18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рязань – от древнего Кремля до обиталищ великих русских писателей

Здание бывшего летнего клуба Благородного собрания в Рязани. Начало 1900-х. Фото: Наталья Николаева/Фотобанк Лори
Здание бывшего летнего клуба Благородного собрания в Рязани. Начало 1900-х.
Фото: Наталья Николаева/Фотобанк Лори
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Хотя город не включен в туристический маршрут «Золотое кольцо России», его значение для культуры забыть трудно. Чего стоят подлинный кремль XVI–XVII веков, родовое гнездо академика Павлова и знаменитые есенинские дали села Константиново

Нынешняя Рязань — город древний, но вовсе не тот, который местный люд пытался оборонять от Батыева войска и за разорение которого мстил врагам Евпатий Коловрат. От разгрома, учиненного захватчиками в 1237 году, изначальная Рязань так и не оправилась — городище было заброшено, и лишь в XX веке там плотно обосновались археологи. А столично-княжеские функции отошли к Переяславлю-Рязанскому, в полусотне километров выше по Оке. Город так и носил свое исконное название вплоть до 1778 года, когда Екатерина Великая переименовала его в Рязань. Мол, не пропадать же легендарному топониму.

Впрочем, эта нео-Рязань все равно старше Москвы: годом ее основания считается 1095-й. Никаких построек ни домонгольского, ни золотоордынского времени здесь не сохранилось, хотя все же имеется руко­творный памятник той былинной эпохи — земляной вал кремля. Сам кремлевский ансамбль поновее, он сложился в XV–XIX веках на месте прежнего детинца. Достопримечательность эта невелика размером, зато живописна и ухоженна. Вполне себе сказочный городок, но не фантазийно-новодельный, а во многом действительно исторический. Чтобы подчеркнуть это, некоторым сооружениям даны летописно-романтические имена: Певческий корпус, Гостиница черни, Дворец Олега (правда, знаменитый рязанский князь Олег Иванович, соперник московита Дмитрия Донского, скончался за два с половиной столетия до постройки здания, однако туристическому неймингу это не помешало). Здесь людно даже в будни.

Дворец Олега — памятник архитектуры XVII–XIX веков в Рязанском кремле. Фото: Natalia Sidorova/Фотобанк Лори
Дворец Олега — памятник архитектуры XVII–XIX веков в Рязанском кремле.
Фото: Natalia Sidorova/Фотобанк Лори

Что ж, хотя при въезде в город и установлена инсталляция в виде парашюта, сообщающая о том, что «Рязань — столица ВДВ», все-таки это лишь часть местного эйдоса. Даже не главная. Скажем, в старинном здании, где обосновался Музей истории Воздушно-десантных войск, примыкающий к одноименному училищу, когда-то размещалась духовная семинария. Парад военной техники у входа не затмевает архитектурных красот в духе классицизма. В этой семинарии, между прочим, учился великий физиолог Иван Павлов — и даже отзывался о ней как о заведении весьма свободном и разностороннем.

Неподалеку расположен и дом семейства Павловых. Имя всемирно знаменитого академика, нобелевского лауреата было окружено в СССР особым почетом, так что его родовое гнездо сохранено или частично воссоздано с бережностью — с подлинными предметами и оригинальной планировкой. Усадьбу можно рассматривать и как аутентичный музей дореволюционного семейного быта.

Но вообще-то без персональных акцентов культурный ландшафт Рязани выглядел бы очень неполным. Так уж вышло, что славу городу приносили в основном не институции, а отдельные фигуры. Поэтому ни один гид не обходится здесь без упоминаний о Салтыкове-Щедрине, Семенове-Тян-Шанском, Циолковском, Есенине, Солженицыне.

Рязанский кремль. Певческий корпус. Середина XVII века. Фото: Татьяна Юни/Фотобанк Лори
Рязанский кремль. Певческий корпус. Середина XVII века.
Фото: Татьяна Юни/Фотобанк Лори

Последний, к слову, удостоен мемориальных почестей относительно недавно. В 2019 году на Николодворянской улице (на картах — все еще Ленина) открылся музейный центр имени писателя-диссидента. Заведение получилось основательным, хотя и не без странностей. Дело в том, что дом этот исторически привязан к имени совсем другого писателя, упомянутого Михаила Салтыкова-Щедрина, рязанского вице-губернатора. Здесь он квартировал целых два года, а вот Солженицын — ни одного дня. И теперь вдруг они делят общее музейное пространство, причем отнюдь не по-братски: второму отдан добрый десяток залов, а первому — единственный закуток. Причем по соседству с ним приютились мемории еще нескольких рязанских писателей, пониже рангом. Другого музея у Салтыкова-Щедрина в городе нет, у Солженицына тоже — зато сохранился дом, где Александр Исаевич в действительности провел десять лет своей послелагерной жизни. И дом этот по-прежнему жилой. Таковы местные реалии.

В том же районе города, к которому относятся щедринско-солженицынские адреса, в немалом количестве до наших дней дошла старинная деревянная застройка. Есть буквально шедевры, как в случае с летним клубом Благородного собрания — теперь это Центр народного творчества. Просторное двухэтажное здание рядом с городским парком возвели в начале 1900-х годов. Вроде бы типичная для своего времени стилевая эклектика, но выглядит она на удивление цельно и изысканно.

Сходные ощущения вызывают и другие объекты деревянного зодчества. Похоже, ими тут занимаются, погибнуть не дают — по крайней мере тем, которые стоят на виду или имеют краеведческий бэкграунд. Вот, скажем, один из домов на Вознесенской улице (лишенный ярких архитектурных достоинств, честно говоря, но милый, берущий за душу) сейчас реставрируется. Мемориальная доска гласит, что некогда здесь жил Лаврентий Загоскин, исследователь Аляски. Табличка на той же стене извещает, что со временем в усадьбе откроется Музей Русской Америки — ни больше ни меньше. Кстати, почему-то именно в сухопутной Рязани родились или проживали многие выдающиеся мореплаватели. Ищите их списки на сайте Рязанского музея путешественников — есть тут и такой.

Успенский кафедральный собор Рязанского кремля. XVI–XVII вв. Фото: Михаил Марковский/Фотобанк Лори
Успенский кафедральный собор Рязанского кремля. XVI–XVII вв.
Фото: Михаил Марковский/Фотобанк Лори

Про архитектурный классицизм мы уже упоминали. Здание семинарии далеко не единственный его образец, еще один пример — бывший пансион для дворянских детей. Великолепный чертог, спроектированный кем-то из круга Матвея Казакова, занимает Рязанский областной художественный музей имени Ивана Пожалостина. Здешняя коллекция не то чтобы феноменальная, но добротная и занимательная. Структура ее похожа на ряд других собраний с областным статусом, однако имеются свои важные акценты, например отличные портреты кисти Василия Тропинина, а также звучный Серебряный век с работами Павла Кузнецова, Николая Сапунова, Мартироса Сарьяна.

Сугубо рязанская спе­цифика возникает ближе к финальным залам — там, где сюжеты, запечатленные художниками из недавнего советского прошлого. И маркирует эту спе­цифику прежде всего образ Есенина. Необходимо осознать: без него рязанский край постичь не получится. Незачем сопротивляться неизбежному. Село Константиново ждет всех и всегда.  


Рязанский областной художественный музей

Рязанский областной художественный музей. Фото: Рязанский областной художественный музей
Рязанский областной художественный музей.
Фото: Рязанский областной художественный музей

В 1913 году местные художники и другие представители интеллигенции начали собирать общественную коллекцию искусства, и уже в 1915-м музей открылся для посещения. Большой вклад в его становление внес профессор Императорской академии художеств Иван Пожалостин (его имя присвоено учреждению в конце ­1990-х). С 1980 года музей занимает роскошное классицистическое здание на улице Свободы — бывший пансион для дворянских детей. Здешние фонды не огромны (12 тыс. экспонатов), но разнообразны и весьма привлекательны.

Рязань, ул. Свободы, 57


Музей-заповедник Сергея Есенина

Музей-заповедник Сергея Есенина. Фото: Музей-заповедник Сергея Есенина
Музей-заповедник Сергея Есенина.
Фото: Музей-заповедник Сергея Есенина

Самая знаменитая и популярная достопримечательность рязанской земли — село Константиново на Оке, родина поэта. В роли музея здесь выступает довольно большая территория, включающая природные просторы. А началась история заповедника в 1965 году, когда была музеефицирована изба семейства Есениных. Теперь посетителей принимает целый музейный комплекс из старых и новых построек. Культ Сергея Есенина в этом месте абсолютен, однако контекстная информация позволяет узнавать не только о нем одном.

Рязанская область, село Константиново


Музейный центр имени Солженицына

Музейный центр имени Солженицына. Фото: Музейный центр имени Солженицына
Музейный центр имени Солженицына.
Фото: Музейный центр имени Солженицына

Этот особняк 1804 года постройки в разные времена звался по-разному: дом Друкерта, дом Морозовых, дом Обороны, дом Салтыкова-Щедрина. Последний жил здесь на протяжении двух лет, но появившийся в итоге музей посвящен другому писателю. К 100-летию Александра Солженицына в особняке открылся музейный центр его имени — не единственный в России, зато самый большой. Правда, к этой персональной экспозиции добавлен еще ряд мемориальных писательских уголков, что придает учреждению коммунальный оттенок.

Рязань, Николодворянская ул., 24/42


Музей-усадьба академика Павлова

Музей-усадьба академика Павлова. Фото: Музей-усадьба академика Павлова
Музей-усадьба академика Павлова.
Фото: Музей-усадьба академика Павлова

Гениальный физиолог Иван Павлов был личностью уникальной, но музей, устроенный в доме его детства, рассказывает больше о типичном, бытовом и сословном. Многочисленное семейство священника Петра Дмитриевича Павлова жило по обычаям своего времени и социального круга, что и нашло отражение в экспозиции. Важная особенность — благодаря посмертному почитанию фигуры ученого мемориальный статус получил не только дом, но и вся усадьба в целом; это придает музею достоверности и убедительности.

Рязань, ул. Павлова, 25

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+