18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Успенский собор Московского Кремля открывает всё новые тайны

Пространство Успенского собора уже шестой год методично исследуется специалистами. Фото: Музеи Московского Кремля
Пространство Успенского собора уже шестой год методично исследуется специалистами.
Фото: Музеи Московского Кремля
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Древние фрески собора в конце XIX века оказались скрыты под смонтированным в то время иконостасом. Сейчас реставраторы шаг за шагом исследуют росписи, о которых прежде имелись только смутные представления и косвенные свидетельства

Во время реставрационных работ в Успенском соборе обнаружили еще несколько ранее неизвестных фресок, сообщает пресс-служба Музеев Московского Кремля. Находка была сделана в южной (правой) части главного иконостаса. После снятия икон там были открыты фрагменты стенописи, прежде недоступные для исследования и неведомые большинству специалистов. Хотя об их существовании было известно по письменным и графическим документам второй половины XIX века, смонтированный впоследствии иконостас скрыл всё.

Найденные сцены располагаются на западной грани южного алтарного столба, а также на стене старой соборной ризницы, находящейся в юго-восточной части храма за иконостасом. За иконами верхнего, праотеческого, яруса оказался небольшой по составу и очень редкий для древнерусского искусства цикл жития раскаявшейся блудницы преподобной Марии Египетской, в основе своей относящийся к 1643 году, периоду правления царя Михаила Романова. За иконами второго сверху яруса, пророческого, были открыты композиции, принадлежащие более раннему времени, XV или началу XVI века. Это часть композиции «Гостеприимство Авраама» и почти полностью сохранная сцена «Избиение младенцев в Вифлееме».

Успенский собор. Фото: Ludvig14/Wikimedia Commons
Успенский собор.
Фото: Ludvig14/Wikimedia Commons

Находка была ожидаемой: неисследованные росписи даже проступали из-под конструкций иконостаса. Однако добрались до них не сразу. Сначала, в 2020 году, были исследованы фрески, скрывавшиеся на северо-восточном (левом) столбе за иконостасом. Под иконами оказались скрыты нетронутые изображения святых, сцена с явлением Троицы Ветхозаветной коленопреклоненному Аврааму, на самом верху — медальон с изображением святого Антония Сийского, над ним — фигура архангела Гавриила из сцены Благовещения.

Тогда хранитель Успенского собора Алексей Барков рассказывал нашему изданию, что в музее уже предвкушают то, что увидят на втором столбе, когда до него дойдет очередь. Под Богоматерью на самом верху столба (напротив Гавриила) исследователи предполагали нечто, парное медальону с Антонием Сийским. Однако там оказался цикл с Марией Египетской и часть сцены «Происхождение Честных Древ».

Ученые задавались вопросом, что окажется напротив явления Троицы Ветхозаветной Аврааму под Мамврийским дубом, так как в системе росписи православного храма ему нет жесткого соответствия. В итоге оказалось, что это следующая по хронологии сцена, где Авраам устраивает для явившихся ангелов пиршество.

Реставрация фресок главного русского храма идет с 2017 года, ее планируют завершить в ближайшие годы. Работы ведутся при поддержке ПАО «Транснефть». Нынешний, третий этап реставрации монументальной живописи предполагает полный комплекс реставрационно-консервационных работ по фрескам южной части храма (южной стены, юго-восточного свода и юго-западной главы), а также раскрытие из-под записей древней живописи в дьяконнике собора.  

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+