Пять московских самоорганизаций в искусстве

Представляем обзор самоорганизаций и арт-пространств, учрежденных художниками и открывшихся в Москве за время пандемии

Пандемия радикально изменила московский ландшафт современного искусства. После череды локдаунов и введения новых правил посещения музеев в прошлом году — только по QR-коду — резко сократилось число посетителей, многие частные галереи перешли на режим работы по предварительной записи, а кто-то закрылся совсем. Из-за высокой аренды и выгорания приостановили деятельность многие независимые организации. Тем не менее в Москве успело появиться несколько новых self-run, то есть возникших по инициативе художников, пространств. Мы выбрали пять независимых экспериментальных арт-площадок столицы, которые открылись в последние два года.

Галерея «Бомба»

Переведеновский пер., д. 18, стр. 3

«Бомба» открылась в октябре 2020 года в бывшем бомбоубежище — в подвале Центра творческих индустрий «Фабрика». Галерея является независимой выставочной площадкой и личной инициативой группы художников: Александра Баталова, Дианы Галимзяновой, Натальи Тимофеевой и Анны Третьяковой. Отбор проектов осуществляется коллегиально.

«Организация пространства в бомбоубежище связана с желанием работать за пределами white cube. Во-первых, аутентика подвала дает достаточно широкие возможности для экспериментов и репрезентации работ; во-вторых, место диктует формат художественного высказывания — нужно подстраиваться под высоту потолков и руинизированную атмосферу в целом. Ну и в-третьих, внешняя, связанная с пандемией истерия и тотальная цифровизация: без QR-кода мы не можем себе позволить свободного передвижения и вынуждены подстраиваться под эти условия. Все это повлияло на желание создать открытое место, но при этом мимикрирующее под убежище от внешних угроз», — рассказала нам Наталья Тимофеева.

За два года в галерее прошло 16 выставок, в том числе лауреатов альтернативной премии Tretyakovprize Юлии Кривозубовой и Павла Соловьева. В планах — развивать направление аудиоинсталляционных практик, саунд-арта и перформансов. Среди выставок ожидаются инсталляции группы Pomidor, Альберта Солдатова, Сергея Карева и Ильи Колесникова, Миши Блосяка.

Галерея «Бомба». Фото: Галерея «Бомба»
Галерея «Бомба».
Фото: Галерея «Бомба»
Галерея «Новая искренность»

Электрический пер., д. 8, стр. 4

Галерея «Новая искренность» основана в марте 2020 года молодым куратором Евой Рондо в Электрическом переулке на «Белорусской». Это уже второй независимый проект Рондо, который вырос из арт-пространства «Пустое место», открытого ею в 2018-м на территории завода «Серп и молот».

«В сентябре 2019 года я нашла объявление о сдаче подвала в жилом доме около метро „Белорусская“. Помещение было в неплохом состоянии, не хватало только белых стен и хорошего освещения. Все это получилось осуществить примерно за три месяца. Уже в марте 2020 года открылась первая выставка, как раз с моей коллекцией работ молодых художников. А через полгода напротив нашего дома возник арт-кластер бывшего завода „Фазотрон“», — вспоминает Рондо.

Ева Рондо выстраивает выставочную политику в противовес принятым правилам и проводит опен-колы для художников, а для некоторых проектов принимает работы без отбора. «Главная задача проекта заключается в совмещении новейших кураторских практик с интересами художников, исследование художественных языков нового поколения», — говорится на сайте галереи.

В «Новой искренности» проходят персональные выставки как совсем юных и малоизвестных авторов, так и признанных мастеров. В марте прошлого года здесь состоялась выставка IGO Алисы Горшениной, чьи работы выставлялись в музее «Гараж», Новой Третьяковке и на ВДНХ. Помимо произведений самой уральской художницы, в экспозиции были представлены объекты, созданные совместно с ее семьей. Кроме выставок в галерее действуют мастерские для художников.

В 2021 году «Новая искренность» приняла участие в ярмарке современного искусства Cosmoscow, а в будущем планирует наладить постоянный обмен выставками с зарубежными галереями.

Галерея «Новая искренность». Фото:
Галерея «Новая искренность».
ИП Виноградов

Пр-д Энтузиастов, д. 5, стр. 1, этаж 5

Арт-объединение «ИП Виноградов» открылось в конце декабря 2020 года на заводе «Энергоремонт» в районе метро «Авиамоторная» по инициативе группы художников, в том числе Миши Гудвина из Воронежа и Ромы Казуса из Владивостока.

«Идея самоорганизации появилась у нас с Мишей Гудвиным после резиденции „Открытые студии“ „Винзавода“. Хотелось найти помещение под мастерские и отдельный выставочный зал, чтобы демонстрировать свои работы и дать площадку другим художникам. Я нашел подходящий вариант на старом заводе. Как обычно бывает при коммерческой аренде, договор нужно было заключать с юрлицом. А так как у художников редко бывает собственное юрлицо, я попросил друга оформить договор через его ИП. Первым посетителям мы сообщали, чтобы на проходной говорили, что идут в ИП Виноградов. В какой-то момент родилась идея так и назвать объединение», — рассказал Казус. При выборе места художники руководствовались доступностью аренды и помещения.

После закрытия центра «Красный» и институализации галереи «Электрозавод» «ИП Виноградов» стало местом притяжения для молодых художников, нуждающихся в заряде и общении во время пандемии. Самоорганизация функционирует по принципу artist run space, то есть управляется коллективно советом из семи художников-резидентов и двух членов организации без постоянной мастерской.

«ИП Виноградов» состоит из двух больших мастерских и выставочного зала. В советское время в мастерских располагался кабинет директора завода «Энергоремонт» (ранее — «Электроремонт») и его заместителя, а в центральном холле сидел секретарь. Арендовав помещение, художники ограничились косметическим ремонтом, но поменяли проводку, собрав средства через Instagram.

За два года в «ИП Виноградов» прошло семь выставок. Сейчас в мастерской идет дебютная выставка московского художника Алексея Бевза.

Арт-объединение «ИП Виноградов». Фото: Виктор Никишов
Арт-объединение «ИП Виноградов».
Фото: Виктор Никишов
Галерея Spas Setun

Пр-д Энтузиастов, д. 5, стр. 1, этаж 4, офис 48

Еще одна галерея на территории завода «Энергоремонт» — Spas Setun — основана художником Виталием Безпаловым осенью 2021 года. Spas Setun показывает экспериментальные проекты российских и международных художников, а также специализируется на современной музыке.

«Идея создания пространства Spas Setun существовала давно и была во многом связана с деятельностью проекта Tzvetnik, сооснователем которого я являюсь вместе с моей коллегой Натальей Серковой. Весь прошлый год мы курировали выставочную программу в московской галерее Issmag. Также до этого мы организовывали выставочные проекты в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Берлине, Вене и других городах. Накопленный опыт и интерес к этой деятельности просил выхода, и я решил открыть отдельное пространство, тем более что из-за пандемии международная активность и работа немного пошли на спад», — рассказал Безпалов.

Доступность аренды стала главной причиной открыть галерею на территории завода «Энергоремонт» на «Авиамоторной». Помещение — бывший офис кол-центра такси — досталось Безпалову в непригодном состоянии, и ему пришлось делать капитальный ремонт, который еще не закончен. «К примеру, не так давно я отциклевал старый советский паркет, поменял плинтусы, электрику и выровнял стены. Дальше я планирую постепенно заниматься потолком, окнами и светом», — поделился художник.

С момента открытия в галерее прошло пять выставок. На первой выставке «Олимпийские надежды» был представлен молодой болгарский художник Николай Георгиев, который живет в Париже. Его работы исследуют социально-политическую ситуацию в Болгарии после развала СССР через исторические архивы и нойз-музыку.

Выставочный план Spas Setun сформирован до осени 2023 года и включает две групповые выставки в год и ежемесячные презентации художников со всего мира. Сейчас в листе стоят выставки художников и художниц из Австралии, Армении, США, Венгрии, Германии, Дании, Канады, России и Украины. Безпалов намерен в будущем превратить Spas Setun в настоящую галерею, а также хочет активно принимать участие в небольших ярмарках в Европе. На годовщину открытия художник собирается опубликовать книгу с прошедшими за год выставками и выпустить ограниченную серию вин в коллаборации с небольшой российской винодельней.

До 11 февраля в Spas Setun открыта выставка художника, куратора и преподавателя Школы Родченко Романа Минаева «Моя выставка открывается сегодня вечером! Ты будешь там, правда?».

Галерея Spas Setun. Фото: Виктор Никишов
Галерея Spas Setun.
Фото: Виктор Никишов
Галерея «22»

Малая Грузинская ул., д. 54, этаж 1 («бюро пропусков»)

Недалеко от Белорусского вокзала, на Малой Грузинской, в здании бывшего завода авиационных приборов «Фазотрон» осенью 2020 года студенты и выпускники московских арт-школ — «Среды обучения», Школы дизайна НИУ ВШЭ и Британской высшей школы дизайна — открыли самоорганизованное пространство под названием галерея «22».

«Идея самоорганизоваться была естественной для инициативной группы сообщества, выпускников факультета современного искусства Высшей школы „Среда обучения“. После защиты диплома мы по совету наших преподавателей решили самоорганизоваться, так как вместе проще, интереснее и продуктивнее реализовываться в качестве художников. Впоследствии к нам присоединились не только выпускники, но и студенты школы, а также несколько художников и художниц из других московских арт-школ. Мы нашли несколько вариантов помещения: в НИИДАР, на Бережковской набережной и в новом тогда арт-кластере „Электрические мастерские“. Последний вариант оказался наиболее приемлемым по территориальной и экономической доступности», — рассказала Ирина Гулякина, одна из участниц сообщества.

Сейчас галерея «22» переехала в другое здание бывшего завода «Фазотрон» и соседствует с фондом «Сфера» и галереей «Электрозавод». На данный момент участники сообщества заканчивают ремонт и планируют открыться выставкой Кости Байдакова.

Сообщество состоит из 26 художников из разных городов России, Украины и Израиля. За два года в галерее прошло 14 выставок, и скоро будут объявлены результаты опен-кола на участие в проекте «Парадоксы эволюции». Выставка на тему эволюции и будущего человечества готовится галереей совместно с Государственным Дарвиновским музеем.

На сайте галереи можно приобрести работы художников-резидентов — от яркой сюрреалистической живописи Светланы Бахаревой до монохромных объектов Артема Мунтяна.

Галерея «22». Фото: Галерея «22»
Галерея «22».
Фото: Галерея «22»
Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+