета. Но иногда текст звучит как поэзия. «Удаление записей, лежащих в лаковых слоях» — о работе реставратора Марата Дашкина над картиной Антона Лосенко «Каин». В «Портрете Натальи Борщевой» для изображения платья Левицкий использовал пигмент «черный асфальт с примесью сажи». Он давал самый глубокий черный. Но краска содержит много масла, и со временем она растрескалась, обнажив рыжую имприматуру. Реставратору Александру Минину пришлось ее ювелирно затонировать. Свой фирменный прием — мазок, сделанный на просвет к нижележащему слою, — Джордж Доу применил в портрете великого князя Михаила Павловича. Реставратор Наталья Романова сделала этот мазок снова видимым. Картина Вильгельма Котарбинского «Оргия» (3 на 5 м) долгое время хранилась на валу. Бумага, служившая прокладкой, въелась в живопись. Там, где реставраторам не удалось бумагу удалить, краски укрепляли «подкожным» инъектированием.

Алексей Венецианов изобразил Николая Горбунова пастелью на пергаменте. Евгения Щукина выровняла пергамент «длительным прессованием с постепенной нагрузкой». Она же спасала автопортрет Зинаиды Серебряковой «выравниванием бумаги методом отдаленного увлажнения с последующим легким прессованием».  

Государственный Русский музей
«Сохраняя время. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет»
До 18 июля

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+