18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объявлены победители Венецианской биеннале

Художница Сесилия Викунья, получившая награду за вклад в искусство. Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia
Художница Сесилия Викунья, получившая награду за вклад в искусство.
Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia

Международная выставка вручила призы художникам, большинство из которых на этот раз женщины

59-я Венецианская биеннале, открывшаяся 23 апреля, вручила награды — золотых и серебряных «львов».

«Золотого льва» за национальный павильон получила Великобритания, которая представила инсталляцию «Чувствуя ее путь» художницы Сони Бойс. Проект объединяет видеоработы с участием пяти темнокожих женщин-музыкантов разных поколений — Поппи Аджуды, Жаки Данкворт, Софии Джернберг, Таниты Тикарам и композитора Эрроллин Валлен, — которые импровизируют, взаимодействуют и играют своими голосами. Великобритания достаточно давно не получала подобной награды: последним британским обладателем «Золотого льва» был Ричард Гамильтон в 1993 году.

Художница Соня Бойс. Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia
Художница Соня Бойс.
Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia

Проект является продолжением другой идеи Сони Бойс — Devotional, постоянно растущего архива винила, компакт-дисков и памятных вещей, начатого в 1999 году. «Соня Бойс предлагает другое прочтение истории через звук. Работая вместе с другими темнокожими женщинами, она раскрывает множество замалчиваемых историй», — отмечает жюри премии.

«Золотой лев» в номинации лучшему художнику основного проекта «Молоко сновидений» был вручен Симоне Ли, представляющей США. Ли показала скульптуру высотой почти пять метров под названием «Кирпичный дом» (2019). Эта фигура безглазой афроамериканки встречает посетителей биеннале прямо у входа на выставку, это первое, что вы видите на основном проекте в Арсенале. По словам жюри премии, Ли получила награду «за тщательно проработанное… и очень убедительное монументальное открытие Арсенала».

Художница Симона Ли. Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia
Художница Симона Ли.
Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia

Особого упоминания удостоился павильон Франции, который в этом году представляет Зинеб Седира, первая художница алжирского происхождения на биеннале от этой страны. Еще одно особое упоминание получил угандийский павильон, дебютировавший в этом году на биеннале с участием художников Акайе Керунена и Коллина Секаджуго. Уганда получила награду за «признание их видения, амбиций и приверженности искусству и работе в своей стране».

Художники Шувинай Ашуна («Без названия», 2021) и Линн Хершман Лисон («Логика парализует сердце», 2021) из США также получили особые упоминания за свои произведения, представленные в проекте «Молоко сновидений». «Ашуна признает насилие колониального воздействия и в своей работе предлагает возможности избежать тупика […] прислушиваясь к знаниям коренных народов», — говорится в заявлении для прессы. Художник из Бейрута Али Черри получил «Серебряного льва» в номинации «Многообещающий молодой участник»; его серия скульптур «Титаны» (2002) — это три фигуративные скульптуры из грязи, также представленные на «Молоке сновидений».

Как было объявлено ранее, почетных «золотых львов» за жизненные достижения получили немецкая художница Катарина Фрич и чилийская художница Сесилия Викунья. Обе были выбраны куратором проекта Чечилией Алемани; их работы тоже можно увидеть на основном проекте в Арсенале. По словам Алемани, «вклад Фрич в современное искусство, особенно скульптуру, неоценим», а Викунья «шла своим путем в течение десятилетий, предвосхищая множество экологических и феминистских дебатов, предвидя новые личные и коллективные мифологии».

Куратор основного проекта биеннале Чечилия Алемани, художница Катарина Фрич и президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто. Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia
Куратор основного проекта биеннале Чечилия Алемани, художница Катарина Фрич и президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто.
Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia

В состав жюри входят его президент Адриенна Эдвардс, Лоренцо Джусти (Италия), Хульета Гонсалес (Мексика), Бонавентура Со Беженг Ндикунг (Камерун) и Сюзанна Пфеффер (Германия).

В своем вступительном слове Чечилия Алемани сказала, что «на то, чтобы добраться сюда, ушло два года страха и ужасных потерь», имея в виду, что биеннале была отложена из-за пандемии COVID-19. В предыдущий раз ее откладывали в 1944 году в конце Второй мировой войны.

59-я Венецианская биеннале современного искусства
«Молоко сновидений»
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+