18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Будущее — это концепция: искусство в эпоху индустрии 4.0

AES+F. «Турандот 2070». 2020. Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва
AES+F. «Турандот 2070». 2020.
Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Новая международная биеннале «‎Искусство будущего»‎ в МАММ представляет работы, созданные с использованием новейших технологий и наталкивающие на размышления о будущем, которое, кажется, уже наступило

Фестиваль «Искусство будущего / Art for the Future»‎ в Мультимедиа Арт Музее, Москва‎ — новый элемент в сети биеннале современного искусства. Ядром биеннале стало цифровое искусство, отражающее тенденции индустрии 4.0, или четвертой промышленной революции, связанной с развитием искусственного интеллекта, технологий виртуальной и дополненной реальности, блокчейна. Кроме того, масштабная экспозиция, расположенная на восьми этажах музея, представляет технобиологические, роботические и кинетические инсталляции, интерактивные объекты, спейс-арт.

В ряде проектов полноправными соавторами художников выступают нейронные сети, которым не отказано не только в интеллекте и творческих способностях, но и в наличии алгоритмического бессознательного. Так, в одном из самых впечатляющих проектов биеннале, «‎Сны машины»‎ дуэта Gray Cake (Катя Пряник, Саша Сереченко), нейросеть, основываясь на сюжетах человеческих сновидений, производит и показывает собственные сны. Коллектив teamLab представляет бесконечно изменчивый и уникальный в каждое мгновение визуальный ряд, сгенерированный нейросетью и демонстрирующий цветение и увядание цветов. Однако назревает вопрос, доступна ли в действительности машине, работающей с массивами готовых данных, интрига грезы, выдумки, самой жизни с ее непредсказуемостью и неповторимостью?

teamLab. «Жизнь и увядание в текущий момент вечности II». 2019. Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва
teamLab. «Жизнь и увядание в текущий момент вечности II». 2019.
Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

В эпоху, когда искусственный интеллект выступает художником и куратором, композитором и мыслителем, HR-специалистом (на биеннале об этом, к слову, рассказывает Симон С. Никиль в видео «‎Слоновий сок»‎) и соперником человека в сетевых играх, мы уже почти не удивляемся его способности учиться у нас тем или иным навыкам. Теперь же настала пора человеку учиться у искусственного интеллекта, что демонстрирует Дмитрий Кавка в ироничной графической серии «‎Гуглонатюрморты»: художник создает композиции из несочетаемых предметов, подражая генеративному творчеству нейросетей.

Некоторые из участников биеннале обращаются к теме коммуникации. Так, Алексей Борискин и Юлия Вергазова обнаруживают, что отвергнутая людьми система световой связи Li-Fi находит «‎отклик» у растений. А Джейк Элвес, в свою очередь, занимается‎ изучением и проблематизацией межмашинной коммуникации: в его работе «Замкнутый цикл‎» две нейронные сети ведут бесконечный диалог, в котором изображения и текстовые комментарии подстраиваются друг под друга.

Эд Форниелес. «Финилиар». 2019. Инсталляция. Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Эд Форниелес. «Финилиар». 2019. Инсталляция.
Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

При столкновении с некоторыми объектами, представляющими собой искусственные жизнеформы, испытываешь чувство легкой тревоги, знакомое по фильму Стэнли Кубрика «2001: ‎космическая Одиссея»‎. Кинетическая скульптура лондонского арт-коллектива Random International ощетинивает свои зеркальные «‎чешуйки»‎, реагируя на приближение и движение зрителя, а змееобразные робосущества Екатерины Попович («‎Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя»‎) и Натальи Алфутовой («‎Самозаклинатель»‎) внимательно сканируют тебя глазами-камерами.

Многие проекты, представленные на биеннале, выполнены художниками в сотрудничестве с учеными и, собственно, художниками-учеными. Две эти ипостаси объединяет, например, Константин Новоселов, художник и физик, лауреат Нобелевской премии, реализовавший в тандеме с Кейт Доуди медитативную медиаинсталляцию «‎Пятый порядок хаоса»‎ на основе математической модели квазикристаллов. Ростан Тавасиев при содействии астрофизика Сергея Попова разработал проекты трансформации планетарных туманностей, а скульптор Энтони Гормли совместно с профессором астрономии Приямвадой Натараджан создал VR-инсталляцию «‎Лунатик»‎, позволяющую совершить 15-минутное путешествие в открытый космос и прогулку по лунной поверхности, испытав действие иной, отличной от земной, гравитации. Новейшие технологии, таким образом, позволяют осознать свое присутствие в масштабе планеты, галактики, Вселенной.

Екатерина Попович. «Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя». 2019. Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Екатерина Попович. «Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя». 2019.
Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Сменить привычный ракурс и оптику на биеннале возможно не только в процессе внеземных путешествий. Так, в работе Анны Толкачевой «‎Новый Завет. Новый интерфейс»‎ текст Евангелия от Матфея сводится к набору тегов, соответствующих наиболее часто встречающимся в тексте словам. Мозг современного человека, пользователя социальных сетей, натренированный воспринимать не только нарративы, но и комбинации слов, легко считывает смысловую иерархию текста.

Биеннале удивляет непривычными видами искусства. Отдельные залы, например, напоминают центры киберспорта: посетители сидят перед мониторами и орудуют джойстиками, играя в авторские видеоигры. Работа в «‎жанре» видеоигры позволяет художнику выразить все то же, что и с помощью более традиционных медиумов‎. Короткие художественные игры — или цифровые поэмы — Маргариты Скоморох и Юлии Кожемяко настраивают игрока на эстетическое созерцание и восприятие, а не на борьбу и достижение целей, а пространство «‎бродилки»‎ Ярослава Кравцова создано по мотивам работы Маурица Корнелиса Эшера «‎Относительность».‎

Вид экспозиции. Справа - the Network Анны Ротаенко. Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Вид экспозиции. Справа - the Network Анны Ротаенко.
Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Не обошлось, разумеется, и без NFT — главного тренда современного арт-рынка. Но хотя в создании криптоарта успели опробовать себя многие экспоненты (в частности, AES+F, Nonotak Studio, Павел Пепперштейн, Аристарх Чернышев), на биеннале представлен только один такой объект — короткое мультипликационное видео Филипа Колберта о разрушении Музея Гуггенхайма гигантским лобстером. Кроме того, NFT-изображения, привязанные к токенам, загружаемым в реальном времени на электронные маркетплейсы, служат материалом для работы Даниэля Каногара «‎Измельчитель».

Экспозиция в здании на Остоженке, 16 дополнена виртуальной выставкой на цифровой платформе artforthefuture.art, которую каждый может посетить со своего электронного устройства. Среди онлайн-экспонатов — веб-проекты, видеоигры, мобильные приложения, эффекты дополненной реальности в Instagram (некоторые из них, правда, функционируют лишь на новейших моделях смартфонов).

«Нейронный зоопарк» Софии Креспо и «Самозаклинатель» Натальи Алфутовой. Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Нейронный зоопарк» Софии Креспо и «Самозаклинатель» Натальи Алфутовой.
Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва

И все-таки, несмотря на множество инновационных, визионерских, расширяющих горизонты восприятия проектов, биеннале рисует в целом предсказуемо привычную картину будущего, хорошо знакомую нам по произведениям научной фантастики: Земля оказывается погребена под горами мусора, человечество влачит существование под гнетом тоталитарной машины, и единственный выход из этой антиутопии — в освоении киберпространства и далекого космоса. «‎Будущее — это еще одна концепция», — изрекает нейросеть Балабоба‎ (цитаты Балабобы, наряду с высказываниями Иоанна Златоуста, Ильи Кабакова и других, дополняют экспозицию), и эта концепция оказывается непреодолимо устойчивой. Хочется думать, что грядущие биеннале будут способствовать выходу за пределы привычных концептуальных рамок образа будущего.

Мультимедиа Арт Музей, Москва‎ (МАММ)
Биеннале «‎Искусство будущего» / Art for the Future
До 22 мая

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+