18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Историко-культурная экспертиза: барьер или защита?

Автор текста
Дмитрий Смолев
Наличники одной из изб середины XIX века в Большесельском районе Ярославской области. Фото: Андрей Данилов/Ярославское областное отделение ВООПИиК
Наличники одной из изб середины XIX века в Большесельском районе Ярославской области.
Фото: Андрей Данилов/Ярославское областное отделение ВООПИиК

Новые инициативы Минстроя фактически отменяют ряд согласований, имеющих отношение к объектам культурного наследия и прежде необходимых. Историко-культурная экспертиза сочтена в них «дополнительным административным барьером»

Охрана культурного и исторического наследия — проблема традиционно сложная для России. Время от времени она обостряется: или в связи с хищением государственных средств, отпущенных на реставрацию, или из-за уничтожения девелоперами того или иного памятника, или из-за спорных решений властей. К бурным дискуссиям вокруг темы наследия на сей раз привели две инициативы, исходящие от исполнительной власти в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Хронологически первой из обсуждаемых инициатив стал законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Минстроем (опубликован на официальном портале нормативно-правовых актов 17 февраля 2022 года).

Одной из важнейших поправок в действующее законодательство, предлагаемых в документе, названа отмена государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) в определенных случаях.

А именно при получении разрешения на строительство и при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности. В этих указанных ситуациях достаточно будет одного лишь заключения государственной экспертизы проектной документации (ГЭПД) — по сути, ведомственной. Признается оптимальным принцип «одного окна» (ограничения числа участников при сборе документации), а историко-культурная экспертиза сочтена «дополнительным административным барьером», как сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Усадьба Пущино-на-Оке Московской области. Фрагмент. Съемка в апреле 2021 г. Фото: ВООПИиК, Москва
Усадьба Пущино-на-Оке Московской области. Фрагмент. Съемка в апреле 2021 г.
Фото: ВООПИиК, Москва

Вскоре появился и другой документ — тематически примыкающий к законопроекту, хотя и созданный в ином жанре. Одиннадцатого марта Федеральное автономное учреждение «Главгосэкспертиза России», подведомственное Минстрою РФ, выпустило приказ № 46 «О временном порядке проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Документ этот, сугубо служебный по статусу, описывает тот самый временный порядок проведения ГЭПД, который предусматривает облегчение и упрощение ряда действующих процедур. Приказу предшествовал мораторий на подготовку отрицательных заключений строительной экспертизы, объявленный вице-премьером правительства РФ Маратом Хуснуллиным.

Речь тут идет о том, что эксперты должны максимально содействовать продвижению новых строительных проектов, а не совать им палки в колеса.

Ряд согласований, прежде необходимых, фактически отменяется, в том числе в части, имеющей отношение к объектам культурного наследия (ОКН). Правда, в «Разъяснениях положений Временного порядка», выпущенных ведомством вслед за приказом, утверждается, что, несмотря на изменение схем, полномочий и сроков, само содержание экспертиз на строительство остается прежним и укладывается в действующее законодательство. В частности, по поводу историко-культурной экспертизы в «Разъяснениях» сказано, что она все же регулируется федеральным законом № 73-ФЗ, а «изменения в законодательство в части организации процедуры сохранения памятников истории и культуры при проектировании и строительстве объектов капитального строительства не вносились». И все бы ничего, но как раз такие изменения и предусмотрены законопроектом, о котором говорилось выше. Створки с лязгом смыкаются.

Примечательно, что упомянутый законопроект был опубликован еще до начала специальной военной операции на Украине, но уже 3 марта был внесен в Государственную Думу под № 80712-8 в качестве «антисанкционного». Приказ Главгосэкспертизы маркирован так же.

Возникшая конфигурация не могла не вызвать беспокойства у градозащитников.

Оба документа так или иначе, каждый по-своему, лоббируют интересы строительной отрасли, при этом отодвигая на задний план вопросы сохранения культурного наследия.

(Отметим, что в случае с приказом Главгосэкспертизы возникают у общественности и другие опасения, касающиеся безопасности строительства и экологии.)

Получается, что эти инициативы — новый закон (если он будет принят в нынешней редакции) и уже действующий ведомственный приказ — ставят под удар сложившуюся практику в части охраны культурного наследия. Причем с двух флангов одновременно. Законопроект предписывает полную отмену ГИКЭ в конкретных случаях (как раз в тех, которые весьма критичны в смысле состояния объектов и к тому же довольно многочисленны), а введенный приказом временный порядок подразумевает максимальную уступчивость экспертов буквально по всему спектру строительной документации. Благодать для застройщиков и кошмарный сон для градозащитников.

Интерьеры особняка А.П.Брюллова XVIII века. Санкт-Петербург. Фото: ВООПИиК, Санкт-Петербург
Интерьеры особняка А.П.Брюллова XVIII века. Санкт-Петербург.
Фото: ВООПИиК, Санкт-Петербург

Первые сейчас предпочитают помалкивать, а вторые бьют в набат, не без оснований полагая, что буквально на глазах рушится вся система защиты культурного и исторического наследия, которая закладывалась еще в советский период и развивалась до последнего времени. В частности, на портале «Хранители наследия» размещено заявление Координационного совета градозащитных организаций России, где дана недвусмысленная оценка законопроекта № 80712-8 как деструктивного и содержится призыв к правительству «отказаться от спешного принятия инициатив, которые нанесут непоправимый ущерб сложившейся системе государственного контроля сохранности историко-культурного наследия».

В число «подписантов» упомянутого заявления вошло и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). По нашей просьбе сложившуюся ситуацию прокомментировал Евгений Соседов, заместитель председателя этой организации.

Евгений Соседов, заместитель председателя ВООПИиК. Фото: Архив Евгения Соседова
Евгений Соседов, заместитель председателя ВООПИиК.
Фото: Архив Евгения Соседова

«Это началось давно и никогда не заканчивалось, — говорит Соседов, — но в последние годы идет просто массированное наступление на базовые принципы законодательства об охране памятников. Еще несколько лет назад правительство Московской области пыталось отменить историко-культурную экспертизу земельных участков перед строительством, и отчасти это удалось сделать. А сейчас пошло серьезное давление, касающееся и нового строительства, и вопросов реконструкции. В марте уже был принят закон, который позволяет правительству РФ самому определять, в каких случаях нужно, а в каких не нужно проводить историко-культурную и экологическую экспертизу. И от того же правительства исходит законопроект, который мы сейчас обсуждаем.

В нем заложены две главные опасности. Во-первых, это опасность для самих объектов капитального строительства, признанных памятниками, — в части их искажения при реконструкции и в части требований безопасности. Во-вторых, опасна отмена историко-культурной экспертизы при получении разрешения на строительство. Если новое строительство идет на смежных с памятником участках или же памятники только могут быть там выявлены, экспертиза необходима. Теперь эту „преграду“ предлагается ликвидировать.

Понятно, что историко-культурная экспертиза в наших реалиях тоже может быть коррупционным инструментом. Тем не менее даже в подобных случаях эта экспертиза является для нас источником сведений о проекте и дополнительным этапом возможного профессионального обсуждения. Она в силу закона подлежит публикации и процедуре общественного обсуждения. Можно заблаговременно изучить проект, узнать доводы экспертов, написать аргументированные замечания, а если они не приняты, существует возможность судебного оспаривания. При ведомственной строительной экспертизе ничего подобного нет. Без проведения ГИКЭ многие обстоятельства становятся известны только тогда, когда уже начата стройка».

В разговоре с The Art Newspaper Russia Евгений Соседов упомянул еще об одном готовящемся документе, который пока не получил должного резонанса, хотя, по мнению зампредседателя ВООПИиК, того заслуживает. Проект, подготовленный Министерством культуры и опубликованный в минувшем феврале, носит рабочее название «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Предполагается, что он должен быть утвержден постановлением правительства РФ.

«Это положение может уничтожить всякую территориальную охрану памятников и ландшафтов, — считает Евгений Соседов. — Документ предлагает сократить число видов объектов, для которых устанавливается зона охраны. Ограничивается и круг лиц, которые могут выступать заказчиками разработки таких зон. Предлагается ввести дополнительный барьер для разработки зон охраны в виде некоего разрешения органа охраны памятников. Положение это противоречит федеральным законам. Вместе с другими инициативами оно выглядит попыткой воспользоваться ситуацией для проталкивания решений, давно назревших внутри строительной отрасли». ВООПИиК уже направило свои многочисленные замечания и возражения разработчикам проекта «Положения», а также в правительство РФ.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+