Мумии вернулись в Пушкинский с новыми лицами

Мумия женщины в пеленах и картонажной маске. Египет, Фаюмский оазис, Хавара. I в. н. э. Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Мумия женщины в пеленах и картонажной маске. Египет, Фаюмский оазис, Хавара. I в. н. э. Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Специалисты из Курчатовского института помогли музейщикам разобраться, кто и что на самом деле находится в древних пеленах. Результаты исследований представляет ГМИИ им. А.С.Пушкина на выставке «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия»

Выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина показывает не только то, что прежде никогда не покидало запасников, но и то, что таилось буквально внутри экспонатов вроде бы известных. Подобной по размаху экспозиции в музее не было последние 20 лет. На выставке сосредоточены находки и открытия, сделанные в рамках мультидисциплинарного проекта, в котором участвовали искусствоведы и историки, антропологи и судебные медики. Основой стали исследования, проведенные в московском Курчатовском институте.

В 2015 году в институте, имеющем статус национального исследовательского центра, начали развивать новое направление исторического материаловедения, была создана лаборатория естественно-научных методов в гуманитарных науках. Первым стало сотрудничество с Историческим музеем, потом с помощью уникальных научных приборов института были изучены хранящиеся в Пушкинском трофейные бронзовые скульптуры эпохи Возрождения — «Иоанн Креститель» и «Танцующий Амур», сильно пострадавшие от огня (целью было оценить их внутреннюю структуру). На исследование мумий из собрания того же музея потребовалось почти пяти лет усилий.

Вид экспозиции «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вид экспозиции «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В ГМИИ хранится десять мумий взрослых людей (по большей части в саркофагах), мумия ребенка, еще несколько фрагментов человеческих мумий и мумии различных животных. Пути их поступления в коллекцию различны: из собрания основателя русской школы египтологии Владимира Голенищева, из Музея-института классического Востока, существовавшего с 1918 по 1924 год в помещении Исторического музея, из Антропологического музея Московского университета и других источников.

«В России подробные исследования предприняты впервые. В Музее-институте классического Востока в 1923 году были сделаны рентгеновские снимки двух мумий, которые потом поступили в наш музей, — говорит куратор выставки, заведующая отделом Древнего Востока ГМИИ Ольга Васильева. — Попытки узнать, что у мумий внутри, делались во всем мире начиная с XIX века, когда их разворачивали и тем самым разрушали. Современные методы КТ позволили нам изучить методы пеленания (а это принципиально важно для датировки), как лежит скелет, сложены ли у него руки крест-накрест или вытянуты вдоль тела, вложены ли внутрь амулеты, а также установить, чем болели и от чего умерли эти древние египтяне».

Саркофаг мумиеобразный египтянки Ташет. Египет, Ахмим или Фивы. III-I вв. до н.э. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Саркофаг мумиеобразный египтянки Ташет. Египет, Ахмим или Фивы. III-I вв. до н.э.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Мумии со всеми предосторожностями, в специальных футлярах перевози­ли в Курчатовский институт, где сначала опробовали на них метод МРТ (магнитно-резонансная томография), но из-за того, что ткани сильно высушены, он оказался неэффективен. Тогда применили ПЭТ-КТ (позитронно-эмиссионная томография, совмещенная с компьютерной томографией). Рассматривая послойные снимки томографии, специалисты пришли к поразительным выводам. Кроме того, у сильно разрушенных мумий из запасников музея были взяты образцы костного материала.

Оказалось, что все мумии находятся в чужих саркофагах. Например, в роскошном саркофаге с именем Ташет, женщины из богатой фиванской семьи (Греко-римский период, III–I в. до н.э., саркофаг представлен в постоянной экспозиции), находилась мумия мужчины хрупкого сложения (саму мумию не показывали, она в запасниках). У него был сыпной тиф и газовая гангрена, которая, вероятно, и стала причиной смерти.

Фрагмент саркофага. Египет. Греко-римский период, IV в. до н.э. — III в. н.э. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Фрагмент саркофага. Египет. Греко-римский период, IV в. до н.э. — III в. н.э.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

«Есть два предположения, как могло случиться то, что мумии лежат не в своих саркофагах, — объясняет Ольга Васильева. — Подмена в древности — это маловероятно, хотя возможно. В коллекции есть мумия в картонажном чехле-футляре из проклеенных бинтов, в который она зашита, подменить такую мумию невозможно. По стилю картонаж, скорее, женский, но мумия оказалась мужской. Не исключено, что первоначально картонаж изготавливали для женщины, а похоронили в нем мужчину. Однако в большинстве случаев подмена мумий — это, конечно, дело рук антикваров XIX века. Тогда мумий было найдено очень много, и, чтобы продать подороже, их вкладывали в чужие саркофаги, у которых „родная“ мумия могла быть разрушена, ведь в то время их перетирали на снадобья и даже использовали как топливо».

В саркофаге с женским именем Карама (Греко-римский период, IV в. до н.э. — I в. н.э.) также лежит мужчина. Он умер, возможно, от раны: у него проломлен череп. В саркофаге жреца Хор-Ха (Поздний период, I тыс. до н.э.) находится мумия женщины в идеальном состоянии. Скорее всего, она происходила из очень знатной семьи, мумификация была проведена прекрасно. А вот у мумии с золотой маской (Римский период, I в. н.э., мумия представлена в экспозиции, как и две вышеупомянутые) скелет оказался сильно разрушенным, хотя внешне пеленание очень искусное, с ромбическим узором, и не повреждено. Вероятно, это произошло в процессе бальзамирования.

Вид экспозиции «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вид экспозиции «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Смолы для бальзамирования были изучены методом газовой хромато-масс-спектрометрии — в их составе природный битум, пчелиный воск, жиры и масла. Эти знания очень важны для датировки мумий (тем более теперь, когда стало понятно, что привязывать их к саркофагам нельзя), поскольку процесс мумификации подробно описан в древних текстах, он менялся в зависимости от эпохи и региона. Также важны особенности пеленания тел. Радиоуглеродный анализ экспонатов пока не делали — за одним исключением.

В коллекции музея с 1913 года хранится (и постоянно представлен в экспозиции) глиняный гробик с детской мумией, приобретенный у коллекционера Роберта де Рустафьелля в Лондоне. Термолюминесцентный анализ показал, что гроб — подделка рубежа XIX–XX веков. При этом мумия, судя по результатам радиоуглеродного датирования, наоборот, является подлинной и относится к концу додинастической эпохи (около 4000–3000 гг. до н.э.), то есть это едва ли не самый древний экспонат в египетской коллекции музея. Об этом сообщает в итоговом исследовании, опубликованном в журнале Института археологии РАН, научный сотрудник ГМИИ Евгения Анохина. Тело оказалось принадлежащим ребенку (на микрофокусной рентгенограмме видны его молочные зубы), качество жизни которого было достаточно высоким, хотя определяются и некоторые задержки роста, связанные с периодическим недоеданием или болезнями. Умер ребенок, скорее всего, от туберкулеза, который, по различным данным, полученным учеными мира, свирепствовал в районе Фив в ту эпоху.

Мумия крокодила. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Мумия крокодила.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Для выставки также отобрали семь мумий животных, которые тщательно изучили. И снова получили сюрпризы. «Мумии ястреба, крокодила, кошки и котенка соответствуют своим описаниям. В свертке, насчет которого были сомнения, мумии крокодилов ли внутри или змей, обнаружились девять довольно крупных змей. Собака оказалась просто фальшивой — это некий цилиндрический объект, к которому подставлены ушки из металла. Кстати, обозначенная в инвентарном списке как „мумия младенца“ — тоже фальшивая, это просто сверток ткани. Все это подделки XIX века. Но встречаются и древние псевдомумии. В коллекции есть мумия, по форме напоминающая ибиса (такие были распространены, ведь ибис — это священная птица бога Тота). Оказалось, что внутри останки двух голубей, и она точно сделана в древности, причем очень тщательно. Мумии животных приносились в дар божеству как вотивные — по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Так что могли и куриные косточки положить — магически это „засчитывается“», — улыбается Ольга Васильева.

Вид экспозиции «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вид экспозиции «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Интересно, что такие древние псевдомумии музеи уже обнаруживали в своих коллекциях. Например, в Музее естественной истории Филда в Чикаго из трех мумий кошек одна оказалась настоящей, другая — пустой, а третья была набита кожей, галькой и куриными объедками. В Древнем Египте мумификация была прибыльным ремеслом, и храмы штамповали мумии сотнями тысяч, продавая их по заоблачным ценам. Так что «пустые» мумии были не подделкой, а просто более дешевым товаром.

Выставка «Мумии Древнего Египта» занимает самое почетное место в основном здании ГМИИ — центральную ось: Белый зал, колоннаду и торцевые залы. Режиссер Андрей Селиверстов и дизайнер Анна Каменских создали достаточно драматичное пространство, чтобы погрузить зрителей в представления древних египтян о загробной жизни и посмертном существовании. Кураторы просят подчеркнуть, что мумия с точки зрения этики — человеческие останки, поэтому требует соответствующего отношения — это отражено на выставке. На основе снимков КТ антропологи попробовали реконструировать внешность умерших тысячелетия назад древних египтян и воссоздать их лица. Помимо мумий и саркофагов, показаны погребальные пелены и их фрагменты из запасников, которые еще никто не видел, погребальные маски и все фаюмские портреты, скульптура и мелкие предметы. Кроме того, проект включает рассказ о древнеегипетских гробницах, их росписях. Также использованы древние тексты и цитаты из них, посвященные идее бессмертия.

Вид экспозиции «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вид экспозиции «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В освободившемся на время выставки зале 6 открылась выставка современной художницы Ирины Затуловской, а в зале 1 и на Белом полу показывают египетскую письменность — ведь в следующем году исполняется 200 лет с момента дешифровки иероглифов Жан-Франсуа Шампольоном, французским историком-ориенталистом и лингвистом, основателем египтологии. Представлены уникальные папирусы из коллекции ГМИИ, в том числе, например, «Путешествия Уну-Амона» начала XXI династии (1069–945 гг. до н.э.), поэтизированная история путешествия жреца из Египта в Финикию, чтобы купить кедровую древесину для строительства священной барки бога Амона. 

ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия»
До 31 мая

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+