18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая природа, или Погружение в матрицу: выставка Recycle Group в Москве

На «Винзаводе» открылась грандиозная выставка арт-дуэта Recycle Group под названием New Nature. Она исследует тему трансформации форм коммуникации в современном мире, возможностей цифрового бессмертия и границ реального и виртуального мира

Выставка работ художественного тандема Recycle Group под названием New Nature («Новая природа»), летом этого года представленная в петербургском Манеже, добралась до Москвы, причем по дороге была дополнена ранее не экспонировавшимися произведениями. Соорганизаторами московского проекта выступили Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург), Центр современного искусства «Винзавод» и галерея «Триумф».

Куратору галереи «Триумф» Полине Могилиной удалось «пересобрать» проект, так что получилась, по сути, первая ретроспектива арт-группы, да еще и идеально вписать ее в три выставочные площадки «Винзавода»: Цех красного, Цех белого и Большое винохранилище.

ДОСЬЕ
Recycle Group

Арт-группа, состоящая из Андрея Блохина (родился в 1987 году в Краснодаре) и Георгия Кузнецова (родился в 1985 году в Ставрополе), создана в 2005 году в Краснодаре. С 2008 года участвует в различных выставках по всему миру, включая Великобританию, Италию, США и Францию. Лауреаты Премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» (2010). Участники Венецианской биеннале современного искусства: в 2015 году проект Conversion вошел в официальную программу биеннале, в 2017 году Recycle Group представляла Россию в национальном павильоне.

Еще…

Главная тема New Nature — новая природа человечества, которая формируется буквально на наших глазах под влиянием четвертой технологической революции и массового внедрения информационных технологий и искусственного интеллекта. «Связь человека с машиной является ключевым элементом в развитии цивилизации в наши дни, и именно сейчас закладывается философия для нее. Каждый из нас наполняет своими данными новый мир практически каждый день и почти вся эта информация сохранена и является ценностью», — цитируют организаторы проекта самих художников в пресс-релизе. По совпадению или по мудрому замыслу устроителей выставки ее открытие точно совпало с выходом в российский прокат фильма «Матрица. Воскрешение» Ланы Вачовски, четвертой части знаменитой франшизы, раз за разом убеждающей нас в том, что вся окружающая жизнь может оказаться лишь искусной симуляцией, созданной искусственным интеллектом, чтобы питаться энергией человеческих тел.

В некоторой степени выставка «ресайклов» ставит перед зрителем тот же вопрос: не окажется ли, что нейросети, машинное обучение, big data и так далее — это по сути путь к виртуальной реальности, где возможны новая форма жизни и долгожданное бессмертие, но останется ли там место живому общению и всему тому, что мы так ценим в мире материальном? «Сегодня перед нами даже не встает вопрос об этом: мы уже существуем в условиях смешанной реальности, не разделяя свою жизнь на реальную и виртуальную. Совершая ежедневное обновление и дополнение своего цифрового аватара, человек неосознанно вступает на путь создания собственной виртуальной копии», — говорит куратор Полина Могилина. Особенно актуально эти вопросы звучат на фоне пандемии, когда реальная коммуникация затруднена из-за опасности заражения, а виртуальная становится все более токсичной и утомительной. Вполне в духе времени сами художники по разным причинам не смогли лично присутствовать на вернисаже и участвовали в формате роботов — экранов на колесиках, с помощью которых они могли передвигаться по экспозиции и общаться с гостями.

Выставка начинается на минус первом этаже 14-го корпуса «Винзавода», в Цехе красного, где представлены работы из цикла «Археология будущего» — как если бы через тысячу лет в результате раскопок был бы обнаружен культурный слой нашей эпохи. По версии художников, к числу артефактов эры интернета второго поколения (web 2.0) относятся разнообразные монументы соцсетям, архитектурные формы из гофрированных труб и скульптура из пластиковой сетки. Художники перерабатывают образы из истории искусства, адаптируя их к современным реалиям, но бросается в глазах сознательное снижение интонации. Классические формы, будь то рельефы древнеримских саркофагов, или эллинистические фризы, изображающие битвы людей с титанами и кентаврами, или перспективные порталы готических храмов, воплощены в самых дешевых современных материалах — пластике и полиуретане, а скульптурные сцены с саркофагов и средневековые надгробия перенесены на мусорные баки. Видимо, это и есть более актуальный образ того, куда все мы рано или поздно отправимся… Само пространство с его эффектными сводчатыми потолками как нельзя лучше подходит для экспонирования «Клуатра», монастырского дворика готических форм, элементы которого созданы из проводов. Таким образом все пространство превращается в храм новой коммуникации и цифровой культуры, где в качестве реликвий — объекты, в которых угадываются логотипы и иконки социальных сетей.

Цех белого с его стерильным пространством и открытой конструкцией потолка, обнажающей фермы и коммуникации, стал отличной средой для исследования темы взаимодействия человека и искусственного интеллекта, особенностей компьютерного зрения и того, как машина воспринимает человека. Художники предлагают зрителю поставить себя на место машины, предоставив ему возможность почувствовать, как программа анализирует и считывает информацию об окружающем мире (объекты «Ноль», «Нулевой слой», «Нулевой остров», «Ответы системы»). Очень зрелищно, но не всегда понятно. Одна из мультимедийных инсталляций, «Вероятность», устроена как аттракцион для посетителей — это алгоритм предсказания на основе нейросети из открытых источников. Всем желающим предлагается загрузить туда собственные фотографии или открыть доступ к аккаунту в соцсетях и через пару минут «узнать будущее». Есть два сценария — хороший и плохой, посмотреть который каждый может в закрытой комнате, один на один с искусственным интеллектом. Я встала в ту очередь, что покороче — за негативным сценарием, и в нарушение всех современных рекомендаций по кибербезопасности загрузила в специальное приложение несколько собственных фотографий. На выходе получилось жутковатое видео без конкретных прогнозов, но довольно устрашающее, в духе «матрица поглотит тебя».

Последний зал, Большое винохранилище, полностью отдан под тотальную инсталляцию с «Лесом истекших ссылок» с черными «нефтяными» стволами и цветной подсветкой, «Садом расходящихся камней» и другими произведениями, созданными на стыке материального и виртуального. Это искусство будущего, и оно так или иначе должно отрефлексировать бесконечные потоки информации, с которой мы имеем дело каждый день. Представленные здесь работы раскрываются в полную силу лишь с применением дополненной реальности — с помощью специальных девайсов и приложений.

Важной частью проекта New Nature стала параллельная образовательная программа. В формате лекций и публичных дискуссий ученые, исследователи, дата-журналисты, философы, художники и представители технологичных и технологических компаний поговорят об искусственном интеллекте, этике использования больших данных и будущем приватности в цифровом мире.

ЦСИ «Винзавод»
Recycle Group. New Nature
До 13 марта 2022

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+