18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

59-я Венецианская биеннале: выставочный мегагибрид в городе дворцов и каналов

Венецианская биеннале откроется 23 апреля и продлится до 27 ноября. Фото: La Biennale di Venezia
Венецианская биеннале откроется 23 апреля и продлится до 27 ноября.
Фото: La Biennale di Venezia
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Сюрреалистические образы из книги Леоноры Каррингтон «Молоко сновидений», давшей название биеннале, нашли отражение не только в основном проекте, но и в некоторых национальных

«У одного мальчика вместо ушей были крылья. Он выглядел странно», — так начинается детская книжка «Молоко сновидений», которую сочинила и проиллюстрировала художница-сюрреалистка Леонора Каррингтон. В коротких рассказах она обрисовала целую галерею причудливых гибридных существ. Неким странным гибридом кажется и венецианская биеннале 2022 года, позаимствовавшая у этой книги название. Для публики она откроется 23 апреля и представляет собой — впрочем, как и всегда — комбинацию довольно разрозненных инициатив. Основная выставка, участие в которой принимают более 200 художников из 58 стран, традиционно заняла Центральный павильон в Джардини и Арсенал. Ее курирует Чечилия Алемани — первая итальянка на посту художественного руководителя Венецианской биеннале.

Главной темой биеннале стало «Молоко сновидений». Фото: La Biennale di Venezia
Главной темой биеннале стало «Молоко сновидений».
Фото: La Biennale di Venezia

Также свои экспозиции, лишь в редких случаях перекликающиеся с основной, представляют 80 национальных павильонов. Кроме того, по всему городу — в музеях, галереях и фондах — развернулись проекты параллельной программы, одобренные куратором, и другие выставки-сателлиты. Мы отобрали из этого многоголосия все самое яркое и ожидаемое.

«Хорхе проглотил все пилюли, и его голова превратилась в дом»

Основной проект биеннале сосредоточен на теме телесных метаморфоз и симбиотической, порождающей различные гибридные состояния, связи человека с природой и миром технологий. К слову, трансформациям и мутациям на выставке подвергаются не только человеческие образы, но и привычные каноны, иерархии. Так, в ней участвует беспрецедентное для Венецианской биеннале число женщин — около 90% участников. Как подчеркивает Алемани в интервью, это имеет особое символическое значение для Италии, которая в области гендерных дискуссий до сих пор застряла в Средневековье. Важно, что на первый план выдвинуты те авторы, чей вклад в историю искусства считался второстепенным. Кроме того, выставка открывает множество новых имен, хотя нашлось место и для таких звезд, как, например, Нан Голдин, Барбара Крюгер и Сесилия Викунья, которой, между прочим, вручат «Золотого льва». Экспозиция поделена на современную и историческую части, рифмующиеся друг с другом. Произведения художников прошлого заключены в «капсулы времени» — пять павильонов с загадочными названиями типа «Колыбель ведьмы» или «Соблазнение киборга». Каждый из них раскрывает ту или иную тему, а сгруппированные вокруг капсул современные работы ее подхватывают и продолжают.

Барбара Крюгер. «Без названия (Начало/Середина/Конец)». 2022. Фото: Roberto Marossi/La Biennale di Venezia
Барбара Крюгер. «Без названия (Начало/Середина/Конец)». 2022.
Фото: Roberto Marossi/La Biennale di Venezia

«Пришел Зеленый индеец...»

В национальных павильонах на 59-й Биеннале критикуется сама идея национальных павильонов. Впрочем, это не столько парадоксально, сколько закономерно: они давно считаются атавизмом. Франция борется с призраками колониального прошлого, доверяя свою площадку художнице алжирского происхождения Зинеб Седира, которая по случаю 60-летия обретения Алжиром независимости показывает кинематографическую инсталляцию, посвященную активистскому кинопроизводству 1960–1970-х. Великобританию впервые представляет темнокожая женщина — Соня Бойс; которая говорит о своем проекте как о «максималистском», забавном и декоративном. Немка Мария Айхорн до открытия биеннале намекнула, что будет иметь дело с политическим контекстом павильона своей страны, который когда-то был украшен нацистским имперским орлом.

Экспозиция в национальном павильоне Франции. Фото: La Biennale di Venezia
Экспозиция в национальном павильоне Франции.
Фото: La Biennale di Venezia

В свою очередь, Швеция, Норвегия и Финляндия, разделяющие так называемый Северный павильон, передали его саамам — представителям малочисленного коренного народа Северной Европы. Одна из художниц, Марет Анне Сара, подготовила шокирующе-щемящую инсталляцию из тел северных оленят и оленьих желудков, отсылающую к борьбе саамского оленеводческого сообщества с норвежским правительством, принуждающим к забою животных.

«Вот две птички. Они тоже идут в кино. А эта птичка не пойдет...»

Ряд стран впервые принимает участие в биеннале — это Камерун, Намибия, Непал, Оман и Уганда. Присутствие Украины оставалось под вопросом, однако, как сообщил представляющий страну художник Павел Маков, его работу удалось провезти через границу, чтобы показать в Венеции. Российский павильон закрыт, так как художники Кирилл Савченков и Александра Сухарева отказались от участия сразу после начала спецоперации на Украине.

Экспозиция в национальном павильоне Мексики. Фото: La Biennale di Venezia
Экспозиция в национальном павильоне Мексики.
Фото: La Biennale di Venezia

В связи с нарастающей во всем мире напряженностью резонанс вызовут инициативы австралийского и хорватского павильонов. В первом саунд-художник Марко Фусинато устроил длительный шумовой перформанс: на протяжении всех семи месяцев работы биеннале он будет исполнять на электрогитаре скрежещущее и диссонирующее сочинение Disasters («Катастрофы»), в котором воплотится фрустрация автора. Хорватский художник Томо Савич-Гекан вместе с куратором Еленой Филипович, директором базельского Кунстхалле, откликнулись на ситуацию «постправды», когда факты тонут в лавине слухов, эмоций и личных убеждений. Ежедневно они будут отсылать в павильоны других стран группу «специальных агентов», призванных действовать в соответствии с алгоритмами, выводимыми искусственным интеллектом на основе последних новостей, опубликованных в крупных СМИ.

«Одна белая женщина носила все черное. Черное как ночь. Черное как уголь»

В Галерее Академии параллельно с биеннале развернулась ретроспектива Аниша Капура, где, помимо прочего, впервые представлены инновационные художественные объекты, созданные с использованием Vantablack — суперчерного наноматериала, поглощающего почти 100% падающего на него света. В свою очередь, Ансельм Кифер проливает свет на роль современного искусства в расширении философских перспектив — названием его выставки, созданной специально для одного из залов Дворца дожей, служит цитата итальянского философа Андреа Эмо: “Questi scritti, quando verranno bruciati, daranno finalmente un po’ di luce” («когда эти сочинения сожгут, они наконец дадут немного света»). В Пунта делла Догана, из-за переноса биеннале на год в связи с пандемией, продлили экспозицию Брюса Наумана, открытую еще весной 2021-го, а в палаццо Чини запустили выставку-досье Йозефа Бойса — легендарного врачевателя болезней общества. Экспозиция в коллекции Пегги Гуггенхайм, исследующая интерес сюрреалистов к магии и оккультизму, перекликается с одной из «капсул времени» в основном проекте биеннале. Что касается Фонда Prada, то на его венецианской площадке в рамках третьего этапа проекта Human Brains («Мозг человека») воплотили в выставочной форме историю изучения человеческого мышления.

Выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Фото: Andrea Avezzù/Gagosian and Fondazione Musei Civici Venezia
Выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей.
Фото: Andrea Avezzù/Gagosian and Fondazione Musei Civici Venezia

Чечилия Алемани рассказывает, что ее шестилетний сын, когда она читала ему сюрреалистическое «Молоко сновидений», был удивлен тем, что это детская книга. А книга, надо заметить, действительно довольно макабрическая. Сегодня, в свою очередь, сомневаешься в том, что 59-я «мостра» запомнится «веселой биеннале возрождения и единения после стольких месяцев разлуки», как Алемани предположила в февральском интервью порталу My Art Guides. Карнавал искусства в городе, постепенно уходящем под воду, лишь усиливает сопутствующее всему человечеству в последние года три ощущение того, что «вокруг творится какой-то сюр».

59-я Венецианская биеннале «Молоко сновидений»
23 апреля – 27 ноября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+