18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Молодые и богатые коллекционеры из Азии ставят на искусство

№95
Материал из газеты

Новое поколение стало самыми активными покупателями на международных аукционах. Они выросли уже в цифровом мире и с удовольствием тратят деньги в интернете

Теперь официально: покупатели из Азии больше всех тратят на аукционах. Об этом сообщил аукционный дом Christie’s, переводящий свою гонконгскую штаб-квартиру в офис площадью 4,7 тыс. кв. м в башне по проекту архитектурного бюро Захи Хадид, открытие которой должно состояться в 2024 году. В последние годы Christie’s утверждал, что покупатели из США, Европы и Азии генерировали приблизительно по трети его продаж. Однако в первом полугодии 2021 года клиенты из Азии потратили более $1 млрд, что составляет рекордные 39% оборота аукционного дома.

На фоне стремительно растущего спроса со стороны коллекционеров из Азии не остался в стороне и Phillips — теперь он проводит в Гонконге совместные торги с Poly Auction, китайским аукционным домом в государственной собственности. Sotheby’s перевел в Гонконг главу отдела современного искусства Алекса Бранчика из Лондона и специалиста по NFT Макса Мура из Нью-Йорка, чтобы они занимались наращиванием объема продаж.

По данным рейтинга самых богатых людей мира Forbes — 2021, в марте в Китае было 626 миллиардеров, что на 62% больше, чем в 2020 году. Если прибавить к ним 71 миллиардера из Гонконга (плюс еще 1 из Макао), выходит, что в Большом Китае всего лишь на 26 миллиардеров меньше, чем в США. А еще есть Япония (49), Тайвань (47), Южная Корея (43) и Сингапур (27). Согласно оценке Всемирного банка, в 2021 году ВВП Китая вырастет на 8,5%.

Коллекционеров из Азии больше всего интересует зарубежное современное искусство, в особенности произведения пользующихся спросом восходящих звезд. Доказательством тому служат случаи, когда произведения продаются за суммы, в разы превышающие эстимейт, как было с купленными в этом году в Гонконге портретом 2018 года кисти ганского художника Амоако Боафо за $1,1 млн и абстрактной работой 2019 года британско-нигерийской художницы Джаде Фадоджутими за $730,7 тыс. Почему покупатели из Азии платят за подобные работы вдесятеро дороже их галерейной цены? «Дело в желании приобрести таким образом западный стиль жизни. Многие хотят этого и не готовы откладывать. Если они достаточно богаты, зачем им становиться в лист ожидания западных галерей? — говорит Браун, добавляя, что эти суммы в целом отражают высокий ценовой уровень гонконгских аукционов. — В Азии более развита спекулятивная культура риска… они хотят делать на искусстве деньги».

Кроме того, эти коллекционеры из Азии, как правило, моложе западных коллег. «Это представители поколения 30–40-летних, иногда даже 20-летних», — рассказывает Юки Терасе, бывшая глава отдела современного искусства Sotheby’s в Азии, недавно покинувшая аукционный дом после десятилетия работы над расширением его клиентской базы. По ее мнению, новая волна коллекционеров из Азии делится на две категории. «Часть из них — добившиеся всего самостоятельно деятельные предприниматели, например IT-миллиардеры, другие — богатые во втором или третьем поколении. Искусство — это трофеи, которыми они хвастают в социальных сетях. Им нужны новые имена. Они хотят позиционировать себя открывателями молодых талантов», — считает Терасе.

Коллекционеры из Азии находят, покупают и выкладывают эти трофеи главным образом при помощи мобильных телефонов. Дорогостоящие произведения искусства регулярно приобретаются без офлайн-просмотра на прямых трансляциях аукционов и онлайн-торгах, а также у дилеров через Instagram. «Они используют для общения телефон. Не думаю, что они сидят перед компьютерами или ноутбуками. У меня даже нет электронных адресов большинства из них», — рассказывает Терасе. Молодые и очень занятые азиатские коллекционеры задолго до пандемии привыкли покупать искусство, которое никогда не видели вживую.

Тот факт, что ориентированные на цифровые технологии коллекционеры, по-видимому, все меньше нуждаются в физическом взаимодействии с искусством, может оказать серьезное влияние на само искусство. Если искусство — это всего лишь jpeg, которым можно похвалиться на экране телефона, то какой смысл в дорогих физических пространствах галерей и аукционных домов? Например, NFT прекрасно подходят для культуры коллекционирования, в которой физическое существование предмета коллекционирования рассматривается, скорее, как неудобство.

«Азиатские коллекционеры активно используют криптотехнологии, и им близки цифровое искусство и NFT, — объясняет Дэниел Лангер, преподаватель стратегий в секторе роскоши в Pepperdine Graziadio Business School в Лос-Анджелесе. — Это часть более широкого тренда элитного коллекционирования и инвестиций, характерного для поколения Z. Цифровое искусство легко хранить и продавать».

С точки зрения аукционных домов и галерей, гигантский рынок, который представляет собой Азия, и в частности Китай, практически лишен недостатков — особенно пока они думают о повышении прибылей, а не о демократии, правах человека и использовании Китаем «отвлекающего» капитализма.

«В Китае и в целом в Азии традиция коллекционирования искусства куда древнее, чем на Западе. Коллекционирование искусства всегда было способом демонстрировать богатство и накапливать богатство — два аспекта, в которых остро нуждается новый средний класс Китая», — объясняет художник Ай Вэйвэй, бесстрашный критик авторитарного режима в родной стране. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+