18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s отчитались о результатах года

Альберто Джакометти. «Нос». Продано на Sotheby's за $78,4 млн. Фото: Sotheby's
Альберто Джакометти. «Нос». Продано на Sotheby's за $78,4 млн.
Фото: Sotheby's

Они смогли еще больше увеличить оборот. Вперед вырвался Sotheby’s, и не только за счет цифрового искусства и онлайн продаж. В обороте обоих принципиально важными оказались произведения NFT: и сами их продажи, и привлеченные из криптосферы покупатели

Главные аукционные дома мира смогли еще увеличить свои, казалось бы, и так невероятные цифры оборота. В 2021 году Christie’s продал искусства на $7,1 млрд, а Sotheby’s — на $7,3 млрд, вырвавшись вперед впервые за последние годы.

У Sotheby’s годовой итог сложился из $6 млрд аукционного оборота и $1,3 млрд частных, внеаукционных продаж. Количество сделок в рамках от $5 млн до $50 млн выросло у этого аукционного дома чуть ли не вдвое (с 91 в 2020 году до 158 в 2021 году). Самым активным, как и все предыдущее десятилетие, остается раздел искусства ХХ века и современного искусства: на его долю приходится $4,3 млрд суммарного оборота дома. Однако не за счет сокращения доли старых мастеров — этот раздел тоже вырос, показав лучший результат за десятилетие.

Продажа коллекции Джона Мэриона проходила в гибридном формате одновременно в нескольких городах и принесла Sotheby's $150 млн. Фото: Sotheby's
Продажа коллекции Джона Мэриона проходила в гибридном формате одновременно в нескольких городах и принесла Sotheby's $150 млн.
Фото: Sotheby's

Большинство торгов Sotheby’s проходило в гибридном формате — онлайн и в залах одновременно. Интересно, что, когда, казалось бы, вся активная деятельность должна была уйти в интернет, аукционный дом решил открыть новые территориальные представительства — и не прогадал. В 2021 году заработали отделения в Кельне и Лос-Анджелесе, дополнительный зал частных продаж открылся в Монако и прошли специальные торги в Лас-Вегасе и французском Боне. Физический контакт с произведениями искусства остается важнейшим, и теперь аукционный дом сможет привозить произведения ближе к покупателям (которые прежде сами ехали в Нью-Йорк или Лондон). Важным символом связи физического и цифрового стала покупка скульптуры Диего Джакометти «Нос» за $78,4 млн Джастином Саном, 29-летним миллионером, владельцем криптоплатформы Tron. Среди других рекордов Sotheby’s — $92,2 млн за «Портрет молодого человека с медальоном» Боттичелли, $84,5 млн за «Триптих» Фрэнсиса Бэкона, $82,5 млн за «Номер 7» Марка Ротко и $70,4 млн за «Пруд с кувшинками» Клода Моне.

Клод Моне. «Пруд с кувшинками». Продано на Sotheby's за $70,4 млн. Фото: Sotheby's
Клод Моне. «Пруд с кувшинками». Продано на Sotheby's за $70,4 млн.
Фото: Sotheby's

Christie’s также вышел на более высокие, чем до пандемии, рубежи. Живые и онлайн-торги принесли аукционному дому $5,4 млрд, частные продажи — $1,7 млрд. Christie’s установил самые высокие цены этого года: полотно Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мари-Терез») продано за $103,4 млн (это единственная работа дороже $100 млн в 2021 году); «В этом случае» Жан-Мишеля Баскиа ушло с молотка за $93,1 млн; самым дорогим произведением здравствующей художницы стала «Тыква» Яёи Кусамы — $8,18 млн. Продав «Первые 5000 дней» художника Бипла (Beeple) за $69 млн, Christie’s вышел в лидеры аукционного рынка продаж NFT. Шедевр Гюстава Кайботта «Молодой мужчина у окна» за рекордные для художника $53 млн был куплен Музеем Гетти, и это самое дорогое музейное приобретение уходящего года.

Продажа полотна Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мари-Терез») за $103,4 млн на Christie's стала рекордом года. Фото: © Christie’s Images Limited 2021
Продажа полотна Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мари-Терез») за $103,4 млн на Christie's стала рекордом года.
Фото: © Christie’s Images Limited 2021

Оба аукционных дома отмечают возросшее число новых клиентов, впервые принявших участие в торгах в этом году. В обороте обоих принципиально важны произведения NFT: и сами их продажи, прибавившие немало миллионов к итоговым результатам, и привлеченные из криптосферы покупатели, которые, может быть, впервые обратили внимание на искусство в физическом мире.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+