18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мировой арт-рынок возвращается к доковидным показателям

Хун Гю Ким. «Галерея шимпанзе». 2020. Фото: High Art Paris
Хун Гю Ким. «Галерея шимпанзе». 2020.
Фото: High Art Paris

Согласно данным, опубликованным в шестом выпуске ежегодного отчета Art Basel и UBS — Global Art Market Report, общий оборот произведений искусства в мире составил примерно $65,1 млрд в 2021 году

Мировой объем продаж искусства и предметов старины в 2021 году постепенно восстанавливался после пандемии, однако происходило это неравномерно. Об этом говорится в отчете о состоянии рынка искусства, подготовленном Art Basel и UBS.

Глобальный оборот искусства в прошлом году составил $65,1 млрд, что на 29% больше, чем в 2020-м, и даже выше показателей удачного по всем параметрам допандемийного 2019 года ($64,1 млрд). В Азии продажи произведений искусства продолжают расти, в то время как доля Великобритании на арт-рынке сокращается до исторического минимума из-за продолжающихся проблем, связанных с Brexit. Также заметен перекос в сторону крупных игроков и супердорогого искусства: в то время как выручка ключевых аукционных домов и дилеров самого высокого уровня продолжает увеличиваться, мелкие галереи и аукционные дома, работающие в среднем и нижнем ценовом сегменте, так и не оправились от последствий пандемии.

«По мере того как спрос и продажи снова набирали обороты, стало ясно, что сдвиг в сторону онлайн-торговли практически не изменил иерархии рынка и элитный сегмент снова начал отдаляться от остального рынка», — пишет автор отчета, доктор Клэр Макэндрю. Речь идет о том, что тяжеловесы рынка — около десятка аукционных домов и галерей — продают работы порядка сотни самых известных художников за миллионы долларов. Эти продажи устанавливают рекорды, и новости о них попадают на страницы мировой прессы, формируют тренды, которые потом находят отражение в ежегодных отчетах Art Basel и UBS и им подобных, однако все это мало влияет на деятельность скромных тружеников арт-рынка. В силу того, что ковидные ограничения, принятые в 2020 году, в значительной степени были продлены и в 2021-м, больше всего (на 47%, до $26,3 млрд) продажи выросли у аукционных домов, которые на протяжении десятилетий внедряли и совершенствовали онлайн-торги, что позволило им легче и быстрее перейти на новую бизнес-модель. Сюда же можно добавить частные продажи через аукционные дома — сделки, к которым коллекционеры все чаще прибегали в период нестабильности. Это еще $4,1 млрд — на 32% больше, чем в предыдущем году.

Art Basel Miami Beach. 2021. Фото: Art Basel
Art Basel Miami Beach. 2021.
Фото: Art Basel

Тем временем галереи и арт-дилеры серьезно сдали свои позиции за время пандемии из-за постоянных отмен и переносов ярмарок по всему миру и многократно увеличившейся стоимости транспортировки произведений искусства. Несмотря на это, продажи галерей все-таки выросли на 18%, до примерно $34,7 млрд, но так и не достигли уровня 2019 года. Согласно опросу, проведенному Макэндрю, 61% респондентов из 774 галеристов сообщили об увеличении объема продаж по сравнению с 2020 годом, 13% отметили стабильность показателей, 26% пожаловались на спад. Те, у кого годовой оборот составляет от $5 млн до $10 млн, продемонстрировали наибольший рост (35%); мелкие дилеры с оборотом менее $250 тыс. выросли всего на 6%.

Распределение по странам

Рынок искусства США в 2021 году уверенно восстановился: продажи произведений искусства выросли на 33% и составили чуть более $28 млрд, это немногим меньше рекордных $30 млрд в 2018-м. В результате американский рынок сохранил лидирующие позиции, а доля этой страны на мировом рынке увеличилась до 43%. В США по-прежнему больше всего миллиардеров (220 млн человек); вторым по их числу оказался Большой Китай (материковый Китай и Гонконг) — 5,8 млн человек.

Китай сохранил долю рынка на уровне 20% и стал вторым по величине рынком искусства, опередив Великобританию. Согласно отчету, с 2020 года в Китае открылось не менее 25 новых аукционных предприятий, а в 2021-м появилось около 30 новых галерей с собственными выставочными площадками и не менее 7 новых художественных учреждений. Оборот арт-рынка в Большом Китае вырос за прошлый год на 35% — до $13,4 млрд, хотя это по-прежнему на треть меньше показателя 2011 года, когда китайский рынок искусства был на пике.

Полотно «Империя света» (1961) Рене Магритта ушло на аукционе Sotheby’s в Лондоне за $79,8 млн, что делает его самой дорогой картиной, когда-либо проданной в Европе, и рекордной для автора. Фото: Sotheby’s
Полотно «Империя света» (1961) Рене Магритта ушло на аукционе Sotheby’s в Лондоне за $79,8 млн, что делает его самой дорогой картиной, когда-либо проданной в Европе, и рекордной для автора.
Фото: Sotheby’s

Замыкает тройку лидеров Великобритания. Из-за продолжающихся сложностей, связанных с выходом из состава Европейского союза, объем продаж произведений искусства здесь достиг $11,3 млрд, что является самым низким показателем за десятилетие. Исторически Лондон сильно зависел от импорта произведений искусства, а также от сезонного притока иностранных покупателей. В прошлом году импорт снизился еще на 18%, в результате чего он сократился почти вдвое по сравнению с благополучным 2019 годом. «Топовые произведения искусства постепенно мигрируют в сторону Нью-Йорка и Гонконга», — прокомментировала Клэр Макэндрю ситуацию для The Art Newspaper. Она отмечает, что онлайн-аукционы позволяют одновременно покупать и продавать на разных рынках. «Работа может быть продана в Гонконге, но сделка будет зарегистрирована где-либо еще, если продавец того пожелает. У людей будет все больше и больше выбора в отношении того, где покупать и продавать».

Из-за того, что Великобритания ощутимо сдала свои позиции на арт-рынке, выиграли не только центры торговли в США и Азии, но и локальные европейские рынки, прежде всего Франция и Германия. После падения в 2020 году более чем на 30% в 2021-м продажи во Франции выросли, увеличившись на 50%, до $4,7 млрд (это самый высокий показатель за десять лет).

Цифровое искусство и NFT

Онлайн-продажи в прошлом году в целом выросли на 7%, составив примерно $13,3 млрд, хотя в процентном соотношении это меньшая доля рынка, чем $12,4 млрд в 2020-м, когда они составляли четверть от общего оборота.

Появился в отчете и новый раздел — NFT-искусство, о котором так много говорили в прошлом, 2021 году. Макэндрю отмечает, что это рынок в высшей степени спекулятивный: произведения NFT-арта находятся в собственности чуть более месяца, прежде чем их перепродают. Рынок NFT, связанных с искусством, вырос более чем в 100 раз в 2021 году до суммы в $2,6 млрд. Большая часть этих денег была заработана за пределами традиционных каналов аукционных домов и галерей.

Насколько NFT-арт — длинный тренд, покажет время. В отчете освещаются некоторые юридические проблемы, связанные с NFT, в том числе «фиктивная торговля» (искусственное увеличение стоимости предмета за счет участия в обеих сторонах транзакции), отмывание денег и кража интеллектуальной собственности. Пока что эти проблемы, кажется, не слишком волнуют коллекционеров: в 2021 году 74% опрошенных коллекционеров традиционного искусства с высоким уровнем дохода (HNW) приобрели художественные NFT со средней стоимостью $9 тыс. каждый.

Jim Lamble. Фото: An Art Basel & UBS Report
Jim Lamble.
Фото: An Art Basel & UBS Report

В целом рынок цифрового искусства растет прежде всего за счет молодых коллекционеров. С точки зрения стоимости доминировать продолжают традиционные произведения искусства, а на цифровое искусство в прошлом году пришлось лишь 11% расходов коллекционеров с высоким уровнем дохода. Свыше половины опрошенных состоятельных коллекционеров (56%) сообщили о своем намерении приобретать цифровое искусство в 2022 году; больше всего таких оказалось среди коллекционеров-миллениалов (61%), а территориально — на Тайване (71%), в Сингапуре (62%) и в Великобритании (61%).

Российско-украинский кризис

Влияние на арт-рынок спецоперации российских Вооруженных сил на Украине и последовавшие за ее началом санкции в отношении России и представителей российского крупного бизнеса также затронуты в отчете Art Basel и UBS. Помимо экономических последствий, которые, вероятно, будут далекоидущими, пока неясно, как санкции в отношении российских олигархов повлияют на спрос на произведения искусства, а также регулирование арт-рынка. В отчете, в частности, поднимается вопрос о том, будут ли использоваться юридические лазейки, позволяющие инвестировать тем, кто оказался под санкциями (например, в NFT).

По мнению Клэр Макэндрю, повышение цен на нефть и рост инфляции могут и будут побуждать к тому, чтобы вкладывать деньги в произведения искусства, однако в целом нынешняя атмосфера на арт-рынке тягостная. «Мы уже наблюдали подобное после мирового финансового кризиса, когда казалось, что сейчас неподходящее время для действительно дорогих покупок или для того, чтобы публично рассказывать о том, что вы только что приобрели, — говорит она. — В 2021 году царил оптимизм — в первые месяцы 2022 года настроение резко изменилось».

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+