18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объявлены победители Венецианской биеннале

Художница Сесилия Викунья, получившая награду за вклад в искусство. Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia
Художница Сесилия Викунья, получившая награду за вклад в искусство.
Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia

Международная выставка вручила призы художникам, большинство из которых на этот раз женщины

59-я Венецианская биеннале, открывшаяся 23 апреля, вручила награды — золотых и серебряных «львов».

«Золотого льва» за национальный павильон получила Великобритания, которая представила инсталляцию «Чувствуя ее путь» художницы Сони Бойс. Проект объединяет видеоработы с участием пяти темнокожих женщин-музыкантов разных поколений — Поппи Аджуды, Жаки Данкворт, Софии Джернберг, Таниты Тикарам и композитора Эрроллин Валлен, — которые импровизируют, взаимодействуют и играют своими голосами. Великобритания достаточно давно не получала подобной награды: последним британским обладателем «Золотого льва» был Ричард Гамильтон в 1993 году.

Художница Соня Бойс. Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia
Художница Соня Бойс.
Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia

Проект является продолжением другой идеи Сони Бойс — Devotional, постоянно растущего архива винила, компакт-дисков и памятных вещей, начатого в 1999 году. «Соня Бойс предлагает другое прочтение истории через звук. Работая вместе с другими темнокожими женщинами, она раскрывает множество замалчиваемых историй», — отмечает жюри премии.

«Золотой лев» в номинации лучшему художнику основного проекта «Молоко сновидений» был вручен Симоне Ли, представляющей США. Ли показала скульптуру высотой почти пять метров под названием «Кирпичный дом» (2019). Эта фигура безглазой афроамериканки встречает посетителей биеннале прямо у входа на выставку, это первое, что вы видите на основном проекте в Арсенале. По словам жюри премии, Ли получила награду «за тщательно проработанное… и очень убедительное монументальное открытие Арсенала».

Художница Симона Ли. Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia
Художница Симона Ли.
Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia

Особого упоминания удостоился павильон Франции, который в этом году представляет Зинеб Седира, первая художница алжирского происхождения на биеннале от этой страны. Еще одно особое упоминание получил угандийский павильон, дебютировавший в этом году на биеннале с участием художников Акайе Керунена и Коллина Секаджуго. Уганда получила награду за «признание их видения, амбиций и приверженности искусству и работе в своей стране».

Художники Шувинай Ашуна («Без названия», 2021) и Линн Хершман Лисон («Логика парализует сердце», 2021) из США также получили особые упоминания за свои произведения, представленные в проекте «Молоко сновидений». «Ашуна признает насилие колониального воздействия и в своей работе предлагает возможности избежать тупика […] прислушиваясь к знаниям коренных народов», — говорится в заявлении для прессы. Художник из Бейрута Али Черри получил «Серебряного льва» в номинации «Многообещающий молодой участник»; его серия скульптур «Титаны» (2002) — это три фигуративные скульптуры из грязи, также представленные на «Молоке сновидений».

Как было объявлено ранее, почетных «золотых львов» за жизненные достижения получили немецкая художница Катарина Фрич и чилийская художница Сесилия Викунья. Обе были выбраны куратором проекта Чечилией Алемани; их работы тоже можно увидеть на основном проекте в Арсенале. По словам Алемани, «вклад Фрич в современное искусство, особенно скульптуру, неоценим», а Викунья «шла своим путем в течение десятилетий, предвосхищая множество экологических и феминистских дебатов, предвидя новые личные и коллективные мифологии».

Куратор основного проекта биеннале Чечилия Алемани, художница Катарина Фрич и президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто. Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia
Куратор основного проекта биеннале Чечилия Алемани, художница Катарина Фрич и президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто.
Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia

В состав жюри входят его президент Адриенна Эдвардс, Лоренцо Джусти (Италия), Хульета Гонсалес (Мексика), Бонавентура Со Беженг Ндикунг (Камерун) и Сюзанна Пфеффер (Германия).

В своем вступительном слове Чечилия Алемани сказала, что «на то, чтобы добраться сюда, ушло два года страха и ужасных потерь», имея в виду, что биеннале была отложена из-за пандемии COVID-19. В предыдущий раз ее откладывали в 1944 году в конце Второй мировой войны.

59-я Венецианская биеннале современного искусства
«Молоко сновидений»
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+