18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Что скрывают сухие отчеты реставраторов, показывают в Русском музее

Процесс реставрации картины Федора Бруни «Медный змий» (1841). Начало 2000-х. Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея
Процесс реставрации картины Федора Бруни «Медный змий» (1841). Начало 2000-х.
Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Знаменитые шедевры Дмитрия Левицкого, Ильи Репина, Карла Брюллова, Михаила Врубеля участвуют в выставке, посвященной 100-летию реставрационных мастерских Русского музея, не покидая привычных мест в экспозиции

После революции 1917 года Русский музей быстро пополнялся за счет национализации, но тогда же здания три года стояли без отопления, что ухудшало состояние произведений искусства. Наконец 25 апреля 1922 года совет Русского музея издает приказ о создании реставрационной мастерской. Сейчас это служба реставрации музейных ценностей, состоящая из 15 отделов и 87 специалистов. Они занимаются всем, что хранит Русский музей. Отделы реставрации икон и масляной живописи работают все 100 лет, включая годы войны и блокады. Отдел реставрации современных арт-объектов создан в 2005 году. Сейчас партнером реставрационных проектов музея является ПАО «Газпром», при его же поддержке создана эта выставка.

Процесс реставрации. Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея
Процесс реставрации.
Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея

Первая крупная выставка, которая показала бы работу музейных реставраторов, планировалась еще в конце 1930-х годов. Но состоялась только в 1977-м. Следующая — в 1998-м. Третье издание проекта — сложносоставное. Эта выставка представляет плоды трудов как вековой давности, так и совсем свежие.

Знаменитые шедевры принимают участие в показе, не покидая своих «намоленных» мест в постоянной экспозиции. Это относится к иконе середины XIV века «Святые Борис и Глеб», портретам смолянок Дмитрия Левицкого, «Последнему дню Помпеи» Карла Брюллова, репинским «Бурлакам на Волге», «Демону летящему» Михаила Врубеля, «Богоматери Умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина, «Текстильщицам» Александра Дейнеки и некоторым другим.

Михаил Врубель. «Демон». 1890. Фото: Государственный Русский музей
Михаил Врубель. «Демон». 1890.
Фото: Государственный Русский музей

Не сойдет со своего места и врубелевский «Демон» из раскрашенного гипса. Впрочем, у этой истории драматический бэкграунд. В декабре 1928 года психически больной вандал сбросил скульптуру с пьедестала, и она рассыпалась на 600 фрагментов. Реставраторы музея приняли мудрое решение восстанавливать «Демона» на месте. За полтора месяца полную сборку произвел скульптор Игорь Крестовский, и вскоре врубелевское произведение снова увидела публика.

Чаще всего отчеты реставраторов, даже если работы заняли годы, сухи: удаление загрязнений, потемневшего лака и поздних записей для возвращения авторских колеров, а иногда и деталей сюжета. Но иногда текст звучит как поэзия. «Удаление записей, лежащих в лаковых слоях» — о работе реставратора Марата Дашкина над картиной Антона Лосенко «Каин». В «Портрете Натальи Борщевой» для изображения платья Левицкий использовал пигмент «черный асфальт с примесью сажи». Он давал самый глубокий черный. Но краска содержит много масла, и со временем она растрескалась, обнажив рыжую имприматуру. Реставратору Александру Минину пришлось ее ювелирно затонировать. Свой фирменный прием — мазок, сделанный на просвет к нижележащему слою, — Джордж Доу применил в портрете великого князя Михаила Павловича. Реставратор Наталья Романова сделала этот мазок снова видимым. Картина Вильгельма Котарбинского «Оргия» (3 на 5 м) долгое время хранилась на валу. Бумага, служившая прокладкой, въелась в живопись. Там, где реставраторам не удалось бумагу удалить, краски укрепляли «подкожным» инъектированием.

Алексей Венецианов изобразил Николая Горбунова пастелью на пергаменте. Евгения Щукина выровняла пергамент «длительным прессованием с постепенной нагрузкой». Она же спасала автопортрет Зинаиды Серебряковой «выравниванием бумаги методом отдаленного увлажнения с последующим легким прессованием».  

Государственный Русский музей
«Сохраняя время. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет»
До 18 июля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+