МАММ: мультимедийный, актуальный, модный, московский

Мультимедиа Арт Музей, Москва — один из самых посещаемых в России. Фото: МАММ
Мультимедиа Арт Музей, Москва — один из самых посещаемых в России.
Фото: МАММ
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Мультимедиа Арт Музей, Москва отмечает 25-летие с присущим ему размахом — стартом новой международной биеннале «Искусство будущего»/Art for the Future и турне по шести городам России

В честь 25-летия Мультимедиа Aрт Музей, Москва запустит в декабре новую международную биеннале, на которой будет представлено 47 проектов российских и зарубежных художников, использующих в работе новые технологии: нейросети, 3D-анимацию, виртуальную, дополненную и смешанную реальность и многое другое. Среди участников — такие звезды мирового искусства, как Рефик Анадол, Рафаэль Лосано-Хеммер, Михаль Ровнер, арт-группы AES+F и Random International, британский художник Stanza, международный художественный коллектив из Японии teamLab, а также молодые российские авторы Наталья Алфутова, Екатерина Балабан, Юлия Вергазова, Максим Змеев, Анастасия Королева, Мария Молокова, Анна Ротаенко, Анна Толкачева, Gray Cake (Катя Пряник, Саша Сереченко). Это настоящие художники новой эры, которая то ли еще грядет, то ли уже наступила. Речь идет о четвертой промышленной революции — прогнозируемом событии, предполагающем массовое внедрение информационных технологий в производство (индустрия 4.0), масштабную автоматизацию бизнес-процессов и распространение искусственного интеллекта. Художники не просто используют новые технологии, но размышляют о том, как индустрия 4.0 меняет повседневную жизнь, сознание, а также саму структуру общества. Исследования новой реальности, жизнь искусства в сетях и размышления о будущем — вот основные темы биеннале в МАММ. Неотъемлемой частью проекта станет онлайн-платформа artforthefuture.art. На ней будут представлены арт-проекты, созданные и существующие в онлайн-пространстве, а также образовательные интернет-программы. После того как биеннале «Искусство будущего»/Art for the Future завершится 4 апреля 2022 года в Москве, выставочный проект будет показан в шести других российских городах (до февраля 2023 года). Кроме того, весной в столице пройдет международный форум «Искусство будущего».

Посетители на выставке Филипа Колберта. Фото: МАММ
Посетители на выставке Филипа Колберта.
Фото: МАММ

Главный идеолог этого визионерского проекта, как и других выставок и программ Мультимедиа Арт Музея, Москва, — его основательница и бессменный руководитель Ольга Свиблова. Психолог по образованию — по призванию куратор и блестящий арт-менеджер, который всегда на острие актуального искусства. С конца 1980-х годов она курировала и организовывала выставки в разных странах мира, а весной 1996-го провела первую Фотобиеннале в Москве. В том же году, в октябре, появился Московский дом фотографии, которому выделили крошечное пространство в районном выставочном зале на Остоженке, в здании-руине. Ни аварийное здание, ни скромные площади (впрочем, к 2005 году их было уже 3 тыс. кв. м), казалось, не мешали развитию новой институции. Фотобиеннале неизменно проводится по четным годам; с 1999 года к ней присоединилась еще одна — «Мода и стиль в фотографии» (по нечетным); а с 2021 года — уже и третья. В 2001 году Московский дом фотографии был реорганизован в Мультимедийный комплекс актуальных искусств, что куда больше отражало суть, а вскоре появился бренд «Мультимедиа Арт Музей, Москва» (МАММ). Последнюю «м» в названии просят не забывать: музей подведомственен Департаменту культуры города Москвы, да и без доброй воли столичных властей вовсе мог не появиться на культурной карте города и страны.

Интерьеры Мультимедиа Арт Музея, Москва. Фото: МАММ
Интерьеры Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Фото: МАММ

Осенью 2010 года после пятилетней реконструкции, которую МАММ переживал во временном пространстве в Манеже, музей вернулся наконец в свое здание на Остоженке, 16. Общая площадь музея сейчас составляет около 9 тыс. кв. м. Здесь разместились и фонды — более 80 тыс. единиц оригинальных отпечатков и негативов, в том числе работы классиков отечественной фотографии — Александра Родченко, Евгения Халдея, Аркадия Шайхета — и современных художников — AES+F, Евгения Антуфьева, Сергея Браткова, Игоря Мухина. Тут проходят большие выставочные проекты: ретроспективы Анри Картье-Брессона, Энни Лейбовиц, Хельмута Ньютона, Amneziya Джозефа Кошута (2015). Еще один повод для гордости — высокая посещаемость. В 2018–2019 годах общее число посетителей достигало 1,9–2,2 млн в год, и МАММ входил в пятерку самых посещаемых в России.  


Директор МАММ Ольга Свиблова. Фото: Лена Авдеева
Директор МАММ Ольга Свиблова.
Фото: Лена Авдеева

Ольга Свиблова: «Для меня будущее интереснее и реальнее настоящего»

Инициатор создания и директор Мультимедиа Арт Музея, Москва рассказала о том, как развивалось ее детище, откуда она берет силы и идеи для новых проектов и как справляется с усталостью

Когда и почему фокус интереса вашего музея сместился с фотографии на мультимедиа?

Основанный 25 лет назад как Московский дом фотографии, уже в 2001 году наш музей поменял официальное название, стал Мультимедийным комплексом актуальных искусств. Это официальное название полностью соответствует нашей деятельности, хотя оно труднопроизносимое, поэтому появился бренд МАММ — Мультимедиа Арт Музей, Москва. Мы — комплекс, так как у нас есть несколько больших направлений. Это музей фотографии с огромной коллекцией (около 170 тыс. единиц хранения), показывающий историю русской фотографии от середины XIX века до современного искусства, использующего фотографию как медиа. У нас есть две фотобиеннале: международная Фотобиеннале, проводимая с 1996 года, и биеннале «Мода и стиль в фотографии», проводимая с 1999 года. Кроме того, есть стратегическая программа «История России в фотографии», над которой мы работаем с 1997 года и в рамках которой в 2016-м открыли и развиваем портал russiainphoto.ru. Кроме того, в состав MAMM входит образовательная институция — Школа фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, получившая в 2018 году в Париже звание «лучшей институции в области художественного образования Центральной и Восточной Европы».

Одна из коллекций нашего музея связана с современным искусством и искусством, использующим новые технологии (около 5 тыс. единиц хранения). МАММ регулярно делает проекты в области современного искусства, показывая как историю мирового современного искусства, так и историю российского современного искусства. Прежде всего важно, чтобы наши проекты были актуальными, а актуальным может быть и тот или иной исторический аспект, и то новое, что появляется в искусстве сегодня. Поэтому фокус нашего внимания изначально был направлен и на молодых художников, создающих новые проекты и творящих сегодня то, что завтра станет историей искусства.

История искусств, которую я неплохо знаю и очень люблю, показывает, что искусство всегда апроприировало новые технологии. Фотография или видеоарт, появившийся сравнительно давно, — одни из самых наглядных тому примеров. Понятно, что достижения индустрии 4.0, которые стремительно меняют мир и жизнь каждого из нас, апроприируются современным актуальным искусством, поэтому несколько лет назад и возникла идея новой международной биеннале «Искусство будущего»/Art for the Future.

Где вы черпаете идеи? Что вас вдохновляет?

Идеи для выставочных проектов МАММ и наших биеннале, в том числе новой биеннале «Искусство будущего»/Art for the Future, черпаются из того, что происходит в мировом искусстве, за которым я непрерывно слежу. Это выставки в крупнейших музеях, галереях — как наиболее влиятельных, так и начинающих; это то, что показывается на крупнейших международных ярмарках искусства — как в разделе «классика», так и в разделе emergent artists. Я также держу руку на пульсе самого молодого искусства, следя за работами не только выпускников Школы Родченко и других художественных образовательных институций России, но и за тем, что делается студентами и выпускниками европейских и американских школ искусств. Сегодня к тому, за чем ты всегда следишь, а именно к художественной жизни в офлайне, присоединяется и огромное, пока плохо поддающееся институциализации и формализации пространство онлайн-искусства.

В то же время сама непрерывно меняющаяся жизнь, экономическая, политическая, психологическая атмосфера эпохи делают что-то из твоих идей особенно актуальными сегодня. Тогда приходится менять заранее составленные планы. Как директор музея, вместе с нашей кураторской командой я пытаюсь понять и спрогнозировать, почему именно здесь и сейчас «выстрелит» тот или иной проект, как он будет резонировать с теми проблемами, которые волнуют и меня, и нашу публику — особенную, прекрасную, молодую (около 90% наших зрителей от 18 до 35 лет). Между сферой искусства и реальной жизнью идет постоянное мерцание. Это мерцание и влияет в конечном итоге на то, что дает идеи и вдохновляет.

Вы не устали четверть века быть на острие актуальности, удивлять зрителей снова и снова? Откуда вы берете ресурс?

Как все нормальные люди, периодически я, конечно, устаю. Особенно учитывая то, что иногда годами работаешь без отпуска и практически без выходных. Для меня счастье — это когда есть работа! А работа у меня любимая. Когда я устаю, главным ресурсом оказывается искусство во всех его проявлениях: кино, литература, поэзия, музыка, архитектура, художественные проекты. Когда совсем нет сил, я отправляюсь, например, смотреть выставки моих коллег в музеях, иду в галереи, в кино, читаю книги, новые или любимые еще с юности, и силы приходят сами собой. А еще я смотрю новости каждый день, по всем российским и зарубежным каналам, читаю их в интернете. Мы живем в мире горящих новостей. Эти новости, безусловно, часто стресс. Одновременно они стимулируют тебя думать не только о дне сегодняшнем, но и пытаться прогнозировать будущее. Для меня будущее интереснее и реальнее настоящего.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Классик современного британского искусства считает, что для того, чтобы увидеть мир во всей его красоте, надо его рисовать, а не фотографировать, так как камера видит мир геометрически, а мы должны видеть психологически
16.11.2021
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+