18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Коллективный разум присмотрит за археологическим парком в Помпеях

Новая система мониторинга должна охватить всю территорию археологического парка в Помпеях. Фото: Bruno Rijsman
Новая система мониторинга должна охватить всю территорию археологического парка в Помпеях.
Фото: Bruno Rijsman
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Глобальные изменения климата заставляют по-новому подходить к вопросу сохранения древних памятников. Программа мониторинга в Помпеях предусматривает круглосуточный сбор и обработку множества данных, в том числе с использованием дронов и спутников

Древнеримский город Помпеи уничтожило извержение Везувия в 79 году н. э. Сегодня среди его руин устанавливают связанные со спутником инфракрасные датчики, которые помогут защитить их от пагубного воздействия последствий глобального потепления, в том числе от проливных дождей, сильных ветров и резких перепадов температуры. Благодаря соглашению с факультетом гражданского строительства Университета Салерно на территории археологического парка разворачивается высокотехнологичная система мониторинга, которая охватит все 44 га его открытых раскопок. Соглашение заключено на три года и предусматривает возможность продления срока его действия.

В последние десятилетия в Помпеях велась реставрация под руководством бывшего директора комплекса Массимо Осанны. Обрушение нескольких построек в 2010–2011 годах вызвало международную обеспокоенность, и Европейская комиссия запустила «Большой помпейский проект» с €105-миллионным бюджетом, призванный «охранять, поддерживать и улучшать состояние» памятников. Несмотря на значительные задержки, эти работы удалось завершить к концу 2020 года.

Еще в 2015-м внедрили информационную систему, позволившую централизовать археологическую документацию, мониторинг и техническое обслуживание археологического парка. Данные, собираемые в Помпеях, обрабатываются при помощи геоинформационной системы.

По условиям нынешнего соглашения, заключенного преемником Осанны Габриелем Цухтригелем, к существующей системе мониторинга добавят дроны, датчики и инфракрасные технологии. Глава научно-исследовательской группы Университета Салерно Луиджи Петти объясняет, что это обеспечит постоянный поток данных, который позволит превратить нынешнюю «статичную» платформу, дающую лишь пунктирные сведения, в «динамическую» систему, способную оценивать изменения в более долгосрочной перспективе. Работающие в Помпеях 55 реставраторов, строителей, археологов и архитекторов смогут точнее планировать техническое обслуживание. Петти рассказывает, что в будущем университет намерен интегрировать данные со спутников ISPRA — Института охраны и изучения окружающей среды.

Casa dell'efebo. Фото: Из проекта Pompeian Interiors and Spatial Archives. Luigi Spina/Archaeological Park of Pompeii
Casa dell'efebo.
Фото: Из проекта Pompeian Interiors and Spatial Archives. Luigi Spina/Archaeological Park of Pompeii

Помпеи не первый археологический объект, где последствия глобального потепления отслеживаются при помощи новых технологий. В 2019-м римский Колизей начал разрабатывать систему мониторинга, которую должны ввести в эксплуатацию в 2022 году. Одна из ее задач, как рассказывает директор Колизея Альфонсина Руссо, «определять консервационно-реставрационные меры и вмешательства, необходимые для предупреждения чрезвычайных ситуаций».

Первый проект в рамках совместной программы Университета Салерно и Помпей стартовал минувшей осенью и продлится до конца 2022 года. Около десятка студентов университета, получивших полугодовые стипендии, установили датчики с низким потреблением энергии на стены, потолки, полы, крыши, предметы обихода и декоративные элементы ряда построек, расположенных в помпейском районе VI (в частности, в доме Весталок и доме Саллюстия). Это исследование послужит прототипом для всей мониторинговой системы в Помпеях.

По словам Габриеля Цухтригеля, новые проекты позволят администрации археологического парка спрогнозировать, какие финансовые и кадровые ресурсы понадобятся, чтобы справиться с последствиями глобального потепления «через 10–20 лет». Но важно сделать так, чтобы высокотехнологичные данные помогали, а не осложняли текущее техническое обслуживание. «Мы уже по горло в цифрах. Если не проявить осмотрительность, новые данные станут попросту дополнительным обременением», — уточняет директор. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+