18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Нефранцузское наследие Cartier

Панно. 2010. Лувр. Фото: Raphaël Chipault
Панно. 2010. Лувр.
Фото: Raphaël Chipault

На выставке в Париже можно узнать, что связывает французский ювелирный Дом и исламскую культуру

В парижском Музее декоративного искусства (MAD) ювелирный Дом Cartier впервые показывает свои богатые архивы, демонстрирующие, как исламское искусство обогатило его коллекции и помогло по-новому взглянуть на старые формы и технику исполнения.

На выставке «Cartier и исламское искусство. У истоков современности» собрано более 500 экспонатов, отражающих историю влияния исламского Востока на стилистику французского ювелирного Дома с начала XX века по настоящее время. Это как ювелирные изделия и предметы из коллекций Cartier, так и шедевры восточного искусства, экспонаты из частных и музейных собраний, а также рисунки, книги, фотографии и архивные документы.

Вид экспозиции. Рендер: Diller Scofidio Renfro
Вид экспозиции. Рендер: Diller Scofidio Renfro

Экспозиция построена по хронологическому принципу и разделена на две части. Первая исследует истоки интереса Дома к искусству исламских стран сквозь призму парижской культурной среды начала ХХ века. Уже тогда в эскизах украшений Cartier стали проявляться геометричность и обобщенность форм, навеянные восточной книжной миниатюрой и архитектурным декором.

Главный креативный гений компании, Луи Картье, в свое время увидел предметы мусульманского декоративного искусства на выставке в Париже и немедленно влюбился. В его экспериментах с упрощением форм возникли зачатки стиля ар-деко, который прогремит лишь десятилетие спустя. Кстати, на выставке в Музее декоративного искусства представлены и антикварные находки самого Луи Картье. Заинтригованный темой Ближнего Востока, он собрал приличную коллекцию персидских миниатюр. Также в числе прочего экспонируются исследования, посвященные путешествиям Жака Картье в Индию и Бахрейн, и эскизы на восточную тему Шарля Жако, одного из самых потрясающих художников в истории Cartier.

Ожерелье Cartier .1936.  Фото: Nils Herrmann, Collection Cartier © Cartier
Ожерелье Cartier .1936.
Фото: Nils Herrmann, Collection Cartier © Cartier

Во второй части выставки акцент сделан на форме изделий, вдохновленных восточным искусством. Знаковые творения Cartier размещены на фоне шедевров исламского искусства. Ориентальные мотивы и сегодня вдохновляют мастеров Cartier.

Выставка стала результатом сотрудничества четырех кураторов: Эвелин Поссеме (MAD), Жюдит Энон (Лувр), Сары Шлейнинг и Хизер Эккер (Далласский музей искусств). Сценографию доверили американскому архитектурному бюро DS&R. Уникальный проект Дома Cartier, парижского Музея декоративного искусства и Далласского музея искусств при участии Лувра еще можно успеть увидеть собственными глазами во французской столице до 20 февраля (а с 14 мая по 18 сентября — уже в Далласе).

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+