18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

New Nature на «Винзаводе»: современная готика, жизнь в соцсетях и новая цифровая религия

Общий вид экспозиции New Nature в Цехе белого на «Винзаводе». Фото: Лена Балакирева
Общий вид экспозиции New Nature в Цехе белого на «Винзаводе».
Фото: Лена Балакирева

Создатели выставки New Nature Георгий Кузнецов и Андрей Блохин из Recycle Group, куратор Полина Могилина и галерист Дмитрий Ханкин рассказывают о новых формах коммуникации и вопросах, на которые отвечает проект

В Центре современного искусства «Винзавод» проходит выставка арт-дуэта Recycle Group под названием New Nature («Новая природа»). Среди ее организаторов — галерея «Триумф» и Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург), где проект был показан впервые летом 2021 года. В московской версии экспозиция претерпела существенные изменения, ее дополнили ранее не экспонировавшиеся объекты, хотя главная тема осталась прежней — новая природа человечества, которая формируется буквально на наших глазах под влиянием четвертой технологической революции и массового внедрения информационных технологий и искусственного интеллекта.

Георгий Кузнецов, художник, участник Recycle Group

Георгий Кузнецов. Фото: Галерея «Триумф»
Георгий Кузнецов.
Фото: Галерея «Триумф»

Мы постоянно исследуем тему влияния технологий на нас, потому что именно современные технологии сейчас меняют нашу жизнь, устройство общества, наше восприятие окружающего мира, а в долгосрочной перспективе — также нашу биологию. В своих работах мы скорее рассуждаем о том, куда ведут эти изменения, нежели представляем их как угрозу для человечества, ведь любое изобретение можно использовать совершенно различным образом. Всегда есть вероятность того, что то, что мы создали, восстанет против нас. Речь здесь не идет об особенной машине, которая захочет уничтожить человечество, — скорее, об изобретениях, которые человек часто сам поворачивает против себя.

Recycle Group. «Летящий камень по оси Y». 2021. Фото: Лена Балакирева
Recycle Group. «Летящий камень по оси Y». 2021.
Фото: Лена Балакирева

В каждом своем проекте мы стараемся максимально работать с выставочным пространством, использовать и добавлять те смыслы, которые несет эта площадка. Произведения из проекта New Nature для выставки на «Винзаводе» мы разделили на три группы в соответствии с тремя зонами, где разместилась экспозиция. Она получилась более дробной, потому что каждое пространство мы воспринимаем по отдельности. И всякий раз мы старались подчеркнуть особенности каждого помещения. Например, в Цехе красного мы использовали готические элементы, общее ощущение Средневековья для размещения произведений из серии «Археология будущего». Такая перекомпоновка позволяет увидеть экспозицию под другим углом.

Андрей Блохин, художник, участник Recycle Group

Андрей Блохин. Фото: Галерея «Триумф»
Андрей Блохин.
Фото: Галерея «Триумф»

Если выставка в петербургском Манеже представляла собой цельное высказывание, то на «Винзаводе» здорово работает разделение на три части. Готические старые работы органично вписались в архитектуру Цеха красного, где мы впервые налили воду в чашу в нашем «Клуатре». Мы добавили две новые сферы (серия «Геолокация» в Цехе белого). Работа «Летящий камень по оси Y» очень хорошо смотрится в Большом винохранилище. Там нет естественного света, что создает особую, мистическую атмосферу. В результате получилось, как мне кажется, совместить два разных контекста — исторический и связанный с вызовами современности.

Вид выставки New Nature на «Винзаводе». Фото: Лена Балакирева
Вид выставки New Nature на «Винзаводе».
Фото: Лена Балакирева

Хотя выставку нельзя в полном смысле назвать нашей ретроспективой, здесь прослеживаются какие-то вещи, которые мы уже делали. Присутствует и тематика наших первых работ, которые были посвящены искусственной природе. Затем мы работали с идеей новой религии — новых медиа. Исследовали, как они влияют на нас, способны ли мы доказать, что человек может жить вечно в соцсетях. Наконец, теперь тема, которая волнует все человечество: как мы будем взаимодействовать с искусственным интеллектом?

Мир постоянно подкидывает новые вызовы и краски. Появляются наши новые исследования, связанные с нейросетями и машинным зрением. Мы пытаемся почувствовать этот мир, жизнь по-новому, определить вектор нашей эволюции общечеловеческой.

Полина Могилина, куратор проекта

Полина Могилина. Фото: Галерея «Триумф»
Полина Могилина.
Фото: Галерея «Триумф»

Выставка New Nature — это невероятное по тонкости художественных образов и точности смысловых акцентов размышление о нашем прошлом, настоящем и, главное, будущем. Балансируя между иронией и тревожностью, Recycle Group обнаруживают изящные и прочные связи нашего культурного наследия с тем смысловым вектором развития, по которому движется человечество сегодня. Парадигмальные изменения, которые привнесли появление Всемирной паутины и стремительное развитие компьютерных технологий, затронули абсолютно все сферы жизни современного человека. Андрей и Егор предают художественному осмыслению новые дигитальные аспекты повседневности человека цифровой эпохи, о которых мы зачастую даже не задумываемся, но которые не имеем шанса игнорировать.

Recycle Group. «Нет источника изображения». 2021. Фото: Лена Балакирева
Recycle Group. «Нет источника изображения». 2021.
Фото: Лена Балакирева

Существуя в условиях смешанной реальности, мы постоянно лавируем на границе между материальным и виртуальным и уже не разделяем для себя эти два измерения. Проблематика, которую Recycle Group изучают в своих работах, носит глобальный характер. Это проект о новых формах коммуникации как между людьми, так и между человеком и машиной. Это проект о новой природе в ее самом широком понимании. New Nature — это о каждом из нас, о том, какими мы будем уже завтра.

Дмитрий Ханкин, управляющий партнер галереи «Триумф»

Дмитрий Ханкин. Фото: Галерея «Триумф»
Дмитрий Ханкин.
Фото: Галерея «Триумф»

Выставка New Nature отвечает на главный для меня вопрос: что такое русское современное искусство и как его нужно производить и показывать? После этого проекта вопросов к нему, русскому современному искусству, быть не может и не должно. Вопросы, которые постоянно возникают, постоянно муссируются и дискутируются, — это ответ на них. «Надо делать вот так!»

Вид выставки New Nature на «Винзаводе». Фото: Лена Балакирева
Вид выставки New Nature на «Винзаводе».
Фото: Лена Балакирева

Что будет дальше, возникнут ли у этой выставки экспортные перспективы, конечно, зависит от ситуации, но это вполне возможно. Это цельное высказывание, это очень большой, важный и цельный продукт, и, конечно, такая выставка не может не привлечь международное внимание. Мы пребываем в ситуации некой изоляции — искусственно созданной вокруг того, что происходит на этой арт-сцене. Вполне возможно, что выставка Recycle Group станет инструментом преодоления этой изоляции.

Центр современного искусства «Винзавод»
New Nature
До 13 марта

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
7
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+