В Берлине решили бойкотировать выставку «Многообразие. Единство»

Патрисия Карсенхаут. «Моя вина». Фрагмент. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Патрисия Карсенхаут. «Моя вина». Фрагмент.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Ряд художников в Берлине выступил против куратора Вальтера Смерлинга, одного из организаторов выставки «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», с успехом проходящей сейчас в Третьяковке и собирающейся в Париж

Триггером к тому, чтобы некоторые художники решили бойкотировать выставку Diversity United («Многообразие. Единство»), стало открытие 28 января выставки французского художника Бернара Вене в новом выставочном пространстве — берлинском Кунстхалле в историческом аэропорту Темпельхоф. С 2008 года аэропорт не используется по прямому назначению. Несколько лет назад Foundation for Art and Culture — частный, базирующийся в Бонне фонд под управлением куратора Вальтера Смерлинга — получил здание в пользование минимум на два года для проведения выставок.

Движение «Бойкот берлинского Кунстхалле» выступило с заявлением, которое цитируют ведущие мировые издания по искусству, такие как ARTnews и The Art Newspaper. Протестующие считают, что куратор Вальтер Смерлинг «не пользуется поддержкой берлинских художников и деятелей культуры в целом». А за выставку Diversity United, которая была показана в пространстве аэропорта Темпельхоф летом 2021 года, «художники не получили гонорара, несмотря на то, что организаторы отхватили жирный миллион государственных субсидий от Министерства иностранных дел».

Вид выставки «Многообразие. Единство». Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Вид выставки «Многообразие. Единство».
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

Некоторые художники недовольны, что выставка получила поддержку бывших немецких чиновников, таких как Армин Лашет, которого критикуют за мягкое отношение к современной России, и Герхард Шрёдер. Издания утверждают, что по меньшей мере 9 из 90 участников «Многообразия. Единства» — Яэль Бартана, Мартина Вачева, Александра Доманович, Констан Дюлларт, Катя Новичкова, Ахмет Огют, Дан Пержовски, Агнешка Польска и Мона Хатум — отказались от участия в выставке. Каким образом этот отказ оформляется (отзыв работ из Москвы, нежелание участвовать в выставке в Париже), не сообщается. Кроме того, художник Джанер Текер отказался от премии для начинающих художников, которую вручает Foundation for Art and Culture.

В электронном письме ARTnews Смерлинг написал: «Я не понимаю бойкота. Бойкот — это не решение ни для кого. Решение в том, чтобы найти общие пути. Должны быть возможности для частных, публичных и совместных выставок. Кстати, я нахожу это в высшей степени неуважительным и недостойным, когда художники хотят помешать другим художникам быть замеченными».

«Получается, что претензия к Diversity United состоит в том, — далее приводит аргументы Вальтер Смерлинг, — что проект наводит мосты с помощью искусства, открывает возможности для диалога там, где все остальное терпит неудачу. Может, именно поэтому Министерство иностранных дел и президент Федеративной Республики Германия, полностью осознавая, кто является патронами выставки, поддерживают ее».

Ансельм Кифер. «Зимнее путешествие».  2015. Фрагмент. Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея
Ансельм Кифер. «Зимнее путешествие». 2015. Фрагмент.
Фото: Юлия Захарова/Государственная Третьяковская галерея

В упрек организаторам выставки ставится и то, что все десять кураторов и спонсоры «были белыми».

Организация «Бойкот берлинского Кунстхалле» считает, что «выставка отправилась в Россию с явного одобрения президента Владимира Путина», что, по всей видимости, расценивается ими как отягчающее обстоятельство. Наверное, если бы они знали, с каким воодушевлением проект был встречен в Москве, они бы как минимум не были столь категоричны. В конце концов, выставка делается не для президентов, а для ценителей современного искусства, которые по разным причинам, в том числе из-за ковида, лишены возможности путешествовать по миру.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+