18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Desert Х: современное искусство в пустыне Саудовской Аравии

Подобная массивному кораллу, скульптура Шезада Давуда напоминает нам о связи пустынной поверхности и Красного моря. Заключая древний подводный артефакт в каменных ущельях, художник акцентирует наше внимание на переменчивости климата и продолжительной борьбе человечества с не всегда приветливой природой. Фото: Desert Х
Вдохновением для художницы Даны Авартани, чья работа представляет собой вогнутую полусферу из геометрических форм, стали набатейские скальные гробницы. Упрощая форму древних построек, она находит промежуточный этап между природным материалом и рукотворным памятником. Фото: Desert Х
Работая на пересечении природы и технологий, Стефани Деумер создает подземный парник, снабженный солнечными батареями. Они аккумулируют энергию и передают ее растениям, которые таким образом могут расцвести и в пустыне. Фото: Desert Х
С помощью нержавеющих стальных плит Абдулла аль-Отман пытается воссоздать и зафиксировать эффект миража, обращаясь к опыту древних цивилизаций, впервые заставших искажение света в пустыне. Фото: Desert Х
Используя принципы оригами для создания своей скульптурной инсталляции, Шадия Алем через простоту геометрических форм обращается к истокам мифологии пустынь Аравийского полуострова. Зеркальные поверхности объекта как будто вбирают в себя древние ландшафты, напоминая о цикличности жизни и возможности перерождения. Фото: Desert Х
Для покрытия своих скульптур художница Зейнаб аль-Хашеми использует выброшенную верблюжью кожу, которая служит как камуфляж. Натягивая ее на искусственные геометрические формы, она делает их похожими на окружающие скалы. Фото: Desert Х
Надутые скульптуры из стали художницы Шаики аль-Мазроу оказываются втиснуты в пустоты между поверхностями скал. Олицетворяя собой внутреннюю инерцию неподвижных ущелий, зеркальные объекты заставляют задуматься о том, что пустота тоже имеет форму. Фото: Desert Х
Возникший благодаря художнику Халилу Рабаху в пустыне сад из маленьких оливковых деревьев, привезенных c других территорий, стал своеобразным памятником первым переселенцам, захватившим пустынные территории и создавшим в безжизненных регионах новые государства. Фото: Desert Х
Подобная массивному кораллу, скульптура Шезада Давуда напоминает нам о связи пустынной поверхности и Красного моря. Заключая древний подводный артефакт в каменных ущельях, художник акцентирует наше внимание на переменчивости климата и продолжительной борьбе человечества с не всегда приветливой природой.
Фото: Desert Х
Вдохновением для художницы Даны Авартани, чья работа представляет собой вогнутую полусферу из геометрических форм, стали набатейские скальные гробницы. Упрощая форму древних построек, она находит промежуточный этап между природным материалом и рукотворным памятником.
Фото: Desert Х
Работая на пересечении природы и технологий, Стефани Деумер создает подземный парник, снабженный солнечными батареями. Они аккумулируют энергию и передают ее растениям, которые таким образом могут расцвести и в пустыне.
Фото: Desert Х
С помощью нержавеющих стальных плит Абдулла аль-Отман пытается воссоздать и зафиксировать эффект миража, обращаясь к опыту древних цивилизаций, впервые заставших искажение света в пустыне.
Фото: Desert Х
Используя принципы оригами для создания своей скульптурной инсталляции, Шадия Алем через простоту геометрических форм обращается к истокам мифологии пустынь Аравийского полуострова. Зеркальные поверхности объекта как будто вбирают в себя древние ландшафты, напоминая о цикличности жизни и возможности перерождения.
Фото: Desert Х
Для покрытия своих скульптур художница Зейнаб аль-Хашеми использует выброшенную верблюжью кожу, которая служит как камуфляж. Натягивая ее на искусственные геометрические формы, она делает их похожими на окружающие скалы.
Фото: Desert Х
Надутые скульптуры из стали художницы Шаики аль-Мазроу оказываются втиснуты в пустоты между поверхностями скал. Олицетворяя собой внутреннюю инерцию неподвижных ущелий, зеркальные объекты заставляют задуматься о том, что пустота тоже имеет форму.
Фото: Desert Х
Возникший благодаря художнику Халилу Рабаху в пустыне сад из маленьких оливковых деревьев, привезенных c других территорий, стал своеобразным памятником первым переселенцам, захватившим пустынные территории и создавшим в безжизненных регионах новые государства.
Фото: Desert Х

В Аль-Уле, где находится первый в Саудовской Аравии объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — гробницы в Хегре, открылась биеннале современного искусства Desert Х

Пятнадцать сайт-специфичных объектов появились в пустыне Аль-Ула в Саудовской Аравии: с 11 февраля там проходит международная выставка под открытым небом — Desert X AlUla. Для ставшей уже второй по счету биеннале выбрана тема Sarab, что означает «мираж» в переводе с арабского. Художники создали инсталляции о миражах и оазисах, древних мифах и современных иллюзиях, а также о противостоянии природы и цивилизации.

Отправной точкой для Desert X стала другая пустыня — в долине Коачелла в Калифорнии, где биеннале с таким названием проводится с 2017 года. В пустыне Аль-Ула она впервые была представлена в 2020-м. На этот раз в роли кураторов выступили Невилл Уэйкфилд, арт-директор проекта, Раним Фарси, представитель от Саудовской Аравии, и Рим Фадда, независимый куратор и историк искусства из Арабских Эмиратов. Как и два года назад, проект был организован в сотрудничестве с Королевской комиссией Аль-Улы, государственным органом, возглавляемым наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом аль-Саудом. Коллаборация стала продолжением плана по развитию культурного сектора Саудовской Аравии, а именно концепции «Видение-2030» — программы, направленной на уменьшение нефтезависимости экономики страны.

Ключевыми принципами Desert X являются доступность и свобода, что свидетельствует об изменениях в культурной политике некогда закрытого государства. Как утверждает Уэйкфилд, перемещение искусства в природный ландшафт буквально физически освобождает его от ограничений, которые создают галереи. О свободе выражения отдельно упоминает Рим Фадда, акцентируя внимание на том, что от художников не требовалось подробного объяснения своих решений. Та степень открытости и инклюзии, к которой стремятся организаторы, вызвала сомнения у некоторых СМИ: они назвали проект попыткой отвлечь внимание от прецедентов нарушения прав человека. Тем не менее художественные обозреватели добавляют, что налаживание диалога в поле искусства лучше, чем его полное отсутствие. К тому же трудно игнорировать возникающие благодаря подобным международным проектам возможности для развития местных сообществ.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+