18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая природа, или Погружение в матрицу: выставка Recycle Group в Москве

На «Винзаводе» открылась грандиозная выставка арт-дуэта Recycle Group под названием New Nature. Она исследует тему трансформации форм коммуникации в современном мире, возможностей цифрового бессмертия и границ реального и виртуального мира

Выставка работ художественного тандема Recycle Group под названием New Nature («Новая природа»), летом этого года представленная в петербургском Манеже, добралась до Москвы, причем по дороге была дополнена ранее не экспонировавшимися произведениями. Соорганизаторами московского проекта выступили Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург), Центр современного искусства «Винзавод» и галерея «Триумф».

Куратору галереи «Триумф» Полине Могилиной удалось «пересобрать» проект, так что получилась, по сути, первая ретроспектива арт-группы, да еще и идеально вписать ее в три выставочные площадки «Винзавода»: Цех красного, Цех белого и Большое винохранилище.

ДОСЬЕ
Recycle Group

Арт-группа, состоящая из Андрея Блохина (родился в 1987 году в Краснодаре) и Георгия Кузнецова (родился в 1985 году в Ставрополе), создана в 2005 году в Краснодаре. С 2008 года участвует в различных выставках по всему миру, включая Великобританию, Италию, США и Францию. Лауреаты Премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» (2010). Участники Венецианской биеннале современного искусства: в 2015 году проект Conversion вошел в официальную программу биеннале, в 2017 году Recycle Group представляла Россию в национальном павильоне.

Еще…

Главная тема New Nature — новая природа человечества, которая формируется буквально на наших глазах под влиянием четвертой технологической революции и массового внедрения информационных технологий и искусственного интеллекта. «Связь человека с машиной является ключевым элементом в развитии цивилизации в наши дни, и именно сейчас закладывается философия для нее. Каждый из нас наполняет своими данными новый мир практически каждый день и почти вся эта информация сохранена и является ценностью», — цитируют организаторы проекта самих художников в пресс-релизе. По совпадению или по мудрому замыслу устроителей выставки ее открытие точно совпало с выходом в российский прокат фильма «Матрица. Воскрешение» Ланы Вачовски, четвертой части знаменитой франшизы, раз за разом убеждающей нас в том, что вся окружающая жизнь может оказаться лишь искусной симуляцией, созданной искусственным интеллектом, чтобы питаться энергией человеческих тел.

В некоторой степени выставка «ресайклов» ставит перед зрителем тот же вопрос: не окажется ли, что нейросети, машинное обучение, big data и так далее — это по сути путь к виртуальной реальности, где возможны новая форма жизни и долгожданное бессмертие, но останется ли там место живому общению и всему тому, что мы так ценим в мире материальном? «Сегодня перед нами даже не встает вопрос об этом: мы уже существуем в условиях смешанной реальности, не разделяя свою жизнь на реальную и виртуальную. Совершая ежедневное обновление и дополнение своего цифрового аватара, человек неосознанно вступает на путь создания собственной виртуальной копии», — говорит куратор Полина Могилина. Особенно актуально эти вопросы звучат на фоне пандемии, когда реальная коммуникация затруднена из-за опасности заражения, а виртуальная становится все более токсичной и утомительной. Вполне в духе времени сами художники по разным причинам не смогли лично присутствовать на вернисаже и участвовали в формате роботов — экранов на колесиках, с помощью которых они могли передвигаться по экспозиции и общаться с гостями.

Выставка начинается на минус первом этаже 14-го корпуса «Винзавода», в Цехе красного, где представлены работы из цикла «Археология будущего» — как если бы через тысячу лет в результате раскопок был бы обнаружен культурный слой нашей эпохи. По версии художников, к числу артефактов эры интернета второго поколения (web 2.0) относятся разнообразные монументы соцсетям, архитектурные формы из гофрированных труб и скульптура из пластиковой сетки. Художники перерабатывают образы из истории искусства, адаптируя их к современным реалиям, но бросается в глазах сознательное снижение интонации. Классические формы, будь то рельефы древнеримских саркофагов, или эллинистические фризы, изображающие битвы людей с титанами и кентаврами, или перспективные порталы готических храмов, воплощены в самых дешевых современных материалах — пластике и полиуретане, а скульптурные сцены с саркофагов и средневековые надгробия перенесены на мусорные баки. Видимо, это и есть более актуальный образ того, куда все мы рано или поздно отправимся… Само пространство с его эффектными сводчатыми потолками как нельзя лучше подходит для экспонирования «Клуатра», монастырского дворика готических форм, элементы которого созданы из проводов. Таким образом все пространство превращается в храм новой коммуникации и цифровой культуры, где в качестве реликвий — объекты, в которых угадываются логотипы и иконки социальных сетей.

Цех белого с его стерильным пространством и открытой конструкцией потолка, обнажающей фермы и коммуникации, стал отличной средой для исследования темы взаимодействия человека и искусственного интеллекта, особенностей компьютерного зрения и того, как машина воспринимает человека. Художники предлагают зрителю поставить себя на место машины, предоставив ему возможность почувствовать, как программа анализирует и считывает информацию об окружающем мире (объекты «Ноль», «Нулевой слой», «Нулевой остров», «Ответы системы»). Очень зрелищно, но не всегда понятно. Одна из мультимедийных инсталляций, «Вероятность», устроена как аттракцион для посетителей — это алгоритм предсказания на основе нейросети из открытых источников. Всем желающим предлагается загрузить туда собственные фотографии или открыть доступ к аккаунту в соцсетях и через пару минут «узнать будущее». Есть два сценария — хороший и плохой, посмотреть который каждый может в закрытой комнате, один на один с искусственным интеллектом. Я встала в ту очередь, что покороче — за негативным сценарием, и в нарушение всех современных рекомендаций по кибербезопасности загрузила в специальное приложение несколько собственных фотографий. На выходе получилось жутковатое видео без конкретных прогнозов, но довольно устрашающее, в духе «матрица поглотит тебя».

Последний зал, Большое винохранилище, полностью отдан под тотальную инсталляцию с «Лесом истекших ссылок» с черными «нефтяными» стволами и цветной подсветкой, «Садом расходящихся камней» и другими произведениями, созданными на стыке материального и виртуального. Это искусство будущего, и оно так или иначе должно отрефлексировать бесконечные потоки информации, с которой мы имеем дело каждый день. Представленные здесь работы раскрываются в полную силу лишь с применением дополненной реальности — с помощью специальных девайсов и приложений.

Важной частью проекта New Nature стала параллельная образовательная программа. В формате лекций и публичных дискуссий ученые, исследователи, дата-журналисты, философы, художники и представители технологичных и технологических компаний поговорят об искусственном интеллекте, этике использования больших данных и будущем приватности в цифровом мире.

ЦСИ «Винзавод»
Recycle Group. New Nature
До 13 марта 2022

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+