Фестиваль «Искусство будущего / Art for the Future» в Мультимедиа Арт Музее, Москва — новый элемент в сети биеннале современного искусства. Ядром биеннале стало цифровое искусство, отражающее тенденции индустрии 4.0, или четвертой промышленной революции, связанной с развитием искусственного интеллекта, технологий виртуальной и дополненной реальности, блокчейна. Кроме того, масштабная экспозиция, расположенная на восьми этажах музея, представляет технобиологические, роботические и кинетические инсталляции, интерактивные объекты, спейс-арт.
В ряде проектов полноправными соавторами художников выступают нейронные сети, которым не отказано не только в интеллекте и творческих способностях, но и в наличии алгоритмического бессознательного. Так, в одном из самых впечатляющих проектов биеннале, «Сны машины» дуэта Gray Cake (Катя Пряник, Саша Сереченко), нейросеть, основываясь на сюжетах человеческих сновидений, производит и показывает собственные сны. Коллектив teamLab представляет бесконечно изменчивый и уникальный в каждое мгновение визуальный ряд, сгенерированный нейросетью и демонстрирующий цветение и увядание цветов. Однако назревает вопрос, доступна ли в действительности машине, работающей с массивами готовых данных, интрига грезы, выдумки, самой жизни с ее непредсказуемостью и неповторимостью?
В эпоху, когда искусственный интеллект выступает художником и куратором, композитором и мыслителем, HR-специалистом (на биеннале об этом, к слову, рассказывает Симон С. Никиль в видео «Слоновий сок») и соперником человека в сетевых играх, мы уже почти не удивляемся его способности учиться у нас тем или иным навыкам. Теперь же настала пора человеку учиться у искусственного интеллекта, что демонстрирует Дмитрий Кавка в ироничной графической серии «Гуглонатюрморты»: художник создает композиции из несочетаемых предметов, подражая генеративному творчеству нейросетей.
Некоторые из участников биеннале обращаются к теме коммуникации. Так, Алексей Борискин и Юлия Вергазова обнаруживают, что отвергнутая людьми система световой связи Li-Fi находит «отклик» у растений. А Джейк Элвес, в свою очередь, занимается изучением и проблематизацией межмашинной коммуникации: в его работе «Замкнутый цикл» две нейронные сети ведут бесконечный диалог, в котором изображения и текстовые комментарии подстраиваются друг под друга.
При столкновении с некоторыми объектами, представляющими собой искусственные жизнеформы, испытываешь чувство легкой тревоги, знакомое по фильму Стэнли Кубрика «2001: космическая Одиссея». Кинетическая скульптура лондонского арт-коллектива Random International ощетинивает свои зеркальные «чешуйки», реагируя на приближение и движение зрителя, а змееобразные робосущества Екатерины Попович («Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя») и Натальи Алфутовой («Самозаклинатель») внимательно сканируют тебя глазами-камерами.
Многие проекты, представленные на биеннале, выполнены художниками в сотрудничестве с учеными и, собственно, художниками-учеными. Две эти ипостаси объединяет, например, Константин Новоселов, художник и физик, лауреат Нобелевской премии, реализовавший в тандеме с Кейт Доуди медитативную медиаинсталляцию «Пятый порядок хаоса» на основе математической модели квазикристаллов. Ростан Тавасиев при содействии астрофизика Сергея Попова разработал проекты трансформации планетарных туманностей, а скульптор Энтони Гормли совместно с профессором астрономии Приямвадой Натараджан создал VR-инсталляцию «Лунатик», позволяющую совершить 15-минутное путешествие в открытый космос и прогулку по лунной поверхности, испытав действие иной, отличной от земной, гравитации. Новейшие технологии, таким образом, позволяют осознать свое присутствие в масштабе планеты, галактики, Вселенной.
Сменить привычный ракурс и оптику на биеннале возможно не только в процессе внеземных путешествий. Так, в работе Анны Толкачевой «Новый Завет. Новый интерфейс» текст Евангелия от Матфея сводится к набору тегов, соответствующих наиболее часто встречающимся в тексте словам. Мозг современного человека, пользователя социальных сетей, натренированный воспринимать не только нарративы, но и комбинации слов, легко считывает смысловую иерархию текста.
Биеннале удивляет непривычными видами искусства. Отдельные залы, например, напоминают центры киберспорта: посетители сидят перед мониторами и орудуют джойстиками, играя в авторские видеоигры. Работа в «жанре» видеоигры позволяет художнику выразить все то же, что и с помощью более традиционных медиумов. Короткие художественные игры — или цифровые поэмы — Маргариты Скоморох и Юлии Кожемяко настраивают игрока на эстетическое созерцание и восприятие, а не на борьбу и достижение целей, а пространство «бродилки» Ярослава Кравцова создано по мотивам работы Маурица Корнелиса Эшера «Относительность».
Не обошлось, разумеется, и без NFT — главного тренда современного арт-рынка. Но хотя в создании криптоарта успели опробовать себя многие экспоненты (в частности, AES+F, Nonotak Studio, Павел Пепперштейн, Аристарх Чернышев), на биеннале представлен только один такой объект — короткое мультипликационное видео Филипа Колберта о разрушении Музея Гуггенхайма гигантским лобстером. Кроме того, NFT-изображения, привязанные к токенам, загружаемым в реальном времени на электронные маркетплейсы, служат материалом для работы Даниэля Каногара «Измельчитель».
Экспозиция в здании на Остоженке, 16 дополнена виртуальной выставкой на цифровой платформе artforthefuture.art, которую каждый может посетить со своего электронного устройства. Среди онлайн-экспонатов — веб-проекты, видеоигры, мобильные приложения, эффекты дополненной реальности в Instagram (некоторые из них, правда, функционируют лишь на новейших моделях смартфонов).
И все-таки, несмотря на множество инновационных, визионерских, расширяющих горизонты восприятия проектов, биеннале рисует в целом предсказуемо привычную картину будущего, хорошо знакомую нам по произведениям научной фантастики: Земля оказывается погребена под горами мусора, человечество влачит существование под гнетом тоталитарной машины, и единственный выход из этой антиутопии — в освоении киберпространства и далекого космоса. «Будущее — это еще одна концепция», — изрекает нейросеть Балабоба (цитаты Балабобы, наряду с высказываниями Иоанна Златоуста, Ильи Кабакова и других, дополняют экспозицию), и эта концепция оказывается непреодолимо устойчивой. Хочется думать, что грядущие биеннале будут способствовать выходу за пределы привычных концептуальных рамок образа будущего.
Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ)
Биеннале «Искусство будущего» / Art for the Future
До 22 мая