Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s отчитались о результатах года

Альберто Джакометти. «Нос». Продано на Sotheby's за $78,4 млн. Фото: Sotheby's
Альберто Джакометти. «Нос». Продано на Sotheby's за $78,4 млн.
Фото: Sotheby's

Они смогли еще больше увеличить оборот. Вперед вырвался Sotheby’s, и не только за счет цифрового искусства и онлайн продаж. В обороте обоих принципиально важными оказались произведения NFT: и сами их продажи, и привлеченные из криптосферы покупатели

Главные аукционные дома мира смогли еще увеличить свои, казалось бы, и так невероятные цифры оборота. В 2021 году Christie’s продал искусства на $7,1 млрд, а Sotheby’s — на $7,3 млрд, вырвавшись вперед впервые за последние годы.

У Sotheby’s годовой итог сложился из $6 млрд аукционного оборота и $1,3 млрд частных, внеаукционных продаж. Количество сделок в рамках от $5 млн до $50 млн выросло у этого аукционного дома чуть ли не вдвое (с 91 в 2020 году до 158 в 2021 году). Самым активным, как и все предыдущее десятилетие, остается раздел искусства ХХ века и современного искусства: на его долю приходится $4,3 млрд суммарного оборота дома. Однако не за счет сокращения доли старых мастеров — этот раздел тоже вырос, показав лучший результат за десятилетие.

Продажа коллекции Джона Мэриона проходила в гибридном формате одновременно в нескольких городах и принесла Sotheby's $150 млн. Фото: Sotheby's
Продажа коллекции Джона Мэриона проходила в гибридном формате одновременно в нескольких городах и принесла Sotheby's $150 млн.
Фото: Sotheby's

Большинство торгов Sotheby’s проходило в гибридном формате — онлайн и в залах одновременно. Интересно, что, когда, казалось бы, вся активная деятельность должна была уйти в интернет, аукционный дом решил открыть новые территориальные представительства — и не прогадал. В 2021 году заработали отделения в Кельне и Лос-Анджелесе, дополнительный зал частных продаж открылся в Монако и прошли специальные торги в Лас-Вегасе и французском Боне. Физический контакт с произведениями искусства остается важнейшим, и теперь аукционный дом сможет привозить произведения ближе к покупателям (которые прежде сами ехали в Нью-Йорк или Лондон). Важным символом связи физического и цифрового стала покупка скульптуры Диего Джакометти «Нос» за $78,4 млн Джастином Саном, 29-летним миллионером, владельцем криптоплатформы Tron. Среди других рекордов Sotheby’s — $92,2 млн за «Портрет молодого человека с медальоном» Боттичелли, $84,5 млн за «Триптих» Фрэнсиса Бэкона, $82,5 млн за «Номер 7» Марка Ротко и $70,4 млн за «Пруд с кувшинками» Клода Моне.

Клод Моне. «Пруд с кувшинками». Продано на Sotheby's за $70,4 млн. Фото: Sotheby's
Клод Моне. «Пруд с кувшинками». Продано на Sotheby's за $70,4 млн.
Фото: Sotheby's

Christie’s также вышел на более высокие, чем до пандемии, рубежи. Живые и онлайн-торги принесли аукционному дому $5,4 млрд, частные продажи — $1,7 млрд. Christie’s установил самые высокие цены этого года: полотно Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мари-Терез») продано за $103,4 млн (это единственная работа дороже $100 млн в 2021 году); «В этом случае» Жан-Мишеля Баскиа ушло с молотка за $93,1 млн; самым дорогим произведением здравствующей художницы стала «Тыква» Яёи Кусамы — $8,18 млн. Продав «Первые 5000 дней» художника Бипла (Beeple) за $69 млн, Christie’s вышел в лидеры аукционного рынка продаж NFT. Шедевр Гюстава Кайботта «Молодой мужчина у окна» за рекордные для художника $53 млн был куплен Музеем Гетти, и это самое дорогое музейное приобретение уходящего года.

Продажа полотна Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мари-Терез») за $103,4 млн на Christie's стала рекордом года. Фото: © Christie’s Images Limited 2021
Продажа полотна Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мари-Терез») за $103,4 млн на Christie's стала рекордом года.
Фото: © Christie’s Images Limited 2021

Оба аукционных дома отмечают возросшее число новых клиентов, впервые принявших участие в торгах в этом году. В обороте обоих принципиально важны произведения NFT: и сами их продажи, прибавившие немало миллионов к итоговым результатам, и привлеченные из криптосферы покупатели, которые, может быть, впервые обратили внимание на искусство в физическом мире.

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Полотно Анны Лепорской «Три фигуры», пострадавшее от рук вандала прямо на выставке в Екатеринбурге, уже находится на реставрации. Остальные произведения обезопасили, установив защитные экраны
14.01.2022
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+