18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Успенский собор Московского Кремля открывает всё новые тайны

Пространство Успенского собора уже шестой год методично исследуется специалистами. Фото: Музеи Московского Кремля
Пространство Успенского собора уже шестой год методично исследуется специалистами.
Фото: Музеи Московского Кремля
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Древние фрески собора в конце XIX века оказались скрыты под смонтированным в то время иконостасом. Сейчас реставраторы шаг за шагом исследуют росписи, о которых прежде имелись только смутные представления и косвенные свидетельства

Во время реставрационных работ в Успенском соборе обнаружили еще несколько ранее неизвестных фресок, сообщает пресс-служба Музеев Московского Кремля. Находка была сделана в южной (правой) части главного иконостаса. После снятия икон там были открыты фрагменты стенописи, прежде недоступные для исследования и неведомые большинству специалистов. Хотя об их существовании было известно по письменным и графическим документам второй половины XIX века, смонтированный впоследствии иконостас скрыл всё.

Найденные сцены располагаются на западной грани южного алтарного столба, а также на стене старой соборной ризницы, находящейся в юго-восточной части храма за иконостасом. За иконами верхнего, праотеческого, яруса оказался небольшой по составу и очень редкий для древнерусского искусства цикл жития раскаявшейся блудницы преподобной Марии Египетской, в основе своей относящийся к 1643 году, периоду правления царя Михаила Романова. За иконами второго сверху яруса, пророческого, были открыты композиции, принадлежащие более раннему времени, XV или началу XVI века. Это часть композиции «Гостеприимство Авраама» и почти полностью сохранная сцена «Избиение младенцев в Вифлееме».

Успенский собор. Фото: Ludvig14/Wikimedia Commons
Успенский собор.
Фото: Ludvig14/Wikimedia Commons

Находка была ожидаемой: неисследованные росписи даже проступали из-под конструкций иконостаса. Однако добрались до них не сразу. Сначала, в 2020 году, были исследованы фрески, скрывавшиеся на северо-восточном (левом) столбе за иконостасом. Под иконами оказались скрыты нетронутые изображения святых, сцена с явлением Троицы Ветхозаветной коленопреклоненному Аврааму, на самом верху — медальон с изображением святого Антония Сийского, над ним — фигура архангела Гавриила из сцены Благовещения.

Тогда хранитель Успенского собора Алексей Барков рассказывал нашему изданию, что в музее уже предвкушают то, что увидят на втором столбе, когда до него дойдет очередь. Под Богоматерью на самом верху столба (напротив Гавриила) исследователи предполагали нечто, парное медальону с Антонием Сийским. Однако там оказался цикл с Марией Египетской и часть сцены «Происхождение Честных Древ».

Ученые задавались вопросом, что окажется напротив явления Троицы Ветхозаветной Аврааму под Мамврийским дубом, так как в системе росписи православного храма ему нет жесткого соответствия. В итоге оказалось, что это следующая по хронологии сцена, где Авраам устраивает для явившихся ангелов пиршество.

Реставрация фресок главного русского храма идет с 2017 года, ее планируют завершить в ближайшие годы. Работы ведутся при поддержке ПАО «Транснефть». Нынешний, третий этап реставрации монументальной живописи предполагает полный комплекс реставрационно-консервационных работ по фрескам южной части храма (южной стены, юго-восточного свода и юго-западной главы), а также раскрытие из-под записей древней живописи в дьяконнике собора.  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+