18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бабочки и мотыльки Джонса вспорхнули спустя столетия

Одна из многочисленных иллюстраций Уильяма Джонса к его энтомологическому компендиуму. Фото: Thames & Hudson
Одна из многочисленных иллюстраций Уильяма Джонса к его энтомологическому компендиуму.
Фото: Thames & Hudson
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Британский художник и натуралист Уильям Джонс буквально всю свою жизнь посвятил изображению разных видов чешуекрылых насекомых. Фундаментальный труд «Иконотипы» с его рисунками выпущен сейчас в факсимильном формате

На рубеже XVIII–XIX веков талантливый художник, ученый и натуралист Уильям Джонс (1735–1818) «из Челси» создал почти 1,3 тыс. изображений бабочек и мотыльков, используя образцы 856 видов из коллекций лондонских энтомологов. Среди соратников и поклонников творчества Джонса были датский зоолог Иоганн Христиан Фабриций, один из самых способных учеников шведского ученого Карла Линнея, врач и коллекционер Уильям Хантер (в честь него назван Хантеровский музей в Глазго) и ботаник Джозеф Бэнкс.

Много позже неопубликованный и до начала XX века находившийся в частных руках архив Джонса попал в Оксфордский университет, и его семь томов были объединены в книгу Icones («Иллюстрации»). Бабочки в ней демонстрировали чрезвычайное разнообразие природных видов в эпоху Джонса. Его иллюстрации удивительно точны по форме и цвету, это уникальное сочетание науки и искусства. Впервые эти изображения стали доступны для широкой публики онлайн в 2015 году — теперь же они представлены в бумажном факсимильном издании, которое именуется «Иконотипы: компендиум бабочек и мотыльков».

Iconotypes: A compendium of butterflies and moths. Jones’s Icones Complete/Introduction by Richard I. Vane-Wright. Thames & Hudson; Oxford University Museum of Natural History. 688 c.: 1600 цв. ил. £65. На английском языке
Iconotypes: A compendium of butterflies and moths. Jones’s Icones Complete/Introduction by Richard I. Vane-Wright. Thames & Hudson; Oxford University Museum of Natural History. 688 c.: 1600 цв. ил. £65. На английском языке

Большое научное значение имеет тот факт, что Фабриций в описании 231 вида руководствовался изображениями Джонса (отсюда слово «иконотипы» в названии книги). Среди них — рисунок описанной Фабрицием в 1793 году ямайской эндемичной бабочки «парусник Гомера» (Papilio homerus), одного из всего четырех видов бабочек, в наше время охраняемых международной конвенцией. Превосходно запечатлена бабочка «британский большой аргус», давно вымершая. А еще Джонс изобразил печально известный вид «парусник» (Papilio ecclipsis) — бабочку Линнея, подделку вроде «пилтдаунского человека», — скопировав единственный образец, хранившийся в лондонском Музее естествознания. На самом деле это была изобретательно раскрашенная вручную лимонница, и, когда вскрылось мошенничество, образец был уничтожен самим музеем.

Вступление к книге, написанное бывшим сотрудником лондонского Музея естествознания Диком Вейн-Райтом, усиливает впечатление от иллюстраций. Эта научная статья превращается в увлекательное и всеобъемлющее повествование об эпохе. Тексты других авторов посвящены ранним исследованиям чешуекрылых, их коллекционированию и изображению в XVIII–XIX веках. Идет в книге речь и о вымирании видов по всему миру, причем проблема эта возникла отнюдь не из‑за активности энтомологов. Кстати, сообщение о «бабочках, которых сегодня нельзя встретить на Британских островах», не совсем верно: «клетчатый шкипер» по сию пору живет и здравствует в Шотландии.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+